Воспитать социально активную личность

- 9:16Авторские колонки, По делу с Наталией Бушной

Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 им. Ф.Скорины Наталия БУШНАЯ

 

 

 

 

В преддверии годовщины Великой Победы тема воспитания молодежи в уважении к нашему героическому прошлому звучит особо актуально. И роль школьной биб­лиотеки в этом процессе, бесспорно, важна.

С моей точки зрения, перспективы школьной библиотеки связаны как раз таки с усилением ее воспитательной функции, ее становлением в качестве центра интеллектуального притяжения и реализации значимых для общества, школы и личности учащегося социально-образовательных практик.

Первая белорусская биб­лиотека при учебном заведении появилась на Полоцкой земле в XVI веке. Сегодня же библиотека есть в каждой школе, но ее роль претерпевает изменения. В наши дни она перестала быть только лишь местом для хранения и выдачи книг и учебников. С появлением гаджетов некоторые учащиеся пользуются электронными версиями учебников и книг, но это не означает, что они исключены из библио­течного пространства.

Во многих школах библиотека стала местом проведения конференций, семинаров для педагогов, местом встреч учащихся при их подготовке к интеллектуальным и творческим конкурсам. Особую значимость приобретают библиотеки, когда речь идет о командной работе при разработке учащимися различных проектов и акций. В нашей гимназии, например, в библиотеке, в окружении классического наследия, хорошей литературы и на примерах современных достижений страны мы проводим заседания родительского клуба. В библиотеке организуются тематические выставки творческих работ учащихся и родителей. Фактически школьная библиотека становится полифункциональным образовательным центром и выступает своеобразным корпоративным коворкингом, хабом, локацией встреч педагогов, учащихся и родителей.

Вместе с этим школьные биб­лиотеки сегодня меняют инфраструктуру, внешний облик. Библиотечный фонд оцифрован. Библиотеки оборудованы мультимедийной техникой, персональными компьютерами с выходом в интернет, комфортной мебелью. Библиотечное пространство, как правило, структурировано с выделением зон, рабочих мест, в которых можно работать индиви­дуально, в малых группах или небольших коллективах.

И закономерно возникает вопрос: а все ли библиотекари готовы к изменениям, к своей новой полифункциональной роли, роли организатора пространства общения в мире хорошей книги? Думаю, однозначного ответа самих библио­текарей и тех, кто работает в учреждении образования, мы пока не получим. Да, трудно сегодня отрицать тот факт, что круг компетенций библиотекаря стал гораздо шире специалиста по выдаче и учету книг. Но трансформации, о которых шла речь выше, требуют переосмысления, которое начинается с осознания работником новой роли, критической самооценки личностного потенциала в переформатировании своего профессионального статуса. Здесь нужны не только воля и желание развивать свою компетентность самого работника, но и поддержка со стороны руководства школы.

Но, согласитесь, какие бы доводы мы ни приводили в пользу изменений, школьная библиотека по-прежнему призвана выполнять миссию важного социокультурного ресурса общества и государства. Она должна оставаться библиотекой с фондами учебников и книг, потому что книга тем и отличается от информации, полученной из интернета, что ее содержание проходит многоэтапную проверку. И если мы хотим перечитать Лермонтова или Богдановича, то лучше это сделать, взяв в руки томик поэта. А грамотно представить достижения современной Беларуси в рамках реализации образовательного проекта “ШАГ” или при проведении родительского клуба неоценимую помощь нам окажет издание С.Г.Мусиенко “Гордость за Беларусь”, которое имеется в каждой школьной библиотеке. Книга не потерпит неточностей и тем более искажений истины. Книга в школьной библиотеке не позволит исказить историческую память, историческую правду. За ошибочную, а иногда осознанно искаженную информацию в интернете спросить не с кого. Для нас, педагогов, это известная истина, но как важно сегодня донести эту истину до подрастающего поколения!.. 

Да, действительно, школьное библиотечное пространство в наше время — это не только книги и учебники. Перед нами стоит задача развития этого пространства как синергии знаний, полученных из реальных и виртуальных источников, нацио­нальной культуры, исторической памяти, современных достижений, коммуникации между субъектами образовательных отношений, эффективных информационно-­коммуникационных технологий и современного дизайна. А главным субъектом организации такого пространства всегда будет личность библиотекаря — носителя традиционных нравственных, семейных ценностей, проводника уважительного отношения к нашей государственности.