Александр Левченко: руководитель — это определенный образ мышления

- 12:27Планерка

С начальником отдела по образованию Глусского райсполкома Александром Левченко корреспондент “Настаўніцкай газеты” побеседовала о приоритетах развития системы образования района.

В режиме 24/7

— Александр Александрович, с позиций своего немалого профессионального и жизненного опыта как определите суть понятия “быть руководителем”?

— Мой путь в руководители начинался не “с парадного входа”. Пришлось работать на различных должностях как в нашем районе, так и за его пределами, в том числе и вне сферы образования. К моменту назначения на должность начальника отдела по образованию у меня уже было четкое понимание, что руководитель — это не только статус, а определенный образ мышления. А по сути — образ жизни. Состоя­ние постоянной готовности к действию, как принято сейчас говорить, в режиме 24/7. В том числе к принятию оперативных решений в условиях внештатных ситуаций. А они случаются даже при самом качественном планировании работы. И, конечно же, это готовность нести персональную ответственность за результаты деятельности своих подчиненных.

— Как вы пришли к своему профессиональному выбору?

— Мой выбор был пред­определен тем, что отец был тренером по легкой атлетике и гандболу в ДЮСШ Глуска и непререкаемым авторитетом для меня. Да и для других своих учеников тоже. Поскольку я с детства увлекался спортом, то по окончании школы поступил в БГУФК. Моя специализация — спринтерский бег, отсюда, очевидно, и моя привычка к быстрому реагированию на любые непредвиденные обстоятельства, и стремление к достижению максимально возможных в конкретных условиях результатов.

Я научился преодолевать себя ради достижения успеха. На мой взгляд, это то, чему нужно учить каждого ребенка. Потому и профессию выбрал соответствующую — учителя физической культуры.

— Как и под чьим влиянием происходило ваше становление как руководителя?

— После окончания университета 10 лет работал учителем физического воспитания в Катковской средней школе. Коллектив, как слаженная спортивная команда, был ориентирован на результат. Со временем в успехе общего дела появился и мой вклад: неоднократно команды школы становились победителями районных и областных соревнований и призерами респуб­ликанских. Хочу подчеркнуть, что результаты достигались за счет общефизической подготовки всех школьников, поскольку организовать работу спортивных секций в условиях сельской школы было затруднительно.

Директор школы Жанна Владимировна Грабко на удивление точно понимала, как, за счет чего и в каком направлении может прогрессировать конкретный работник, и создавала для этого условия. Именно она обратила внимание на наличие у меня лидерских качеств. И поставила меня перед необходимостью их развития: привлекала к обсуждению и решению учебно-воспитательных, организационно-управленческих, административно-хозяйственных вопросов, назначала исполняющим обязанности на время ее отсутствия. Жанна Владимировна всегда подчеркивала, что руководитель, если он хочет добиться успеха в управлении коллективом, должен быть способен делегировать полномочия и уметь отслеживать их исполнение.

— Что для вас наиболее ценно в опыте достаточно длительного руководства районным объединением профсоюзов?

— Умение находить взаимопонимание с людьми, решать их вопросы, помогать. Принцип “партнерство и равная ответственность” для меня всегда был главным руководством в работе на этой должности. Переход в систему управления особых сложностей мне не принес, а привычка интересоваться не только процессами, но и потребностями людей, в них задействованных, осталась.

Кадровый потенциал

— Какой из приоритетов стал основным для вас при переходе на должность начальника отдела по образованию?

— Те первостепенные задачи остаются и поныне — сохранение имеющегося кадрового потенциа­ла, его приумножение, обновление и развитие. А вот реа­лизация этого приоритета в условиях конкретного педагогического сообщества — задача не из типовых. Обновление кадров подразумевает, как правило, замещение пенсионеров молодыми специалистами. А это иногда достаточно проб­лематично. Моя личная позиция в этом вопросе такова: пока работник способен осуществлять свои функции на должном уровне, он имеет право на продолжение профессиональной деятельности. У нас таких 45 человек, что составляет около 15% от общего числа педагогов. А доля молодых специа­листов меньше.

Мы, естественно, стремимся своевременно готовить смену нашим ветеранам, но делаем это взвешенно, с учетом как интересов учреждений, так и запросов самих работников.

