Читательская грамотность или культура? Мастер-класс директора Молодечненской средней школы № 1

- 14:07Клуб «Хрустальный журавль»

Со стратегией продвижения чтения ознакомит мастер-класс Василия Малиновского, директора Молодечненской средней школы № 1 имени Янки Купалы, учителя-методиста, учителя русского языка и литературы.

Цель — участники мастер-класса будут знать, что такое читательская грамотность и читательская культура в контексте формирования компетенций и компетентности учащихся, иметь представление о дидактических возможностях стратегии продвижения чтения, выполнят задания с использованием приемов данной стратегии.

Задачи:

— создание условий для формирования мотивационной готовности участников мастер-класса к ознакомлению со стратегией продвижения чтения;

— способствование формированию у участников мастер-класса первичного опыта творческой деятельности с использованием приемов стратегии продвижения чтения;

— создание продуктов совместной творческой деятельности на основе коммуникативного взаимодействия участников мастер-класса.

Техническое и методическое обеспечение: раздаточный материал.

Ход мастер-класса

1-й этап. Организационный (до 2 минут)

Цель — психологическая настроенность участников мастер-класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.

Методическая задача: создать условия для психологической настроенности участников мастер-класса на работу посредством вовлечения их в деятельность по формированию позитивных эмоций и ценностно-смыслового отношения к теме мастер-класса.

— «Боже, Господь ты мой! Чего только нет на той ярмарке! Колеса, стекло, деготь, табак, ремни, цибуля, коробейники всякие…» вот так сочно передавал колорит малороссийского торжища XIX века Николай Гоголь. В сонную и размеренную атмосферу белорусских городов и местечек — иногда раз в год, иногда чаще ярмарки врывались разноцветным ураганом из товарного изобилия, веселых застолий, модных дефиле, музыкальных и даже театральных выступлений, — словом, всяческим совмещением полезного с приятным. Благодаря приезжим гостям счет посетителям подобных мероприятий шел на тысячи.

Да, действительно! Издавна любили устраивать ярмарки. А вы знаете, что такое ярмарка? (Шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные товары, сладости, хорошо повеселиться). Нарядно одетые люди приходили и приезжали в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать, в игры поиграть, песни распевать, силой помериться. Там продавали разный товар: игрушки, посуду, одежду, продукты питания. Чего там только не было!

— А какая ярмарка вам близка, на какой вы, может быть, были? А какая ярмарка близка к теме нашего мастер-класса? (Книжная.)

2-й этап. Построение проблемного поля мастер-класса (до 5 минут).

Цель — диагностика субъектного опыта участников мастер-класса, мотивация на предстоящую деятельность, личностная позиция каждого участника в определении целей своей работы на мастер-классе.

Методическая задача: создать условия для диагностики субъектного опыта и мотивации на предстоящую работу посредством определения проблемного поля мастер-класса, обеспечения личностного целеполагания участников.

— В марте в Минске состоялась Международная книжная выставка-ярмарка. Но сегодня я вас приглашаю принять участие в нашей выставке-ярмарке под общим названием «Книжная ярмарка: место моей первой встречи с книгой».

Раздаются флаеры. Знакомство с программой.

— Какая книжная ярмарка без книг? (Раздаются рабочие листы в форме книги, первый лист (обложка) чистая.)

Прием «Чистый лист»

В начале мастер-класса участникам предлагается обозначить проблемы, которые хотелось бы обсудить, задать вопросы организатору ярмарки-выставки по теме мастер-класса, написать пожелания участникам (по желанию озвучиваются).

3-й этап. Погружение в теоретические основы понятий «грамотность» и «культура».

Цель — знание участниками мастер-класса понятий «грамотность» и «культура».

Методическая задача: обеспечить условия для закрепления понятий «грамотность» и «культура».

— Любая ярмарка, в нашем случае книжная, имеет свою специфику, атрибутику. С какими предметами ассоциируется у вас общее понятие ярмарки? (Ведущий мастер-класса подводит к слову ВЕСЫ, изображение размещается на доске.)

Ни одна ярмарка не проводилась без участия кукольного театра, без мудрого слова и наставления. Я тут подслушал и записал несколько изречений.

Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное.

Константин Дмитриевич Ушинский

По чтению можно узнавать человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся тем, что мы вычитываем из прочитанного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов.

Иван Александрович Ильин

Участникам необходимо определить, в каком из вариантов скрыто понятие «грамотность», а в каком — «культура» (высказываются выборочно).

Чтение определений.

Читательская грамотность — это способность находить и извлекать информацию из текстов разного содержания и формата, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать сообщения текста, способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей.

Читательская культура — это уровень начитанности, осознанность читательского выбора, систематичность и последовательность чтения, знания об авторах и книгах, заинтересованность сберечь и распространить информацию, полученную путем чтения.

— Н.В. Гоголь, говорил о том, что «хоть бы в кармане было рублей эдак с тридцать, то и тогда бы не скупил бы всей ярмарки». Действительно, без денег на ярмарке делать нечего.

Предлагаю вам наполнить наши сундуки золотыми монетами (сундуки, на которых записаны слова ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА)

Участникам предлагается написать на монетах по одному слову на понимание значений определений «грамотность» и «культура».

4-й этап. Выполнение практической части мастер-класса.

Цель — первичный опыт творческой деятельности участников мастер-класса по использованию приемов стратегии продвижения чтения.

Методическая задача: обеспечить условия для формирования первичного опыта творческой деятельности участников по использованию приемов стратегии продвижения чтения посредством организации работы в группах и межгруппового взаимодействия.

— Перед нами сундуки с одинаковым количеством монет. Какой же тогда из них ценнее?

Участникам предлагаются две выставки под названием «Читательская грамотность» и «Читательская культура». Необходимо подготовить буклеты, популяризующие понятия «Читательская грамотность» и «Читательская культура».

Презентация буклетов.

— Невозможно уйти с книжной выставки без приобретения заветной книги. На какие детали вы обратите внимание при покупке (обсуждение грамотности и культуры).

Прием «Литературный стартап» (создание и продажа книги)

Задание. Группам необходимо создать книгу, раскрывающую проблемный вопрос «Чтение: труд или творчество?». Участники используют следующие критерии:

  • название книги;
  • потенциальный автор книги;
  • аннотация к книге;
  • оформление книги.

Презентация книг.

Можно сделать вывод, что читательский талант не менее важен при чтении художественного произведения, чем талант писателя.

5-й этап. Рефлексия.

Цель — осмысление содержания и результатов работы на мастер-классе, оценка степени достижения поставленных целей участниками мастер-класса.

Методическая задача: обеспечить условия для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания «Диаманта».

— Сегодня мы говорили о том, что важнее: читательская грамотность или читательская культура. Действительно, без писателя нет читателя. Без грамотности нет культуры. Без компетенций нет компетентности. Чтобы из мягкого графита получился твердейший алмаз, нужны высокая температура, отсутствие кислорода и огромное давление. Такие условия возникают в недрах Земли, где и формируются алмазы. Так и мы формируем, как алмаз, наших учащихся, создавая для них условия для развития в них определенной культуры.

Я предлагаю вам создать из алмазов бриллианты с помощью приема «Диаманта».

— Давайте вернемся в начало нашего мастер-класса и узнаем, оправдались ли ваши ожидания, остались ли какие-то вопросы неразрешенными.

Секрет удачной розничной торговли состоит в том, чтобы дать покупателям то, что они хотят. Надеюсь, наша ярмарка-выставка была успешной!

Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер