«Здорово бы в космосе поварить!» Мастер по сварке Индустриально-педагогического колледжа мечтает о высоком

- 15:27Образование

Педагог-сварщик Петр Татусь успешно выступает в конкурсах профессионального мастерства, передает свой опыт учащимся колледжа и продолжает заочно учиться в университете. С ним пообщался корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Аппетит к знаниям приходит во время учебы

Мастером производственного обучения по сварке в минском Индустриально-педагогическом колледже (филиал РИПО) Петр Татусь работает первый год, параллельно получает высшее образование в БНТУ. Несмотря на молодой возраст, 21-летнему специалисту есть чему научить своих подопечных. За его плечами победы в значимых городских, республиканских и международных конкурсах профессионального мастерства.

А ведь еще шесть лет назад уроженцу Пинска, который оканчивал 9-й класс средней школы № 7 с баллом аттестата 4,9, дорога, казалось, одна — получить рабочую специальность. Так, Петр поступил в Пинский государственный профессионально технический колледж машиностроения, где осваивал одновременно три квалификации: «электрогазосварщик», «рихтовщик автомобилей», «водитель категории «С». Поступая, сомневался между профессиями строителя и сварщика. Однако, познакомившись поближе с последней по видео в интернете, выбор сделал в пользу сварки, чем-то этот процесс показался увлекательным и захватывающим.

На первом курсе у молодого человека появилось понимание, что надо подтягивать знания, чтобы потом можно было учиться дальше. Неожиданно интересными предметами стали математика, черчение, химия. В них он стал разбираться не на 3—4 балла, как это было в школе, а на все 8—9. Тогда же, слушая рассказы преподавателей о необычных сварочных работах на Международной космической станции или под водой, первокурсник словил себя на мысли: «Здорово бы в космосе поварить!».

В середине второго года обучения преподаватель колледжа Геннадий Алексеевич Романовский, а по совместительству национальный эксперт по сварке Беларуси, предложил Петру после занятий позаниматься дополнительно. Юноша согласился, к тому же в тот момент он получил травму ноги, и в свободное время ему было не до любимого спорта. Процесс сварки достаточно быстро увлек и затянул. Отвечая на вопрос: «Чем?», мой собеседник объясняет:

— На протяжении полутора лет занятия проходили в другом колледже, где располагался центр компетенций по сварке. Оборудование там было совершенно другое: новое, дорогостоящее. К тому же мы приобретали новые практические навыки, учились делать то, что не осваивали по учебной программе. Уже тогда я понял, что сварка — процесс одновременно и техничный, и творческий. При этом профильные сварочные предметы стали даваться легко. Да и по общеобразовательным предметам отметки к окончанию колледжа заметно изменились. Средний балл аттестата был уже 7,8.

В центре компетенций современных сварочных технологий колледжа новички тренируются на 3D-тренажерах, имитирующих сварку нескольких видов, затем оттачивают навыки по всем видам сварки на суперсовременном сварочном оборудовании. А еще осваивают термическую резку листового металла и труб, учатся готовить металл к сварке, управлять роботизированным сварочным комплексом, осуществлять контроль качества сварных соединений.

Следующей ступенькой после получения профессионально-технического образования стало обучение на уровне ССО. Петр Татусь три года назад сменил Пинск на Минск, поступив в Минский индустриально-педагогический колледж, и получил квалификацию «техник–технолог сварочного производства» (на нее принимают после 11 классов. — Прим. авт.). Учиться в минском колледже, к слову, его позвал за собой педагог Г.А. Романовский, который стал там преподавать. Под его руководством Петр Татусь продолжил совершенствоваться в сварке и начал активно участвовать в конкурсах профмастерства.

От конкурса к конкурсу

Ежегодно участвуя в городских этапах конкурса по сварке, юноша трижды занимал первое место, а еще успешно участвовал в конкурсе сварщиков Беларуси, где соревнуются по 3 профессиональным компетенциям: «Сварка трубы ручной дуговой», «Полуавтоматическая сварка пластины», «Аргонодуговая сварка трубы». Не единожды демонстрируя высокие результаты и профессионализм, молодой человек попал в национальную команду Беларуси.

— Пожалуй, одним из запоминающихся для меня испытаний стал Международный чемпионат высокотехнологичных профессий «Хайтек–2022», куда я отправился в составе национальной сборной. Конкурс проходил в Екатеринбурге в ноябре 2022 года. Возраст участников варьировался от 18 до 40 лет, поэтому соперники были очень сильные, довелось соревноваться с теми, кто в профессии столько же лет, сколько я живу. Были представители таких крупных компаний, как «Росатом», «Роскосмос». Я занял третье место, чему был очень рад. Кстати, наша команда выступила очень достойно, почти все ребята заняли призовые места, — делится впечатлениями Петр.

В мае этого года, дебютировав на Республиканском конкурсе профессионального мастерства Profskills Belarus 2023 в номинации «Сварочные технологии», Петр Татусь выиграл золото, что позволило ему без вступительных испытаний стать студентом инженерно-педагогического факультета БНТУ.

— Тяжело ли далось золото?

— Перед конкурсом было не так много времени на подготовку, так как нужно было работать над дипломом. А на самом состязании пришлось попотеть в прямом смысле слова, — улыбаясь, рассказывает Петр Сергеевич. — Соревновались мы в конце мая, когда было достаточно жарко, палатку нельзя было открывать из-за сквозняков, которые мешают при сварке. А варить приходилось на протяжении 8 часов. И так несколько дней подряд. К тому же задания были заранее неизвестны. Зачастую перед тем, как приступить к их выполнению, нужно было хорошенько подумать. Ведь при изготовлении некой сложной конструкции, миксируя четыре способа сварки, важно продумать последовательность действий так, чтобы выполнить работу качественно и с наименьшими затратами времени.

— Позади успех во многих конкурсах профмастерства. Чем для вам притягательны эти соревнования?

— Поначалу, принимая участие в профессиональных конкурсах, я, наверное, хотел испытать себя, проверить свое мастерство. А сейчас это скорее для развития, самосовершенствования. Да и сам состязательный процесс нравится, дух соперничества привлекает.

Был ученик — стал мастер

На третьем курсе усердному и перспективному выпускнику руководство предложило попробовать себя в роли мастера производственного обучения. И уже с сентября Петр Татусь стал вести сетевое обучение на базе центра компетенций современных сварочных технологий колледжа. Сюда приезжают попрактиковаться ребята из разных колледжей страны. У всех есть свой план обучения, которого и придерживается мастер.

После окончания колледжа перспективный молодой человек остался здесь работать в качестве мастера производственного обучения. Сейчас его подопечные — «сетевики» из разных УО и второкурсники. Практические занятия у них стартуют с сентября. Так, в первом полугодии они около месяца осваиваются на сварочном посту в колледже, выполняя и оттачивая базовые навыки, а во втором полугодии на три месяца отправляются на заводы. На третьем курсе ребят ожидает работа над курсовыми проектами, подготовка к диплому и две практики, одна из которых напрямую связана с дипломной работой.

На первых практических занятиях, прежде чем сваривать две детали вместе, новички учатся наплавлять металл, чтобы рука «запомнила», как нужно держать сварочный инструмент. Первоначальные ошибки у всех одинаковые: неправильно зажигают дугу, слишком быстро и резко отводят электрод. Из-за резких движений жидкотекучий металл, который переносится каплями, разбрызгивается в разные стороны, и не достигается равномерность сварного шва. Неудивительно, что поначалу многие обращаются к мастеру за помощью.

— Я сомневался в том, как правильно подобрать оптимальный режим сварки, и решил посоветоваться. Педагог всегда доходчиво всё объясняет и показывает. Мы ведь до этого только видео смотрели и тренировались на виртуальном сварочном тренажере с применением 3D-технологий дополненной реальности, — рассказывает Дмитрий Водич, учащийся группы 162-222, которая занимает в колледже 3-е место по успеваемости. — Там ты учишься держать руку правильно: под определенным углом, на определенной высоте и соблюдать расстояние в 1,5 мм до рабочей поверхности. Ну а на сварочном посту, когда мы начинаем осваивать различные виды сварки, вместо джойстика настоящий сварочный аппарат, к тому же тут значительно жарче.

Сегодня молодой мастер особых трудностей из-за минимальной разницы в возрасте со своими учениками не ощущает. Хотя припоминает, что в самом начале преподавательского пути, когда сам еще был учащимся и при этом уже учил других, было немного сложно:

Порой не знал, как правильно, максимально доступно донести информацию, советовался с коллегами. Они всегда помогали, подсказывали. С опытом стал чувствовать себя увереннее. Кстати, победы в профессиональных состязаниях сыграли мне на руку и в преподавательском деле. Когда учащиеся видят мои фото в колледже с разных конкурсов, начинают интересоваться, что к чему. Я, конечно же, всегда рассказываю, в чем польза и преимущества проявления такой активности.

Случается и так, что Петр Сергеевич видит в группе из 20 человек парнишку, больше других увлеченного делом, задающего много вопросов, тогда, как некогда делал его наставник, предлагает чуть больше позаниматься. Были случаи, когда юноши, возвращаясь в свои учреждения образования, по его примеру начинали больше погружаться в сварочное ремесло, нацеливаясь на участие в конкурсах. Кстати, с одним из своих учеников они встретились на столичном состязании, где тот занял второе место. Бывает, и мастера-новички, сопровождающие группы, проявляют повышенный интерес и просят коллегу научить их чему-то новому. Это молодого специалиста, безусловно, радует, и он с удовольствием делится тем, что умеет. А заодно готовится к очередному конкурсу в Санкт-Петербурге.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора и предоставлено собеседником