Татьяна Якубович: «День матери и День отца — хороший повод сказать близким людям важные слова»

- 13:15В гостях у «Настаўніцкай»

В преддверии Дня матери на вопросы журналистов “Настаўніцкай газеты” ответила Татьяна Якубович, председатель Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Обсудили аспекты социальной защиты педагогов, ответственное родительство, ценность педагогических династий и многое другое.

Если можешь помочь — помоги!

— Татьяна Романовна, вы один из самых ярких лидеров отраслевых профсоюзов нашей страны. Насколько это сложная работа — возглавлять общественное объединение, в котором состоит более 580 тысяч человек?

— Давайте скажем честно, в одиночку человек может немногое. У ме­ня в команде работают очень профессиональные специалисты в составе Центрального комитета, обкомов и райкомов, председатели первичек. Это моя опора во всем. Где-то председатели райкомов совмещают труд педагога и профсоюзного лидера, что нелегко, но они прекрасно справляются. Наша совместная работа позволяет реализовывать проекты, защищать членов профсоюза и в целом вести серьезный конструктивный диалог с нашими социальными партнерами: Министерством образования, управлениями и отделами образования.

У меня немалый педагогический опыт, прошла путь от лаборанта по химии, преподавателя высшей математики до заместителя директора по учебной работе Барановичского экономико-юридического техникума, занимала должность проректора по учебной и воспитательной работе, а также первого проректора Барановичского государственного университета. Люблю преподавать, люблю детей и молодежь, но желание помогать людям, интерес к общественной дея­тельности в какой-то момент взяли верх.

Я из простой семьи. Отец был водителем, в 50 лет ушел из жизни. Мама трудилась рабочей на льнозаводе, работала по несколько смен, потому что нужно было поднять на ноги троих детей. Она всегда нам говорила: “Если можете помочь людям — помогите, а если нет — лучше сразу об этом скажите и ничего не обещайте”. Это стало моим жизненным принципом. Всегда прилагаю максимум усилий, чтобы человеку помочь и поддержать. Мне отрадно видеть, что профсоюзу доверяют, обращаются к нам с самыми различными вопросами. 

— Как бы вы оценили тот уровень социальной поддержки, в том числе и в рамках коллективных договоров, который имеют наши педагоги?

— Мы по праву гордимся тем, что Беларусь — социально ориентированное государство. И тот уровень социальной поддержки, которой пользуются различные категории наших граждан, действительно впечатляет.

Важным дополнением к закрепленным законодательством общим нормам, как вы правильно подчеркнули, являются коллективные договоры. И мне приятно отметить, что в учреждениях образования они на достойном уровне.

Актуальные бонусы предусмотрены, в частности, для молодежи. Это и дополнительные выплаты, и установление надбавок к окладу, причем не только в первые 2 года работы. Так, в Минской области, где, к слову, самый высокий процент закрепляемости молодых специалистов, после обязательной отработки и последующего заключения 5-летнего контракта им гарантирована надбавка в размере 50% от оклада. Прописана в коллективных договорах и поддержка в жилищном вопросе: снимающие жилье молодые специалисты в отдельных регионах получают компенсацию в размере до 5 базовых величин в месяц. Ряд бонусов предлагается для опытных педагогов, которые подготовили олимпиадников, проявляют себя в экспериментальной и инновационной деятельности, в наставничестве и т.д. Закреплены меры поддержки для работников, которые совмещают профессиональные обязанности с родительскими.

В прошлом году около 11 тысяч членов отраслевого профсоюза отдохнули в санаториях, воспользовавшись возможностью частичной компенсации им стоимости путевок. Люди с удовольствием оздоравливаются в “Кринице”, “Приднепровском”, “Лесных озерах”, “Немане” и других проф­союзных санаториях. Более 73 тысяч человек съездили за счет профсоюзов в экскурсионные поездки по Беларуси, открыв для себя новые места и интересно проведя время. К тому же выделяются профсоюзные денежные средства на удешевление путевок в детские оздоровительные лагеря, подготовку детей к новому учебному году и многое другое. Так что все для людей у нас не на словах, а на деле.

— Вы очень часто ездите в регионы. О чем спрашивают во время встреч, какие проблемы обозначают?

— В прошлом году, куда бы я ни приехала, самым популярным был вопрос, разберемся ли мы с питанием работников в школьных столовых. Разобрались. Сейчас в числе актуальных тем остается отпуск педагогов дополнительного образования, продолжительность которого всего 24 дня. Мы изучали опыт наших коллег из стран СНГ: всюду этот вопрос решен по-разному. У кого-то отпуск у всех категорий педагогов без исключения 42 дня, у кого-то 56 дней… Наш профсоюз неоднократно обращался в  Министерство образования, ФПБ и обозначал проблему недостаточной продолжительности отпусков педагогов дополнительного образования. На данный момент этот вопрос находится на контроле Министерства образования и профсоюза.

Конечно, всегда поднимается на встречах тема повышения заработной платы. Над этим вопросом мы постоянно работаем совместно со всеми заинтересованными министерствами, и они нас слышат. В этом году с 1 января была повышена зарплата методистам, мастерам производственного обучения и некоторым другим категориям, с 1 сентября — всем работникам отрасли. И сейчас есть наработки, чтобы в 2024 году поднять доход некоторым категориям педработников (например, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, педагогам социальным, педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня и др.). Также мы концентрируем свои усилия в направлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. С начала текущего года уже вернули нашим педагогам более 800 тысяч рублей. Наши специалисты выезжают на места и смотрят, правильно ли сформирован фонд оплаты труда, как выплачивается зарплата, не забывают ли про выплаты молодым специалистам и т.д.  И, к сожалению, нарушения есть, что отражается в приведенных выше цифрах.

Остались вопросы и по выполнению учителями в сельской местности  несвойственных им функций. Мы постоянно озвучиваем эту проблему во время встреч с представителями местных администраций. Решить ее нелегко, потому как перераспределить те или иные обязанности в сельских школах зачастую просто не на кого. Сейчас изучаем опыт Казахстана, где принят пока единственный на постсоветском пространстве закон “О статусе педагогов”, в котором закреплен в том числе и запрет на привлечение педагогов к несвойственной их профессиональной деятельности работе.

Поздравим маму вместе

— 14 октября в Беларуси традиционно отмечается День матери, а 21 октября — День отца, который официально утвержден в нашей стране в прошлом году. На ваш взгляд, какими смыслами должна быть наполнена эта родительская неделя?

— Все мы понимаем, насколько важны в жизни человека родители. Осознаем, что ценить их надо не день, не неделю в году, а всегда. Но, согласитесь, никто каждый день не говорит родителям красивые и теплые слова, которых они заслуживают. И очень хорошо, что есть День матери и День отца, которые объединены в Неделю родительской любви. Это хороший повод сказать самым близким людям важные слова, подарить цветы, сделать приятный сюрприз. Федерация профсоюзов Беларуси уже не первый год в октябре проводит республиканскую акцию “Поздравим маму вместе!”, а с этого года она дополнилась аналогом “Поздравим папу вместе!”. Каждый желающий может заполнить тематические поздравитель­ные открытки и бесплатно отправить их своим родителям по почте. К слову, на сайте ФПБ или нашего отраслевого профсоюза эти открытки можно скачать и переслать в электронном виде. Знаете, когда я первый раз в рамках этой акции отправила моей маме такую душевную открытку со словами любви и благодарности, она была так тронута, что несколько дней плакала. Потом привыкла, конечно, но каждый раз для нее это было очень важно.

Празднование в нашей стране Дня матери и Дня отца будет насыщено разноплановыми мероприятиями. Конечно, наши профсоюзные организации на местах внесут свою лепту, ведь опыта и креатива им не занимать.

— Профессия учителя сложная и трудозатратная. Легко ли совмещать ее с ответственным родительством?

— Нелегко. Если говорить о моем личном опыте, то с первым ребенком я была в декретном отпуске год, а со вторым только 7 месяцев. Это были тяжелые 90-е годы, нужно было работать и зарабатывать. К тому же я горела своим делом, мне нравилось то, чем я занималась. Чтобы все успеть, приходилось быть в цейтнотах, много чего совмещать, брать детей с собой на мероприятия по вечерам и в выходные. Когда сын только начал разговаривать и стал снимать трубку телефона, то отвечал: “Да, безусловно. Да, несомненно”. Копировал мои деловые разговоры, хотя смысл еще не понимал…

Наша профессия такова, что, отдавая силы, знания, частичку души ученикам, мы, к сожалению, порой что-то не успеваем дать своим собственным детям. Зато, как я вижу на многих примерах, они растут более самостоятельными и ответственными. Главное — не забывать, что дети берут с нас пример и от того, как ты относишься к окружающим, работе, своей стране, жизни в целом, во многом зависит и их будущее отношение к этим вещам. Когда я говорю дочке не быть чересчур ответственной, она отвечает: “Мама, посмотри на себя в зеркало, я твое точное отражение”.

Радует, что среди семей педагогов немало многодетных, в том числе есть женщины, награжденные орденом Матери за воспитание 5 и более детей. То, что им под силу согревать теплом своей души и большую семью, и учеников, достойно восхищения.

— Кому из своих учителей вы больше всего благодарны за полученные знания и уроки жизни?

— Я окончила среднюю школу № 1 г.п. Корма Гомельской области. Уже в 1 классе всем сказала, что буду учительницей, потому что у меня была прекрасная первая наставница — Таисия Ивановна Поплавская. Мы так ее любили, что, когда она входила в класс, со всех ног мчались к ней, чтобы обнять. В 4 классе к нам пришла строгая, очень грамотная учительница математики Валентина Александровна Лашкевич. И я решила, что тоже буду преподавать математику. Так и получилось.

Во время учебы в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины я была председателем первичной профсоюзной организации математического факультета. И именно там встретила человека, которого считаю своим главным наставником в профсоюзной работе — Надежду Ивановну Колтышеву. Она многие годы возглавляла первичную профсоюзную студенческую организацию, и мы на ее примере всему учились. Считаю, с наставниками в жизни мне очень повезло. Стараюсь быть достойной их.

Федерация профсоюзов Беларуси уже не первый год в октябре проводит республиканскую акцию “Поздравим маму вместе!”, а с этого года она дополнилась аналогом “Поздравим папу вместе!”. Каждый желающий может заполнить тематические поздравительные открытки и бесплатно отправить их своим родителям по почте.

 Профессия в наследство

— Расскажите о недавно увидевшей свет книге “Имя тебе — Учитель”, повествующей о педагогических династиях нашей страны. Какой отклик она находит у педагогов, какие эмоции вы видите во время презентаций?

В год 100-летия Белорусского профессионального союза работников образования и науки мы решили, что должны оставить в память о нем какой-то яркий след. А что может быть лучше, чем прославить учителей, издав книгу о педагогических династиях!

Собрав данные, мы увидели: династий, в которых профессия учителя передается по наследству минимум в трех поколениях, у нас около 700. Достойно представить их истории в одной книге сложно. А вот рассказать о 129 семьях, в которых насчитывается четыре и более поколений педагогов, возможно. Обсудили эту тему с ректором главного педагогического вуза страны и решили, что книге быть. Нас поддержало Министерство образования. Началась скрупулезная работа, к которой подключились институты развития образования и все заинтересованные структуры в районах.

И вот книга “Имя тебе — Учитель” издана, тираж — тысяча экземпляров. В регионах проходят ее красивые, торжественные презентации с участием педагогов, чьи семейные истории вошли в издание.

Эмоции у людей очень светлые и искренние. Кто-то роняет слезу. Кто-то, найдя себя на странице, тут же ее фотографирует и кому-то отсылает. А кто-то подходит и говорит: “Вы не представляете, что вы для нас сделали! Это будет наша семейная реликвия, которую будем передавать из поколения в поколение…”.

Но выходом в свет книги работу мы не завершаем. Печатное издание включает в себя биографические сведения о представителях педагогических династий. Значительно дополнить информацию о них поможет электронный формат. На сайте нашего профсою­за создается подсайт, где будут размещаться личные воспоминания и рассуждения педагогов разных поколений, отзывы их коллег, учеников, больше фотографий. Мы сохраним все это на долгую память. Надеюсь, те, кто придет после нас, тему продолжат.

Представители педагогической династии Трофимович Старжинские Колядко

Сказать по правде, мы вынашиваем еще одну идею: выпустить книгу “Педагоги в годы Великой Отечественной войны”. Знаю, что многие музеи в регионах такую информацию о земляках хранят, где-то ее больше, где-то меньше. Эти разрозненные штрихи нужно собрать воедино, в отдельное достойное издание. Ведь кто-то из педагогов — ветеранов Великой Отечественной еще жив, 9 мая этого года мы чествовали по отрасли 225 человек. Так что есть шанс услышать воспоминания, что называется, из первых уст. Издание такой книги — наш долг перед поколением победителей, благодаря которому мы можем жить, трудиться и растить детей в мирной свободной стране.

Оксана МЫТЬКО
Фото автора и Игоря ГРЕЧКО