Сергей Шаминский: «Берешь инструмент и включаешься в работу!»

- 9:00Дело неравнодушных

Герои новой рубрики «Настаўніцкай газеты» «Дело неравнодушных» — учителя-подвижники, заботливые хозяева на своей земле, которые своим примером воспитывают у подрастающего поколения трудолюбие, неравнодушие, желание прилагать усилия, чтобы родной край процветал и развивался.

В свободное от учебы время учащиеся Довской средней школы Рогачевского района заняты полезными делами. Личный пример учителя изобразительного искусства и трудового обучения Сергея Шаминского заразителен для молодежи.

Личный пример очень важен в воспитании детей, ведь они внимательно наблюдают за родителями, учителями и так или иначе подражают им. Поэтому на взрослых лежит огромная ответственность за то, какое влияние они оказывают на детей.

— Воспитание — как раз та сфера, где разглагольствовать можно сколько угодно, но сработает только тогда, когда переходишь от слов к делу, — считает Сергей Шаминский.

И педагог действительно знает, о чем говорит. Совсем недавно учитель года Рес­публики Беларусь — 2023 был удостоен Благодарности Президента за плодотворный труд, высокий профессионализм, личный вклад в ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного характера. В борьбе с июльской стихией в Беларуси он показал пример, как нужно помогать.

Очень часто Сергей Михайлович вместе со школьниками становится участником полезных, добрых дел и проектов. Конечно, желание трудиться само не приходит, поэтому педагог старается эту хорошую привычку воспитать у ребят с детства. Он это делает ненавязчиво и одновременно дает понять воспитанникам, что их помощь важна и необходима. Когда дети увлеченно трудятся на пришкольной территории или в учебном кабинете, именно эти яркие моменты ребятам запомнятся, уверяет педагог.

— Например, каждый июнь работа кипит в школьном оздоровительном лагере труда и отдыха, — рассказывает Сергей Михайлович. — За учреждением закреплен полевой участок, где ребята активно помогают убирать скошенное сено. На пришкольной территории вместе с учителем обслуживающего труда Ландыш Гумеровной Саттаровой они следят за клумбами, которые радуют буйством красок и цветочным ароматом все лето. Конечно, для этого проделана большая и кропотливая работа: школьники с тачками ездили на черноземные места, затем удобряли клумбы, поливали, пололи от сорняков. Каждый год меняется композиция в цветнике. Так, к 9 Мая у нас появилась пятиконечная звезда, завершенность композиции придали красные бегонии. Школьники с удовольствием вносят свой вклад в облагораживание родного учреждения: приводят в порядок пешеходные дорожки и кустарники.

По словам учителя, и в здании школы работа нашлась для каждого желающего потрудиться: ежегодно поступают новые комплекты мебели. В летнем трудовом лагере учащиеся разбирают старую ученическую мебель и собирают новые комплекты. Учебный год дети начали за новыми, удобными партами.

— Как раз на этом этапе работ ребята смогли применить те знания, которые получили на уроках трудового обучения. Молодцы! — с гордостью произносит педагог. — На протяжении учебного года также участвуем со школьниками в различных полезных и значимых проектах, например, в посадке леса. За каждой школой закреплен участок лесополосы. Вот уже 5—6 лет выходят поработать, не жалея сил, учителя, но иногда к ним присоединяются учащиеся. Саженцы березы, дуба и сосны через несколько лет окрепнут и вырастут крепкими деревьями, что вызовет у участников проекта радость от причастности к процессу обновления зеленого богатства нашей Беларуси. Осенью и весной по традиции проводятся субботники, на которые организованно выходят дети и педагоги. На территории агрогородка находятся два военных захоронения времен Великой Отечественной войны. Мы с учениками бережно следим за порядком на этих участках. Занимаемся клумбами, пересаживаем цветы, выгребаем и убираем мусор, обновляем венки, пропалываем дорожку, ведущую к памятнику. Детям нужно обязательно говорить, почему мы ухаживаем за этими знаковыми местами, кто здесь захоронен и кому мы обязаны жизнью.

Из учащихся сельской школы совершенно определенно растут отличные помощники и настоящие пат­риоты. Сергей Михайлович в разговоре о трудовом воспитании в очередной раз подчеркивает, что все зависит от учителя, от его стремления заинтересовать и вовлечь ребят:

— Но есть одна очень важная деталь: при выполнении каждого трудового задания учитель должен работать вместе с детьми, только тогда и они будут искренне стараться ради общего результата. Если стоять и давать указания со стороны, то ничего из этого не будет. Берешь инструмент и включаешься в работу! И только так. Нужно привести в порядок памятник и прилегающую территорию — делаем это вместе с детьми. Планируется сборка или разборка мебели — плечом к плечу крутим болты и гайки.

В беседе педагог вспоминает и свои школьные годы, когда труд был неразрывно связан с пов­седневным жизненным укладом, особенно в сельской местности. Не стояла цель приучить к труду мальчишек и девчонок, все шло из семьи и было закономерным процессом. В школах практиковались летние отработки, а в течение года ребята помогали в хозяйственных делах. В век высоких технологий многое изменилось.

— Трудовое воспитание будет полезным и для современных детей. Я много раз об этом говорил и не устаю подчеркивать, что телефон и компьютер вычеркивает из нашей жизни многое. И привлечь ребенка к труду, мотивировать его не так-то просто, но очень важно и необходимо для современного поколения. И только педагоги, родители понимают, как помочь любимому чаду и в какую сторону направить его силу и энергию.

А еще труд во благо позволит абсолютно каждому ребенку проявить отзывчивость, заботливость, бережливость, ответственность. Так дети научатся работать в команде, отвлекутся от гаджетов, изменят свое отношение к труду техперсонала. Скажем, когда школьник починит или приведет что-то в порядок своими руками, то и ценить станет больше свой и чужой труд, тем самым у него сформируется ответственное отношение к труду и его результату, — подытожил Сергей Шаминский.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА