Выпускница сельской школы после учебы в педвузе пришла работать в родное учреждение образования

- 16:18Первое рабочее место, Проекты

Окончив Паличинскую среднюю школу Любанского района, Мозырский государственный педагогический университет им. И.П. Шамякина по специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)», Ирина Заяц вот уже третий год преподает биологию и химию в сельской школе, где всего 43 учащихся. А с этого учебного года она еще и учитель географии. Подробности – в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Разносторонняя личность

Будучи классным руководителем в восьмом классе, молодой педагог по субботам вместе со своими учениками занимается народными танцами. К слову, именно следуя примеру наставницы, сначала несколько девочек из класса, а затем и все 10 человек стали танцевать в местном Доме культуры. А как только танцевальный кружок появился в школе, ребята начали посещать его.

Любовь к народному творчеству – давнее увлечение И. Заяц. Учась на 3-м курсе университета, она с удовольствием занималась в любительском народном ансамбле народной музыки и песни «Стрэчанне», который выступал на самых масштабных городских мероприятиях, участвовал в республиканских и международных конкурсах. Впрочем, это далеко не единственное хобби Ирины Александровны.

В детстве, окончив музыкальную школу по классу баяна, Ира активно увлекалась пением. В старших классах пробовала свои силы в театральной студии районного Дома культуры, занималась спортом, отстаивала честь учреждения образования в районных состязаниях по плаванию, волейболу, баскетболу, легкой атлетике.

Страха проиграть или попробовать себя в чем-то новом не было, – говорит собеседница. – Если не попробуешь, не узнаешь, есть ли у тебя способности и в каком направлении лучше развиваться. Если не получалось достичь высот в каком-то деле, всегда относилась к проигрышу как к опыту, который помогает познать себя.

Студенческие годы

Разносторонние увлечения и интересы девушки сделали ее университетские годы насыщенными и разнообразными. Применение своим творческим способностям она нашла сама: пришла к педагогу-организатору и изъявила желание участвовать в общественной жизни университета.

Спешка на тренировку или репетицию после занятий, бессонная ночь перед выступлением никогда не были в тягость, как бывает у некоторых молодых людей, наоборот – в удовольствие, – отмечает И. Заяц. – Моими новыми спортивными увлечениями в университете стали гандбол и армреслинг. Появилось и такое новое хобби, как бердвотчинг – наблюдение за птицами. Оказалось, что изучать характеры и повадки пернатых интересно и познавательно. Кстати, одна из научных работ, написанных во время учебы в университете, была связана с орнитологией.

Продолжая реализовываться в творчестве, И. Заяц в студенчестве начала посещать занятия в театральной студии городского Дома культуры, где режиссер Мозырского драматического театра имени Ивана Мележа ставил своим подопечным речь, обучая дикции и артикуляции, учил работать на публику, владеть и управлять голосом, мимикой, жестами. Сегодня педагог вспоминает:

– На фестивале любительских театральных коллективов мы заняли 1-е место с пьесой «Стеклянный зверинец». Я играла скандальную маму, любительницу ссор, стычек, громких выяснений отношений, что в жизни мне абсолютно не свойственно. Полтора года занятий в студии – это колоссальный опыт, который научил меня многим полезным вещам для общения с людьми.

При всем многообразии увлечений староста Ирина успевала и хорошо учиться. На 3-м курсе, заинтересовавшись научной работой, написала два исследования по генетике, орнитологии и педагогике, где рассматривались вопросы эстетического воспитания учащихся на уроках химии.

В числе трех сотен юношей и девушек со всей страны, добившихся особых успехов в учебе, творчестве, спорте, научной и общественной деятельности, – стипендиатов специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов – Ирина Заяц была приглашена на Президентский бал.

– Сегодня, проводя профориентационную работу в старших классах, я говорю своим ученикам, что не стоит бояться и отсиживаться в сторонке, если можно быть активным, осваивать что-то новое, воплощать в жизнь нечто полезное. Ведь так намного веселее и интереснее жить, – уверена Ирина Александровна. – По себе знаю: осознание «я могу», «я умею» повышает некую внутреннюю планку, у человека будто вырастают крылья, хочется покорять новые высоты.

