В преддверии Дня матери на вопросы журналистов “Настаўніцкай газеты” ответила Татьяна Якубович, председатель Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Обсудили аспекты социальной защиты педагогов, ответственное родительство, ценность педагогических династий и многое другое.
Если можешь помочь — помоги!
— Татьяна Романовна, вы один из самых ярких лидеров отраслевых профсоюзов нашей страны. Насколько это сложная работа — возглавлять общественное объединение, в котором состоит более 580 тысяч человек?
— Давайте скажем честно, в одиночку человек может немногое. У меня в команде работают очень профессиональные специалисты в составе Центрального комитета, обкомов и райкомов, председатели первичек. Это моя опора во всем. Где-то председатели райкомов совмещают труд педагога и профсоюзного лидера, что нелегко, но они прекрасно справляются. Наша совместная работа позволяет реализовывать проекты, защищать членов профсоюза и в целом вести серьезный конструктивный диалог с нашими социальными партнерами: Министерством образования, управлениями и отделами образования.
У меня немалый педагогический опыт, прошла путь от лаборанта по химии, преподавателя высшей математики до заместителя директора по учебной работе Барановичского экономико-юридического техникума, занимала должность проректора по учебной и воспитательной работе, а также первого проректора Барановичского государственного университета. Люблю преподавать, люблю детей и молодежь, но желание помогать людям, интерес к общественной деятельности в какой-то момент взяли верх.
Я из простой семьи. Отец был водителем, в 50 лет ушел из жизни. Мама трудилась рабочей на льнозаводе, работала по несколько смен, потому что нужно было поднять на ноги троих детей. Она всегда нам говорила: “Если можете помочь людям — помогите, а если нет — лучше сразу об этом скажите и ничего не обещайте”. Это стало моим жизненным принципом. Всегда прилагаю максимум усилий, чтобы человеку помочь и поддержать. Мне отрадно видеть, что профсоюзу доверяют, обращаются к нам с самыми различными вопросами.
— Как бы вы оценили тот уровень социальной поддержки, в том числе и в рамках коллективных договоров, который имеют наши педагоги?
— Мы по праву гордимся тем, что Беларусь — социально ориентированное государство. И тот уровень социальной поддержки, которой пользуются различные категории наших граждан, действительно впечатляет.
Важным дополнением к закрепленным законодательством общим нормам, как вы правильно подчеркнули, являются коллективные договоры. И мне приятно отметить, что в учреждениях образования они на достойном уровне.
Актуальные бонусы предусмотрены, в частности, для молодежи. Это и дополнительные выплаты, и установление надбавок к окладу, причем не только в первые 2 года работы. Так, в Минской области, где, к слову, самый высокий процент закрепляемости молодых специалистов, после обязательной отработки и последующего заключения 5-летнего контракта им гарантирована надбавка в размере 50% от оклада. Прописана в коллективных договорах и поддержка в жилищном вопросе: снимающие жилье молодые специалисты в отдельных регионах получают компенсацию в размере до 5 базовых величин в месяц. Ряд бонусов предлагается для опытных педагогов, которые подготовили олимпиадников, проявляют себя в экспериментальной и инновационной деятельности, в наставничестве и т.д. Закреплены меры поддержки для работников, которые совмещают профессиональные обязанности с родительскими.
В прошлом году около 11 тысяч членов отраслевого профсоюза отдохнули в санаториях, воспользовавшись возможностью частичной компенсации им стоимости путевок. Люди с удовольствием оздоравливаются в “Кринице”, “Приднепровском”, “Лесных озерах”, “Немане” и других профсоюзных санаториях. Более 73 тысяч человек съездили за счет профсоюзов в экскурсионные поездки по Беларуси, открыв для себя новые места и интересно проведя время. К тому же выделяются профсоюзные денежные средства на удешевление путевок в детские оздоровительные лагеря, подготовку детей к новому учебному году и многое другое. Так что все для людей у нас не на словах, а на деле.
— Вы очень часто ездите в регионы. О чем спрашивают во время встреч, какие проблемы обозначают?
— В прошлом году, куда бы я ни приехала, самым популярным был вопрос, разберемся ли мы с питанием работников в школьных столовых. Разобрались. Сейчас в числе актуальных тем остается отпуск педагогов дополнительного образования, продолжительность которого всего 24 дня. Мы изучали опыт наших коллег из стран СНГ: всюду этот вопрос решен по-разному. У кого-то отпуск у всех категорий педагогов без исключения 42 дня, у кого-то 56 дней… Наш профсоюз неоднократно обращался в Министерство образования, ФПБ и обозначал проблему недостаточной продолжительности отпусков педагогов дополнительного образования. На данный момент этот вопрос находится на контроле Министерства образования и профсоюза.
Конечно, всегда поднимается на встречах тема повышения заработной платы. Над этим вопросом мы постоянно работаем совместно со всеми заинтересованными министерствами, и они нас слышат. В этом году с 1 января была повышена зарплата методистам, мастерам производственного обучения и некоторым другим категориям, с 1 сентября — всем работникам отрасли. И сейчас есть наработки, чтобы в 2024 году поднять доход некоторым категориям педработников (например, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, педагогам социальным, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня и др.). Также мы концентрируем свои усилия в направлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. С начала текущего года уже вернули нашим педагогам более 800 тысяч рублей. Наши специалисты выезжают на места и смотрят, правильно ли сформирован фонд оплаты труда, как выплачивается зарплата, не забывают ли про выплаты молодым специалистам и т.д. И, к сожалению, нарушения есть, что отражается в приведенных выше цифрах.
Остались вопросы и по выполнению учителями в сельской местности несвойственных им функций. Мы постоянно озвучиваем эту проблему во время встреч с представителями местных администраций. Решить ее нелегко, потому как перераспределить те или иные обязанности в сельских школах зачастую просто не на кого. Сейчас изучаем опыт Казахстана, где принят пока единственный на постсоветском пространстве закон “О статусе педагогов”, в котором закреплен в том числе и запрет на привлечение педагогов к несвойственной их профессиональной деятельности работе.
Поздравим маму вместе
— 14 октября в Беларуси традиционно отмечается День матери, а 21 октября — День отца, который официально утвержден в нашей стране в прошлом году. На ваш взгляд, какими смыслами должна быть наполнена эта родительская неделя?
— Все мы понимаем, насколько важны в жизни человека родители. Осознаем, что ценить их надо не день, не неделю в году, а всегда. Но, согласитесь, никто каждый день не говорит родителям красивые и теплые слова, которых они заслуживают. И очень хорошо, что есть День матери и День отца, которые объединены в Неделю родительской любви. Это хороший повод сказать самым близким людям важные слова, подарить цветы, сделать приятный сюрприз. Федерация профсоюзов Беларуси уже не первый год в октябре проводит республиканскую акцию “Поздравим маму вместе!”, а с этого года она дополнилась аналогом “Поздравим папу вместе!”. Каждый желающий может заполнить тематические поздравительные открытки и бесплатно отправить их своим родителям по почте. К слову, на сайте ФПБ или нашего отраслевого профсоюза эти открытки можно скачать и переслать в электронном виде. Знаете, когда я первый раз в рамках этой акции отправила моей маме такую душевную открытку со словами любви и благодарности, она была так тронута, что несколько дней плакала. Потом привыкла, конечно, но каждый раз для нее это было очень важно.
Празднование в нашей стране Дня матери и Дня отца будет насыщено разноплановыми мероприятиями. Конечно, наши профсоюзные организации на местах внесут свою лепту, ведь опыта и креатива им не занимать.
— Профессия учителя сложная и трудозатратная. Легко ли совмещать ее с ответственным родительством?
— Нелегко. Если говорить о моем личном опыте, то с первым ребенком я была в декретном отпуске год, а со вторым только 7 месяцев. Это были тяжелые 90-е годы, нужно было работать и зарабатывать. К тому же я горела своим делом, мне нравилось то, чем я занималась. Чтобы все успеть, приходилось быть в цейтнотах, много чего совмещать, брать детей с собой на мероприятия по вечерам и в выходные. Когда сын только начал разговаривать и стал снимать трубку телефона, то отвечал: “Да, безусловно. Да, несомненно”. Копировал мои деловые разговоры, хотя смысл еще не понимал…
Наша профессия такова, что, отдавая силы, знания, частичку души ученикам, мы, к сожалению, порой что-то не успеваем дать своим собственным детям. Зато, как я вижу на многих примерах, они растут более самостоятельными и ответственными. Главное — не забывать, что дети берут с нас пример и от того, как ты относишься к окружающим, работе, своей стране, жизни в целом, во многом зависит и их будущее отношение к этим вещам. Когда я говорю дочке не быть чересчур ответственной, она отвечает: “Мама, посмотри на себя в зеркало, я твое точное отражение”.
