Значимость современных информационно-коммуникативных технологий в образовании не вызывает сомнений. Интеллектуальный капитал общества как ресурс цифровой экономики формируется именно системой образования. Сегодня сложно представить образовательный процесс без использования мобильных приложений, дополненной реальности. При этом цифровизация образования не является его самоцелью. Она выступает действенным средством, направленным на достижение главной цели — формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности.
Современные школьники относятся к тому поколению, которое родилось и выросло в “цифре”. Наши дети пребывают параллельно в двух мирах, при этом все меньше общаются в социальной реальности. Информационные технологии для современной молодежи становятся не только средством получения информации и коммуникации, но и привычными социальными практиками. Динамичность виртуальной жизни проецируется ими и на скорость решения различных проблемных ситуаций, определяет склонность к необдуманным действиям и поступкам, которые могут приводить к конфликту личных и общественных интересов. Такие трансформации порой сопровождаются неустойчивостью личностных ценностей, искаженным пониманием ответственности, которая нередко рассматривается ими “здесь и сейчас” лишь на краткосрочную перспективу. Виртуальная реальность формирует новую среду самовыражения, поиска ценностей, личного смысла, что может затруднять жизненное самоопределение молодого человека. Выбор профессии у современного “цифрового” поколения в значительной степени определяется соображениями материальной обеспеченности, а не возможностями самореализации на долгосрочную перспективу. Фактически мы наблюдаем подмену социализации молодых людей в реальном мире виртуальной социализацией, которая происходит под влиянием стихийных, слабо контролируемых и не регулируемых факторов. В то же время стремительное движение вперед делает “цифровое” поколение открытым к освоению всего нового, способным гибко и мобильно переключаться в смене видов деятельности. Поэтому в выборе методов и средств обучения и воспитания следует использовать инновационную мобильность учащихся.
По каким признакам педагог, работая в классе, делает вывод о том, что учащимся понятен учебный материал и они готовы делать следующий шаг в изучении нового? Конечно, по реакции детей, их поведению на занятии. Дистанционно это ощутить невозможно. Через экран крайне затруднительно определить, думает учащийся или просто смотрит на “говорящую голову” учителя. Более того, нашим компьютерным детям, которые проводят много времени с гаджетами, просто необходимо общение глаза в глаза, ведь социализация учащегося — это важная составляющая школьного образования. Поэтому отвечу категорическим “нет” сторонникам дистанционной формы образования в школе.
Что же касается ИКТ, то сегодня школьное образование идет в ногу с цифровой трансформацией общества. Цифровые устройства — электронные панели, мультиборды, интерактивные столы и многое другое, становятся неотъемлемой частью учебных классов. Учащиеся используют планшеты как на учебных занятиях, так и при выполнении домашних заданий. Современные учебные пособия позволяют пользоваться интерактивными интернет-сервисами. В электронных дневниках можно дифференцировать домашние задания, прикреплять файлы, давать ссылки на задания из интернета и т.п. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, сохраняя коллективные формы образования.
Облачные технологии, вебинары, онлайн-конференции, форумы и стажировки широко применяются и в системе повышения квалификации педагогов. Благодаря им формируются дистанционные сообщества педагогов, создаются мобильные площадки обмена опытом, что, в свою очередь, способствует развитию инновационной мобильности педагога, его способности эффективно взаимодействовать с “цифровым” поколением учащихся на одном языке. Но какой бы современной ни была цифровая технология, она выполнит свою роль только в умелых руках педагога, владеющего личностно ориентированными технологиями.
Социализация учащегося — важная составляющая школьного образования. Поэтому отвечу категорическим “нет” сторонникам дистанционной формы образования
в школе.