На данный момент у нас работают 6 молодых специалистов. Все они обеспечены жильем и находятся под опекой руководителей учреждений, методистов и опытных коллег. В текущем учебном году в учреждения района будут распределены еще 7 выпускников МГУ имени А.А.Кулешова. Их рабочие места уже определены, как и их будущие наставники, одна из задач которых — подготовить себе смену, гарантируя тем самым преемственность педагогических поколений.

— Александр Александрович, какие особенности работы учреждений образования, расположенных в небольшом населенном пунк­те, по сравнению с учреждениями, расположенными в крупных городах?

У нас все на виду. И, на мой взгляд, это в каком-то смысле наше преимущество по отношению к крупным педагогическим сообществам, городским прежде всего. Нам проще объединять усилия всего социума в деле воспитания подрастающего поколения. Нам не требуется много времени и усилий на то, чтобы изучить личность ребенка и его семью, поскольку они у нас, как говорится, в зоне прямой видимости. Это дает нам возможность вывести каждого ребенка на максимально возможный для него в наших условиях уровень развития. Например, в районном банке данных о способных к различным видам деятельности учащихся в прошлом году было 111 учащихся, а в текущем уже 132.

Вопросы профориентации школьников и профилизации обу­чения в наших условиях тоже решаются. Профильным обучением охвачены 53% от общего числа десятиклассников. Для 40 десятиклассников организована профессиональная подготовка в рамках трудового обучения на базе 5 средних школ. Бывает сложно где-то создавать полноценные профильные группы. Например, в гимназии Глуска запрос на подготовку по профессии швея поступил лишь от 3 учащихся. И он был реализован. Это не единичный случай. Подход достаточно затратный, но эффективный с позиций профессионального выбора: все наши выпускники становятся успешными в профессио­нальном плане и в жизни.

— Насколько важна для вас работа в команде?

— Один в поле не воин вне зависимости от того, насколько ты как воин хорош. Я всегда на совещаниях говорю: мы с вами одна команда и решаем все проблемы вместе. В их обсуждении мне важно мнение каждого специалиста, руководителей сельских школ в особенности. Они чаще всего предлагают нестандартный и иногда несколько отличающийся от общепринятых требований подход, но он, как правило, оказывается самым оптимальным. Работу в команде считаю условием, определяющим успех любого решения и дела.

Для меня чрезвычайно важна обратная связь с подчиненными, а для этого у них должно быть право и возможность ставить любой проблемный вопрос перед тем, кто принимает решение.

Решения я, естественно, принимаю сам, как и сам несу за них персональную ответственность.

В силу своей профессии и роли в воспитании будущих граждан педагоги обязаны быть проводниками государственной политики. Наша среда может и должна формировать лидеров, которые будут реализовывать запросы общества и государства на инициативных работников и общественных деятелей. За прошедшие три года мы делали упор на создание корпуса молодежных лидеров в районе, поскольку лидерство сегодня приобретает все более высокую значимость для развития экономической, политической, социальной и культурной сфер общества. Наши представители активно участвуют в работе Молодежного парламента при Национальном собрании, тесно взаимодействуют с его депутатами, приобретают опыт сотрудничества с вышестоящими ведомственными структурами, органами исполнительной и законодательной власти. А главное, получают опыт формирования правовой и политической культуры у подрастающего поколения.

Единомышленники

— Судя по сказанному и увиденному, вы все время “на передовой” в режиме 24/7. А кто обеспечивает ваш тыл? Как удается поддерживать баланс сил при столь интенсивном рабочем ритме?

— В нашей семье, которая, как принято считать, и является для руководителя тылом, одна сплошная передовая, поскольку моя жена Ирина работает заведующей детским садом. И навряд ли я бы ее смог убедить, что моя работа важнее. Да я и не пытаюсь, поскольку понимаю всю степень ее ответственности как руководителя. Дочь Людмила тоже “на передовой” — преподает английский и испанский языки в одной из гимназий Бобруйска. Помогает то, что все мы единомышленники и способны поддерживать друг друга. Есть у меня увлечение — рыбалка, хороший способ сконцентрироваться на каких-то важных мыслях вдали от производственной суеты. И, конечно же, помогает спортивная закалка и умение выигрывать в ско­рости.

Людмила КУРИЛЬЧИК