Ежегодно накануне годовщины подписания Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года с 15 по 25 сентября во всем мире проводится Глобальная неделя действий в поддержку Целей устойчивого развития (ЦУР). Его ключевое мероприятие в 2024 году — саммит будущего, который прошел в штаб-квартире ООН под девизом “Многосторонние решения ради лучшего завтра”. Представители государств — членов ООН рассмотрели пути создания основ для более эффективного глобального сотрудничества, способного справиться с сегодняшними проблемами, а также с новыми угрозами в будущем.
Процесс подготовки белорусской делегации для участия в саммите включал два этапа. Для определения видения будущего, которое хочет белорусская молодежь, с 27 августа по 2 сентября 2024 г. офисом постоянного координатора ООН в Республике Беларусь был проведен краткий опрос среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет.
Его результаты были представлены 5 сентября в БГПУ в рамках тематической встречи «Устойчивое будущее». В мероприятии приняли участие молодежные послы ЦУР, члены молодежного парламента, эксперты агентств ООН в Республике Беларусь, подростки-волонтеры ЮНИСЕФ, представители серебряного возраста. С приветственным словом к участникам встречи обратились заместитель министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубай, ректор БГПУ А.И. Жук, постоянный координатор ООН в Республике Беларусь Р.А. Багиров, представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь Р.Т. Хайдаров.
Обсуждение результатов опроса было организовано по пяти тематическим направлениям: устойчивое развитие и финансирование; международный мир и безопасность; молодежь и будущие поколения; трансформации глобального управления; технологии, инновации и цифровое сотрудничество. Групповую работу координировали эксперты агентств ООН и молодежные послы ЦУР. Модерировали работу групп специалисты Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ.
Участники встречи обсуждали не только желаемое будущее, но и конкретные пути его достижения, а также определяли потенциальные движущие силы этих изменений. Каждой группе было необходимо проанализировать результаты опроса в рамках своего тематического направления, провести SWOT-анализ, обсудить свои наработки с представителями других групп в формате «мировое кафе», а затем финализировать видение каждого проблемного поля с учетом предложений коллег. Ключевые тезисы этих плодотворных обсуждений будут обобщены в сводном отчете, который подготовит страновая команда ООН совместно с молодежными послами ЦУР для участия представителей Республики Беларусь в саммите будущего.
Данное мероприятие актуализировало необходимость системной работы по формированию компетенций в области устойчивого развития, повышению осведомленности молодежи о ЦУР, формированию собственного мнения, готовности к индивидуальным и коллективным действиям.
Одним из массовых мероприятий Глобальной недели действий станет участие белорусских школьников и студентов в международной образовательной акции “Самый большой урок в мире”. С 23 по 30 сентября в учреждениях образования страны планируется проведение самого большого урока о ЦУР. Материалы учебного занятия направлены на популяризацию идей и ценностей устойчивого развития среди детей и молодежи. Предлагаем читателям “Настаўніцкай газеты” ознакомиться с его содержанием и провести в рамках информационных, классных и кураторских часов.
Дидактический сценарий урока “Наше будущее в наших руках”
Цель урока: сформировать у обучающихся понимание значимости Целей устойчивого развития в решении глобальных проблем современности и осознание роли каждого жителя планеты в процессах достижения ЦУР.
Предполагаемые результаты:
1. Обучающиеся знают значение всех 17 ЦУР для мирового сообщества и для своей страны.
2. Обучающиеся могут:
- определить, какие ЦУР являются приоритетными для развития Республики Беларусь;
- объяснить, почему ЦУР важны для всеx и каждого;
- назвать конкретные шаги, которые может предпринять каждый, чтобы создать лучший мир для нынешних и будущих поколений.
Воспитательный аспект: содействовать воспитанию чувства причастности к настоящему своей страны и ответственности за ее будущее.
Методический инструментарий: презентация Power Point, раздаточный материал, карточки для групповой работы, логотипы ЦУР, размещенные по ссылке clck.ru/3DMa4B.
Со сценарием урока “Наше будущее в наших руках” можно ознакомиться по этой ссылке.
Методические рекомендации
Тематика устойчивого развития является личностно и социально значимой. Она связана с жизнью каждого из нас и обладает развивающим потенциалом, способствует формированию целостной картины мира и адекватному пониманию места человека в нем, развитию личностных и профессиональных навыков, компетентности обучающихся в выявлении и решении глобальных и локальных проблем. Для этого людям необходимо научиться жить вместе, брать на себя ответственность, принимать решения, осознавая, что их последствия могут влиять на жизнь и деятельность людей не только здесь и сейчас, но и в других частях света, спустя годы.
Дидактический сценарий самого большого урока о ЦУР по теме «Наше общее будущее в наших руках» разработан в соответствии с принципами методологии образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Она направлена на:
- понимание сложностей и взаимозависимости природы, общества и экономики;
- обучение предвидению проблем/рисков/вызовов, угрожающих развитию цивилизации и жизни на планете;
- распространение ценностей и принципов, являющихся основой устойчивого развития.
Система работы по формированию компетенций в области устойчивого развития, предлагаемая в дидактическом сценарии самого большого урока о ЦУР, ориентирована на решение трех ключевых задач ОУР:
- повышение осведомленности;
- формирование собственного мнения;
- ориентацию к индивидуальным и коллективным действиям.
Междисциплинарный характер концепции устойчивого развития обусловливает интегративный характер учебного занятия, позволяет углубить, развить и систематизировать представления учащихся о социальных, экологических и экономических компонентах жизни в современном обществе.
На нашу способность действовать и готовность влиять на образ и условия жизни, принимать на себя общемировую ответственность, учитывать потребности будущих поколений и верить в них влияют три фактора: уровень знаний, выбор возможностей и личные движущие силы (внешняя и внутренняя мотивация).
Знания включают в себя факты, практические навыки и опыт, глубокое понимание, широкую осведомленность. Возможности подразумевают существование различных альтернатив и предпосылок, а мотивация растет вместе с личной убежденностью и под внешним влиянием, таким как общественные нормы и экономическое стимулирование. Предлагая учащимся попрактиковаться в определении проблем и поиске решений, мы поддерживаем и усиливаем их мотивацию.
В рамках данного учебного занятия упор делается на имеющиеся знания и опыт. В процессе сотрудничества, благодаря различным способам и формам работы, подталкивающим к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы, обучающиеся смогут осознать собственные ценности и прийти к пониманию необходимости активных действий на благо себя и всех.
Следовательно, педагог должен относиться ко всем ответам и к любой реакции, как к имеющей право на существование, т.е. не оценивать высказывания обучающихся как верные или неверные.
Кроме того, особое внимание целесообразно уделить самостоятельному выполнению обучающимися заданий с последующим их обсуждением, работе с различными источниками информации, раскрытию и установлению причинно-следственных связей.
В основе самого большого урока лежит один из распространенных методов активного обучения — метод учебной дискуссии. Он используется на всех этапах учебного занятия (выбор эпиграфа к уроку, работа экспертных групп, обсуждение динамики достижения ЦУР в Республике Беларусь) и направлен на прояснение и обсуждение важных вопросов и поиск подходящих решений. Учебная дискуссия позволяет развить навыки аргументации и формулирования идей; умения слушать, понимать и принимать во внимание разнообразные точки зрения; оценивать факты, мнения и опыт других людей.
При организации учебной дискуссии необходимо учитывать ряд аспектов.
- Актуализация личностного опыта обучающихся
Начав учебное занятие с общего обсуждения темы, педагог может оценить спектр мнений и отношение к проблеме; осознать, что обучающиеся уже знают и каких ценностей придерживаются.
- Мотивация
Чтобы пробудить интерес обучающихся к теме дискуссии, необходимо преподносить материал в занимательной форме (видео, инфографика, мультипликация). Если обучающиеся чувствуют свою причастность к процессу и мотивированы, они будут более охотно искать информацию, чтобы обосновать свои взгляды или достичь лучшего понимания обсуждаемых проблем.
- Правила взаимодействия
Педагогу необходимо следить за соблюдением правил поведения, упорядочить выступления учеников, установить нормы коллективного общения.
- Модерация
Четкая организация дискуссии способна сделать весь процесс максимально эффективным. Немаловажную роль играют уточняющие вопросы, усиливающие продуктивность обсуждения: «Что вы имели в виду, говоря..?», «Есть ли какие-нибудь факты, обосновывающие данное мнение?», «В чем конкретно заключается решение проблемы?», «Как вы можете оспорить ошибочное мнение?» и др. Повысить эффективность дискуссии можно за счет парафраза, повторяя значимые моменты для запуска процесса переосмысления и уточнения информации. На каждом этапе дискуссии должны быть подведены итоги обсуждения.
В зависимости от количества обучающихся, их возрастных и личностных особенностей, кроме обсуждения в формате экспертных групп, педагог может использовать на данном занятии такие формы учебной дискуссии, как «Мозговой штурм», «Разговор по кругу», «Карусель».
Для оптимизации взаимодействия полезными будут карточки-«голоса» и карточки-«сигналы». Первый прием подходит для учебных групп, где есть несколько очень активных обучающихся, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка — одно высказывание. Высказался — отдал карточку педагогу.
Для визуализации обратной связи можно использовать карточки-«сигналы»: зеленая карточка покажет согласие с выступающим; красная — несогласие; карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос; с восклицательным знаком — высказаться самому.
Использование различных форм учебной дискуссии во время проведения самого большого урока о ЦУР будет способствовать углубленному изучению предметов и концепций, развитию критического мышления, принятию и более глубокому пониманию различных точек зрения и жизненного опыта.
Инесса ЗУБРИЛИНА,
начальник координационного центра
“Образование в интересах устойчивого развития” БГПУ
Фото на превью из архива редакции