Студентов он посвящает в тайны небесных тел, прихожанам старается открыть тайны Отца Небесного. Протоиерей Александр Шимбалев четверть века преподает астрономию в БГПУ имени Максима Танка и убежден, что наука и религия не антагонисты, а союзники.
Стремление к гармонии
— Отец Александр, ощущаете ли вы искренний интерес студентов к своей науке?
— Всякий думающий человек размышляет о мире, в котором живет, о его судьбе. Когда начинаешь разбираться в этих темах, понимаешь, что астрономия охватывает весь пласт мировой культуры и стоит на вершине многих наук. Поэтому ее изучают в выпускном классе школы и на старших курсах вузов. Студенты всегда интересовались астрономией, она дает представление о структуре Вселенной, поднимает важные мировоззренческие вопросы.
На более простом уровне интерес к астрономии подогревает современная фантастика, изобилующая историями об инопланетянах, переходах через пространственно-временные туннели и др. Всегда было интересно разобраться, как же все устроено на самом деле. Простой разбор литературных произведений или статей в желтой прессе не позволяет изучить строение Солнечной системы, нашей Галактики и всей видимой Вселенной.
— Вероятно, многие студенты, в силу традиций нашей системы образования, атеисты. Не смущает ли вас это?
— Наоборот. Я встречаюсь с атеистами крайне редко. Другой вопрос, что не все религиозны, не все воцерковлены, т.е. не участвуют активно в жизни церковной общины. Беседы с редкими атеистами показывают, что эти взгляды бывают от отсутствия знаний в области богословия и религиоведения или от состояния души, что является верой, но другого характера. Есть такая шутка. В Раю апостол Петр говорит:
— Господи, пришли атеисты и просят их принять.
— Скажи им, что Меня нет!
— Они не верят!
Мне еще не приходилось общаться с атеистом, который был бы настолько образован, что дискуссия бы касалась глубокой сути его возражений. Чаще всего это или незаинтересованная некомпетентность, или злобное отрицание, выдающее болезненное состояние души, а не плод раздумий.
— Философа Иммануила Канта приводили в восхищение и благоговение, по его признанию, звездное небо над ним и моральный закон в нем. Непостижимая гармония и безграничность Вселенной и окружающего мира и непреложность нравственных установок, провозглашенных в Евангелии, — убедительнейший довод в пользу существования Творца?
— Безусловно! Но, чтобы это понять, нужно очень много знать. Вы не случайно упомянули Канта — умнейшего человека своей эпохи. Если бы все люди читали Евангелие и пытались разобраться в учении, изложенном в нем, жизнь была бы другой. Их души, соприкоснувшись с красотой учения Христа, засияли бы особым светом. Священное Писание свидетельствует, что мир является гармоничным, описывая его как художественное произведение, исследование которого позволяет познать премудрость Творца.
Космология показывает разнообразие и сложность физических систем, наполняющих Вселенную. Ученые трудятся уже около ста лет, стремясь создать “теорию всего”, которая охватывала бы все разделы физики и была бы, по их представлениям, простой и гармоничной, т.е. “красивой”. Стремление к гармонии заложено в человеке и является одной из граней Образа Божия в нем.
Коперник и беседа с Богом
— Как вы сами пришли к вере?
— Я шел по этому пути еще учась в старших классах школы. Меня вели размышления.
— Ваша супруга тоже человек воцерковленный?
— Моя супруга Елена Юрьевна активно трудится в области духовно-нравственного просвещения. Работает в Синодальном отделе Белорусской Православной Церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования. Наши дети тоже воцерковлены.
— Известная картина польского художника Яна Матейко называется “Коперник. Беседа с Богом”. А ведь церковь не очень-то приветствовала открытие вашего великого коллеги по профессии, “остановившего Солнце”, да и с инквизицией в то время шутки были плохи…
— Католическая церковь первоначально вполне спокойно отнеслась к открытию Николая Коперника. Он был каноник, духовное лицо, не имел никаких претензий от инквизиции. Его книга “Об обращении небесных сфер” вышла в 1543 году и широко использовалась в научных расчетах. Инквизиция заинтересовалась ей из-за трудов Джордано Бруно, который проповедовал магическую религию поклонения Солнцу.
Труд Коперника внесли в “Индекс запрещенных книг” в 1616 году с пометкой “до исправления”. Эти исправления были сделаны в 1620 году. Эпоха Нового времени явилась ареной смешения старых традиций и новых исканий. С одной стороны, христианское богословие внесло значительный вклад в развитие новой парадигмы естествознания, с другой — эта реформированная наука стала отрываться от богословия и традиций античной науки, опиравшейся на труды Аристотеля.
— То есть конфликты той эпохи не стоит истолковывать как борьбу науки и религии?
— Да, в обоих лагерях оказались одновременно ученые и представители Церкви. Это был конфликт между двумя научными парадигмами. Масла в огонь подливали люди, которые вмешивались не в свои дела — сакрализовали научные представления Аристотеля или пытались рассматривать Библию как естественнонаучный текст. Ведь светская наука исследует материальную Вселенную с помощью своих методов, а богословие занимается вопросами Богопознания и спасения души человека, позволяет своими методами осознать саму причину бытия мира.
Согласно учению Церкви, Вифлеемская звезда была не естественным астрономическим явлением, а чудесным явлением. Никакое астрономическое явление не могло вести волхвов из Иерусалима в Вифлеем и остановиться над местом, где родился Христос. Исполнив свое назначение, звезда исчезла с неба.
Все ближе Рождество…
— Знаю о вашем скептичном отношении к астрологии. Но у того же Булгакова Воланд в “Мастере и Маргарите” довольно убедительно предсказывает Берлиозу его погибель: “Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла…” и т.д. А писатель очень основательно изучал первоисточники…
— Астрология имеет такую же “научную” достоверность, как гадание на картах. Целью ее является не объяснение строения мира и описание законов, лежащих в его основе, а прогнозирование с помощью объектов своего символического языка, оторванного от реальности. Современные научные исследования показали, что астрология не дает верных предсказаний.
А роман Булгакова — это сказка. Писатель не является ученым, он не может провести авторитетное научное исследование. Изучение первоисточников в литературном деле — это правдоподобное отображение героев в канве их эпохи и образа мыслей. К тому же, даже если посмотреть астрологический справочник, то транзитный Меркурий во втором доме означает при негативных аспектах денежные проблемы или непредвиденные траты, что никак не относится к смерти Берлиоза. Видно, что Булгаков просто что-то написал, чтобы создать астрологический образ.
“Мастер и Маргарита” — это не богословский труд и не философское исследование. Это крик души человека, уставшего от повседневных ужасов современного ему общества. Образы, созданные писателем, не отражают достоверно события Евангельской истории и не дают адекватных характеристик персонажей. Булгаков хочет показать, что нравы людей стали противны даже дьяволу, который начинает наказывать за грехи. Конечно, это не отражает богословие Церкви, в котором он является главным искусителем.
— Все ближе Рождество Христово — один из наиболее любимых и чтимых нами праздников. Скажите, чудесная Вифлеемская звезда — метафора, миф или она действительно существовала и вела волхвов?
— Это небесное явление, сопровождавшее Рождество Христово, названное так волхвами и описанное в Евангелии от Матфея: “Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему” (Мф. 2:1-2).
О природе звезды было высказано множество мнений как богословами, так и светскими учеными. В ней пытались распознать комету, вспышку сверхновой звезды, соединение планет и т.д. Согласно учению Церкви, Вифлеемская звезда была не естественным астрономическим явлением, а чудесным явлением. Никакое астрономическое явление не могло вести волхвов из Иерусалима в Вифлеем и остановиться над местом, где родился Христос. Исполнив свое назначение, звезда исчезла с неба.
— Антиковидные ограничения и рекомендации вынуждают нас быть осторожными при посещении храмов даже в эти дни и вообще дуть, что называется, на воду. А какими православными обязанностями и традициями пренебрегать все же очень нежелательно?
— Все православные традиции нужно соблюдать. По всем частным вопросам поведения в храме можно посоветоваться со своим приходским священником, лично или по телефону. Это позволит принять оптимальное решение в каждом конкретном случае.
Владимир ПИСАРЕВ.