( мастер-класс по созданию проекта экологического воспитания в условиях учреждения образования в рамках деятельности ресурсного центра «Развитие экологической культуры учащихся через использование методов проектов»)
Цель: создание условий для понимания педагогами сущности экологического воспитания учащихся, развития творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии.
Задачи: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами; развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание учащихся; формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования.
Участники проектной мастерской: педагоги
Оборудование: изображение дома на листе формата А4, эмблемы, карточки с заданиями.
Ход проведения творческой мастерской:
1.Ориентировочно-мотивационный этап.
Вступительное слово ведущего.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо больше внимания уделять экологическому воспитанию детей уже с первых лет жизни.
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов. Растут горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» — растениях, животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, загрязнения и разрушения среды обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Таким образом, перечисленный выше минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана и что ее решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности.
2. Актуализация субъектного опыта участников.
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе? В чем берете вину на себя как педагог?
(Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание взрослых к поведению детей.
Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями учащихся и др.)
3. Этап целеполагания.
-Как с греческого переводится слово «экология»? («эко»-дом, «логос» — наука. Наука о доме. Термин «экология» введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание, жилище и понимается как наука о среде обитания или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды).
Создать проект экологического воспитания учащихся – задача нашей творческой мастерской. Мы говорим, земля – наш родной дом, экология в переводе значит учение о доме. Поэтому проект экологического воспитания «построим» в форме красивого, уютного, большого дома.
4. Формирование групп для работы творческой мастерской.
Приём «Подарок» (предлагается участникам взять эмблемы, по выбранным эмблемам объединиться в группы; улыбка – пожелание здоровья и хорошего настроения, цветок – красоты и душевного спокойствия, звёздочка – исполнения заветных желаний, солнышко – тепла и любви). Рассаживаются по группам.
5. Работа над созданием проекта в малых группах.
Группы определяются, какую часть дома будут «возводить»: 1 группа – «закладывает» фундамент, основу дома, 2 группа – «возводит» стены дома, 3 группа – «вырезает» окна и двери, чтобы свет и тепло проникали в дом, 4 группа – «накрывает» крышу дома, чтобы защитить его от дождей и ненастья. Собрав все части дома, мы создадим проект экологического воспитания в школе.
(Выполнив задание, участники прикрепляют карточки к подготовленным заранее шаблонам: фундамент, стены, окна, крыша)
1 группа.
Определите основные категории, которыми должен оперировать педагог в ходе его практической работы с учащимися по экологическому воспитанию. Найдите определение каждому термину (карточки разрезаны, прикрепляют к шаблону «фундамента»)
Экологическое образование | конечный результат, итоговая система знаний по экологии, которой должен овладеть ученик на каждом этапе обучения, предусмотрена государственном стандартом |
Экологическое воспитание | формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения |
Экологическая культура | реальное, каждодневное поведение человека в природе |
Экологическое мышление | способность видеть многочисленные связи, существующие в природе и на их основе прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия тех или иных поступков и мероприятий |
Экологическое сознание | единство экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры и экологического мышления, что составляет сущность личности |
2 группа.
Определите задачи экологического воспитания, восстановив
пропуски в тексте (прикрепляют к шаблону «стен» дома)
Формирование системы элементарных … знаний и представлений;
Воспитание …, … отношения к природе;
Развитие … по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
Формирование элементарных навыков … ….
(Экологических, гуманного, бережного, эмоционально-положительного, эстетических чувств, рационального природопользования)
3 группа.
Записать формы работы к каждой группе методов по эковоспитанию и совместной деятельности учителя и учащихся.
(прикрепляют к шаблону «окон» дома)
Наглядные: …
(Наблюдение. Демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Тематические выставки. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов. Фотовыставки и т.д.)
Практические : …
(Игры. Опыты. Моделирование. Экспериментирование. Трудовые операции. Смотры-конкурсы. Марафоны. Аукционы. Экологические тренинги. Подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц. Сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материал и т.д.)
Словесные: ….
(Рассказ. Чтение художественных произведений о природе. Беседы. Диспут. Конференция. Анкетирование, проведение опросов. Круглые столы. Семинары. Консультации. Викторины и т.д.)
Методы, предполагающие сочетание разных методов и форм работы: … (Проектный метод. Экскурсии. Экологические праздники и досуги. Экологические акции. Ярмарки. Фестивали. Театрализация. Агитбригада. Мастер-классы. КВН и т.д.)
4 группа.
Распределить общеучебные результаты экологического образования учащихся по уровням усвоения (карточки разрезаны, прикрепляют к шаблону «крыши» дома)
Описательный уровень | Описывает и воспроизводит факты, сведения, законы, явления, закономерности; их содержание, сходства и различия, смысл терминов и понятий |
На основе внешних признаков сравнивает, классифицирует, обобщает, характеризует | |
Приводит примеры факторов, явлений, законов | |
Извлекает необходимую информацию из текстов различных жанров, выявляет основную и второстепенную информацию | |
Передаёт содержание текста | |
Объяснительный уровень | Устанавливает причинно-следственные связи возникновения и развития явлений экологического характера |
Рассматривает и объясняет различные мнения, точки зрения | |
Выбирает источники информации, осуществляет их внешнюю и внутреннюю критику, анализ | |
Представляет результаты изученного в форме конспекта, схемы, графика, таблицы | |
Уровень элементарной деятельности | Осуществляет те или иные поступки, позитивные для социоприродного окружения (как природы, так и общества) |
Заботится об окружающей социоприродной среде, осуществляет деятельность по улучшению экологической обстановки ближайшего окружения | |
Использует приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни | |
Умеет проводить эксперименты, наблюдения, ухаживать, соблюдать правила поведения в природе | |
Участвует в рейде по очистке территории, по озеленению класса, школы и т.п. | |
Уровень проектной деятельности | Проектирует собственную траекторию решения экологических познавательных задач на основе личностного самоопределения в системе ценностей |
Участвует в групповой исследовательской работе, представляя результаты индивидуальной и групповой работы в формах конспекта, реферата, сочинения, мини-исследования, исследовательского проекта, а также умеет публично презентовать результаты своей работы | |
Проводит экологические исследования социоприродного окружения, демонстрируя умение ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения | |
Самостоятельно создаёт алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера |
6. Презентация работ групп (выступления по одному педагогу из группы, прикрепляют шаблоны на доске, «возводят» дом).
7. Рефлексия.
– Какие новые знания получили, посетив мастер-класс?
– Каким образом могут быть использованы представленные материалы для экологического воспитания школьников?
ИННА УТЮЖ,
учитель русского языка и литературы Оюцевичской базовой школы Кореличского района Гродненской области.