Простые белорусские крестьянские семьи — большие, работящие, свято хранящие традиции своего рода… Такой и была семья Прохора и Евдокии Черняк, живших в деревне Глинище Хойникского уезда.
Одной жизнью со страной
У Прохора Кирилловича было пятеро братьев, и все они со своими семьями жили в отчем доме. В 1914 году всех братьев призвали на войну — в доме остались только женщины, дети и глава семьи дед Кирилл, который и руководил огромной семьей. За детьми смотрела бабушка Васюта.
После возвращения с войны все братья построили свои дома. Прохор с Евдокией тоже стали жить самостоятельно. Родился Петр, а потом сестры София, Екатерина и брат Алексей.
Петр Черняк учился в школе вместе с Иваном Мележем. Все их детство было наполнено трудом: помогали родителям, заготавливали сено, на зиму — дрова, ухаживали за огородом, собирали грибы и ягоды. В часы отдыха купались в речке, охотились на уток и гусей.
Петр начал рисовать (позже, в зрелые годы, это будут картины маслом), освоил музыкальные инструменты, заинтересовался поэзией.
Жили одной жизнью со страной. Прохор Кириллович Черняк после коллективизации стал председателем колхоза “Ленинский шлях” и руководил им вплоть до начала Великой Отечественной. В начале 1941 года был призван в ряды Красной Армии, в 1943-м пропал без вести… Евдокия Порфирьевна прожила 89 лет.
Петр Черняк был призван в ряды Красной Армии еще в 1939 году рядовым. Служил под Ленинградом уже почти два года, когда началась Великая Отечественная. Был разведчиком-наблюдателем армейского артиллерийского полка № 1236, а дивизия, в которой он служил, вошла в состав Северо-Западного фронта и была отправлена защищать северные рубежи Советского Союза на Кольском полуострове.
С тоской по родному дому
В семье сохранился дневник, в котором отражена повседневная жизнь солдата великой войны: оборудование нехитрого жилища, суровые условия севера, досуг. Да, и в такое тяжелое время солдаты смотрели фильмы фронтового кинопроката.
А еще были книги. С раннего детства Петр много читал. В округе не было ни одной библиотеки, в которую бы он не был записан. Прочитывались все толстые журналы, все новые поступающие книги. А классика советской литературы была перечитана по четыре раза!.. И в войну, в период передышек, он много читал.
Тосковал солдат по родным местам, по близким людям. “Ровно три года я нахожусь в армии… Три года. Потеряно много чего. Не знают родители, жив ли я. А я не знаю, живут ли они. Прошло много жизненных изменений. Уже четвертую зиму живу на севере. Помню, как 7 октября 40 г. провожал меня на станцию отец. Как он, бедняга, плакал. Как он прощался, а я стоял, и ни слезинки. Запомнил я этот случай на всю жизнь. С тех пор прошло три года” (запись от 7 октября 1943 года). Тяжело было еще и потому, что весточек из дома не было, да и кто мог ему написать с оккупированной территории родной Беларуси. Радовались солдаты известиям о каждом освобожденном городе или деревне.
Однажды узнал Петр Прохорович, что в городе Бугуруслане находится эвакуационный пункт белорусов, и написал туда в надежде узнать что-то о родных и близких. Он был очень удивлен, потому что ответил ему… Иван Павлович Мележ. С того времени и завязалась переписка. Через Мележа нашел Черняк многих своих земляков и родственников.
С каким нетерпением солдаты ждали писем от родных и близких! П.П.Черняк фиксировал факт получения буквально каждого письма, указывал, сколько писем пришло в этот день, от кого, кому он сам написал. С особым нетерпением он стал ждать писем после того, как Красная Армия освободила его родные места. Внимательно следил за ходом боев на Гомельщине. И вот от 27 ноября 1943 года читаем запись: “Родина освобождена от немцев. Взяты Хойники”.
Потом пришло письмо от сестры Сони. Радость от весточки из дома перемешивалась с чувством горечи от новостей. Сестра сообщала, что “отца нет, бабушку закололи. 10 домов в деревне спалили немцы. Все люди прятались в болотах. За кровь невинно пролитую, за горе наших сограждан они просят отомстить фашистам”. После получения таких писем солдаты с еще большей яростью были готовы сражаться с врагом.
44 года учительства
Вернулся Петр Прохорович в родные края только в июле 1946-го.
Государство высоко оценило его военный подвиг, наградив орденом Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией в Великой Отечественной войне”, “За оборону Советского Заполярья”, знаком “Ветеран Карельского фронта 1941—1945 гг.” и другими.
А потом были мирные годы — восстановление республики, разрушенной войной, учеба в Мозырском учительском институте (всегда хотел стать учителем истории и географии), женитьба на замечательной девушке Ольге Гордейчик. До войны она работала учителем математики в Алексичской школе Хойникского района, а Петр Черняк — старшим пионервожатым в этой школе. Так и познакомились… Когда фашисты разбомбили школу, оставаться в Алексичах было невозможно. Ольга, пробираясь лесами, пришла домой к родителям и оставалась там до окончания войны. После освобождения советскими войсками Хойникского района вновь начала учительствовать, а после возвращения Петра с военной службы они стали мужем и женой.
Мирная послевоенная жизнь Петра Прохоровича началась на родине в деревне Глинище. В 1948-м его назначили директором Стреличевской средней школы, потом — директором Березовской средней школы Калинковичского района. Когда супруги решили строить свой дом в деревне Глинище, стали работать в Глинищанской средней школе, где и проработали до выхода на пенсию.
На протяжении всей жизни Петр Прохорович и Иван Павлович Мележ поддерживали дружеские отношения.
После получения Иваном Мележем Ленинской премии за трилогию “Люди на болоте” они вместе написали ходатайство о строительстве нового корпуса средней школы в родной деревне. Весь свой гонорар писатель вложил в строительство школы.
После его смерти рядом со школой построили дом-музей И.П.Мележа.
Свою послевоенную жизнь Петр Прохорович Черняк посвятил людям и своей стране. 44 года отдал самой замечательной и самой мирной из профессий — учительству. Проработав учителем истории, географии Глинищанской средней школы, воспитал не одно поколение учеников. Вместе с женой воспитали двоих детей, дождались внуков.
Дочь Любовь Петровна Русая пошла по стопам родителей и стала учителем начальных классов, проработав 41 год в школе. Внучка Ольга Эдуардовна Лихван продолжила семейную профессию учителя, преподает английский язык в Речице.
Такая вот жизнь, такая простая и непростая судьба. Похожая на очень многие судьбы военного поколения, и все же по-своему особенная.
Элла КУЧЕР,
заместитель директора
по учебно-методической работе
Речицкого районного лицея