Педагогический опыт

Переступив порог Паличинской средней школы три года назад в новом для себя статусе педагога, Ирина Александровна чувствовала поддержку коллег, которые встретили ее приветливо и дружелюбно, всегда помогали, к примеру, с оформлением документации.

Сегодня молодой специалист успешно освоилась в разных направлениях педагогики. Со своим 8-м классом в этом полугодии они принимают активное участие в социальных проектах по посадке леса, сбору пластиковых крышек.

Сейчас мой класс охотно участвует в республиканской акции «Крышечки в обмен на жизнь». Своим энтузиазмом мальчишки и девчонки заразили всю школу, – говорит педагог. – Между классами началось настоящее соревнование. Загоревшись желанием победить, школьники подключили родителей. Теперь в окрестностях учреждения образования, да и во всем поселке, не найти пластикового мусора. К тому же дети объяснили взрослым, как правильно сортировать пластик в зависимости от маркировки на бутылке, рассказали, что не любые полимеры легко утилизировать.

В прошлом году под руководством Ирины Александровны юные любители биологии проводили исследовательскую работу по биологии, изучая эффективность применения моющих средств для удаления микроорганизмов, и заняли 3-е место в районе.

Исследование микрофлоры поверхностей детей впечатлило. Однажды увидев, как разрастаются колонии микробов, они, пожалуй, надолго запомнили, почему руки важно мыть с мылом и почему при уборке нужно как следует обрабатывать моющими средствами загрязненные поверхности, с которыми ежедневно контактирует множество людей: парты, дверные ручки, канцелярские ручки.

– Ватной палочкой мы брали пробы с загрязненных поверхностей и, используя самый распространенный базовый метод посева, сеяли микроорганизмы на питательную среду (желатин или агар) в чашке Петри. Затем поверхность обрабатывали моющими средствами, антисептиками и брали повторные пробы, – рассказывает об исследовании И. Заяц. – Взращивая бактерии около двух недель, мы наблюдали, как разрастаются колонии микроорганизмов, проводили измерения площади этих колоний при помощи миллиметровой сетки, а затем делали сравнительный анализ и выявляли прямую зависимость между степенью загрязнения поверхности и уровнем заселения питательной среды микроорганизмами.

Результаты исследования показали, что из четырех изучаемых поверхностей наиболее загрязненная микроорганизмами школьная парта.

Диаграмма 1. Степень загрязнения поверхностей микроорганизмами 

Диаграмма 2. Эффективность исследуемых моющих средств

В следующем году педагог хотела бы организовать для ребят своего класса кружок по орнитологии, так как заметила, что экскурсии в рамках школьной программы при изучении, например, жизни живых организмов в определенной местности (парке или лесу) вызывают у детей большой интерес:

– Я вижу, что дети с удовольствием наблюдают за повадками нагловатых и хитрых врановых птиц, галок, ворон, грачей, рассматривают, как те, словно профессиональные шулеры – один отвлекает, а второй ворует – отбирают у других пернатых еду. Когда-то в университете и меня преподаватель факультатива по орнитологии заинтересовал и увлек своими рассказами о жизни птиц. Мы отправлялись на прогулки в разные локации: лес, поле, парк, берег реки. Это всегда было очень познавательно и интересно. А затем можно пойти дальше: сооружать с учениками скворечники, синичники, трясогузочники, дуплянки и прочие домики для разных питц, проводить различные исследования о жизни пернатых вблизи школы.

Имея пока небольшой педагогический опыт, Ирина Александровна отмечает:

Важно расположить к себе детей, создать такие условия и такую атмосферу, в которой им комфортно. Я стараюсь, соблюдая субординацию, быть с ними на равных, без авторитарного давления. Когда ты интересен ребятам как личность, проще и легче увлечь их своим предметом.

И это педагогу удается. Одна из выпускниц небольшой сельской школы пошла по ее стопам и увлеклась биологией, теперь учится в Мозыре. Тем временем Ирина Александровна готовит к сдаче ЦЭ по биологии еще одну старшеклассницу.

Марина КУНЯВСКАЯ