«Родительский университет»: повышаем педагогическую компетентность мам и пап

- 12:00Интервью, Приложение, Школа управления

О сути республиканского проекта “Родительский университет”, о ресурсах, которыми могут воспользоваться педагоги, корреспонденту “Настаўніцкай газеты” рассказал заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Юрий Емельяненко.

Квалифицированная помощь

— Юрий Владимирович, зачем сегодня нужны дополнительные меры для повышения педагогической культуры родителей, тот же проект “Родительский университет”?

— В условиях социально-экономической трансформации общества институт семьи и брака претерпевает определенные изменения. Меняются уклад жизни семьи, общепринятые нормы, взаимоотношения между членами семьи. Наблюдается снижение взаимопонимания и интенсивности взаимодействия между представителями разных поколений и ослабление воспитательного потенциала семьи. И эти изменения делают необходимой квалифицированную помощь родителям просветительского, обучающего и консультационного характера. Эта помощь должна быть направлена на формирование знаний, умений и компетенций родителей в сфере воспитания детей, осознание потенциала и рисков избираемой стратегии воспитания, определенной родительской позиции в конкретной ситуации. Речь идет о целенаправленной педагогической подготовке родителей, и одной из её форм как раз и является “Родительский университет”.

— В чем суть проекта?

— Республиканский проект “Родительский университет” реа­лизуется с 2020/2021 учебного года в учреждениях общего среднего образования, предполагая реализацию системы занятий (родительских собраний) и консультаций с родителями. Их тематика и периодичность отражены в Примерной программе родительского университета, разработанной педагогами-учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка — В.В.Мартыновой и Е.К.Погодиной.

Цель проекта “Родительский университет” — повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Среди задач проекта выделил бы формирование и развитие психолого-педагогических компетенций в области семейного воспитания, содействие развитию навыков самообразования; обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства; снижение риска конфликтных ситуаций, возникновения затруднений в семейном воспитании. В целом мы говорим об организации эффективного сотрудничества и парт­нерства родителей и учреждения образования.

— Закономерен вопрос: в чем отличия содержания этого проекта от родительских университетов, которые проводились еще в 80-х годах прошлого столетия?

— Тематика современных занятий разработана с учетом результатов многочисленных исследований, мониторинга образовательных запросов родителей и посвящена проблемам воспитания с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды. Назову их:

1-я ступень общего среднего образования — “Мой ребенок — младший школьник” (для родителей учащихся 1—4 классов);

2-я ступень — “Мой ребенок — подросток” (для родителей учащихся 5—9 классов);

3-я ступень — “Мой ребенок — старшеклассник” (для родителей учащихся 10—11 классов).

В методическом обеспечении

— Каковы технологические особенности проведения “Родительского универси­тета”?

— Наиболее оптимальным для проведения занятий является демократический стиль взаимодействия. На занятии нужно обеспечить создание оптимальных условий для формирования партнерских взаимоотношений, положительного эмоционального климата. Этот стиль помогает наладить взаимопонимание между педагогом и родителями, доверие и уважение, вызывает положительные эмоции, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта целесообразно осуществлять через активные формы деятельности. При этом можно использовать такие методы активного обучения, как проблемный, диалоговый, игровой, исследовательский, модульный, метод проблемных (критических) ситуаций и др. Использование активных методов обучения предполагает наличие определенного методического инструментария: сценария проведения занятия (родительского собрания), а также методических разработок и материалов, в том числе и для самостоятельной работы (памятки, рекомендации, флаеры и т.д.).

— Юрий Владимирович, назовите ресурсы, которыми могут воспользоваться педагоги при подготовке к мероприятиям проекта?

— В настоящее время проект в достаточной степени обеспечен методически. Утверждено инструктивно-методическое письмо “О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”, для подготовки и проведения мероприятий проекта можно воспользоваться двумя ресурсами — интернет-платформой “Родительский университет” на сайте Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (https://roduniversitet.bspu.by) и разделом “Родительский университет” на национальном образовательном портале (https://vospitanie.adu.by/).

В этом году издано пособие В.В.Мартыновой, Е.К.Погодиной “Семейное воспитание: ребенок — младший школьник (Родительский университет)”. Пособие ориентировано на решение задач комплексного методического обеспечения реализации проекта на I ступени общего среднего образования. К 2024/2025 учебному году планируется издать соответствующие пособия для II и III ступеней общего среднего образования (“Семейное воспитание: ребенок-подросток” и “Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник”).

— С помощью каких критериев можно оценить эффективность проведения “Родительского университета”?

— Анализ того, как реализуется проект в классе, может осуществляться по таким показателям, как соответствие тематики занятий (родительских собраний) плану проекта; охват родителей; использование IT-технологий, видео- и аудиоматериалов; анализ и учет обратной связи, опора на родительский комитет класса. Важна характеристика взаимодействия (демократический характер — авторитарный характер взаимодействия; коммуникативная гибкость — коммуникативная ригидность; субъект-субъектный характер — субъект-объектный характер). Назову и такие критерии, как разнообразие форм, методов и приемов, используемых педагогом; компетентность (подготовленность) педагога в обсуждаемой сфере; уровень удовлетворенности родителей.

***

Важным условием успешной реализации проекта является грамотно организованное информационное пространство. Его значимые компоненты — сайт учреждения образования, информация, размещаемая и передаваемая в мессенджерах и социальных сетях, на стендах, раздаточные материалы и др.

На сайте учреждения образования должен быть создан раздел (рубрика) “Родительский университет”. В вышеназванном разделе (рубрике) необходимо разместить следующие материалы и документы: план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др.

В мессенджерах и социальных сетях для размещения оперативной информации целесообразно использовать уже созданные странички и чаты, а не создавать дополнительные. Именно классный руководитель выступает основным организатором занятий (родительских собраний) даже в тех слу­чаях, если их проводят другие специалисты, используя вышеназванные возможности.

Информацию о реализации проекта следует обобщать и периодически размещать в виде заметок, отчета, фотоотчета на сайте учрежде­ниях образования (главная новостная лента), электронной газеты, в региональных СМИ с целью формирования положительного отношения к проекту “Родительский университет”, мотивирования родителей к саморазвитию и повышению психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания.

Подготовила Екатерина РУМЯНЦЕВА
Фото БелТА