Радует, что среди семей педагогов немало многодетных, в том числе есть женщины, награжденные орденом Матери за воспитание 5 и более детей. То, что им под силу согревать теплом своей души и большую семью, и учеников, достойно восхищения.
— Кому из своих учителей вы больше всего благодарны за полученные знания и уроки жизни?
— Я окончила среднюю школу № 1 г.п. Корма Гомельской области. Уже в 1 классе всем сказала, что буду учительницей, потому что у меня была прекрасная первая наставница — Таисия Ивановна Поплавская. Мы так ее любили, что, когда она входила в класс, со всех ног мчались к ней, чтобы обнять. В 4 классе к нам пришла строгая, очень грамотная учительница математики Валентина Александровна Лашкевич. И я решила, что тоже буду преподавать математику. Так и получилось.
Во время учебы в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины я была председателем первичной профсоюзной организации математического факультета. И именно там встретила человека, которого считаю своим главным наставником в профсоюзной работе — Надежду Ивановну Колтышеву. Она многие годы возглавляла первичную профсоюзную студенческую организацию, и мы на ее примере всему учились. Считаю, с наставниками в жизни мне очень повезло. Стараюсь быть достойной их.
Федерация профсоюзов Беларуси уже не первый год в октябре проводит республиканскую акцию “Поздравим маму вместе!”, а с этого года она дополнилась аналогом “Поздравим папу вместе!”. Каждый желающий может заполнить тематические поздравительные открытки и бесплатно отправить их своим родителям по почте.
Профессия в наследство
— Расскажите о недавно увидевшей свет книге “Имя тебе — Учитель”, повествующей о педагогических династиях нашей страны. Какой отклик она находит у педагогов, какие эмоции вы видите во время презентаций?
— В год 100-летия Белорусского профессионального союза работников образования и науки мы решили, что должны оставить в память о нем какой-то яркий след. А что может быть лучше, чем прославить учителей, издав книгу о педагогических династиях!
Собрав данные, мы увидели: династий, в которых профессия учителя передается по наследству минимум в трех поколениях, у нас около 700. Достойно представить их истории в одной книге сложно. А вот рассказать о 129 семьях, в которых насчитывается четыре и более поколений педагогов, возможно. Обсудили эту тему с ректором главного педагогического вуза страны и решили, что книге быть. Нас поддержало Министерство образования. Началась скрупулезная работа, к которой подключились институты развития образования и все заинтересованные структуры в районах.
И вот книга “Имя тебе — Учитель” издана, тираж — тысяча экземпляров. В регионах проходят ее красивые, торжественные презентации с участием педагогов, чьи семейные истории вошли в издание.
Эмоции у людей очень светлые и искренние. Кто-то роняет слезу. Кто-то, найдя себя на странице, тут же ее фотографирует и кому-то отсылает. А кто-то подходит и говорит: “Вы не представляете, что вы для нас сделали! Это будет наша семейная реликвия, которую будем передавать из поколения в поколение…”.
Но выходом в свет книги работу мы не завершаем. Печатное издание включает в себя биографические сведения о представителях педагогических династий. Значительно дополнить информацию о них поможет электронный формат. На сайте нашего профсоюза создается подсайт, где будут размещаться личные воспоминания и рассуждения педагогов разных поколений, отзывы их коллег, учеников, больше фотографий. Мы сохраним все это на долгую память. Надеюсь, те, кто придет после нас, тему продолжат.
Представители педагогической династии Трофимович — Старжинские — Колядко
Сказать по правде, мы вынашиваем еще одну идею: выпустить книгу “Педагоги в годы Великой Отечественной войны”. Знаю, что многие музеи в регионах такую информацию о земляках хранят, где-то ее больше, где-то меньше. Эти разрозненные штрихи нужно собрать воедино, в отдельное достойное издание. Ведь кто-то из педагогов — ветеранов Великой Отечественной еще жив, 9 мая этого года мы чествовали по отрасли 225 человек. Так что есть шанс услышать воспоминания, что называется, из первых уст. Издание такой книги — наш долг перед поколением победителей, благодаря которому мы можем жить, трудиться и растить детей в мирной свободной стране.
Оксана МЫТЬКО
Фото автора и Игоря ГРЕЧКО