Духовное воспитание молодежи обсудили на международной конференции Союзного государства

- 9:03Актуально, Духовность и патриотизм, Новости

Значимость духовно­-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подтвердили участники международной конференции, которая прошла в Академии последипломного образования, сообщает корреспондент «Настаўніцкай газеты».

В очно-дистанционной форме встречи приняли участие свыше 450 представителей научной общественности, педагогических работников Союзного государства — Беларуси и Российской Федерации.

— Современный мир имеет ряд внутренних противоречий, которые оказывают существенное влияние на духовное состояние молодежи и на приоритеты в ее воспитании, — отметила в приветствии доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования Галина Николаенко. — В Программе патриотического воспитания населения нашей страны отмечено, что актуальность патриотического воспитания обусловлена необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности посредством консолидации общества и обеспечения народного единства.

Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения представляет собой целостный процесс, основой которого является христианская культура. Христианские принципы устроения мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Это посильное воплощение в жизнь высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная церковь.

Воспитание подрастающего поколения было и остается главной задачей как для семьи, так и для общества, — продолжила разговор Светлана Уклейко, первый проректор академии, кандидат педагогических наук. — Когда мы говорим о формировании у наших учащихся патриотизма, гражданственности, нравственной культуры, приобщения их к общечеловеческим гуманистическим ценностям, то видим в этом задачу на все времена, своеобразную константу, которая должна быть априори. Эффективность воспитательной работы определяется в ее целостности, взаимодополнении, взаимосвязи, где главная роль отведена прежде всего педагогу и его личности.

В системе образования совместно с Православной церковью заложены основы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, ведется работа по сохранению исторической памяти, изучается историко-культурное наследие, укрепляется традиционный институт семьи. 

Консультант Министерства образования Лариса Емельянчик отметила, что своеобразным источником духовной жизни в учебном заведении является факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма”, который, по сути, побуждает воспитанников к нравственному поведению, духовному росту и совершенствованию, формирует личность с духовным потенциалом.

Сегодня работой факультативов охвачено более 70% учреждений образования. Кроме того, особенная роль в воспитании отведена военно-патриотическим клубам, которых создано в учреждениях образования уже более 50. Системой образования налажено тесное взаимодействие с другими министерствами и ведомствами по формированию у подрастающего поколения социальной, гражданской активности, нравственных качеств, высокого чувства ответственности.

Духовное обновление

При всей незыблемости понятий “патриотизм”, “гражданственность”, “духовность”, которые формируются на основных жизненных ценностях, воспитание сегодня приобретает новые черты и направления, что влечет за собой, по сути, духовное обновление нашего общества.

— Духовное и патриотическое воспитание молодежи реализуется в современном обществе под влиянием семейного воспитания, образовательной среды на основе особенностей личности и направлено на служение интересам своего Отечества, — подчеркнул Эдуард Томильчик, проректор по воспитательной работе МГЛУ. — Сегодня в воспитании особое внимание сконцентрировано на преданности своей Родине, на единении и согласии, что является основой консолидации, мира и созидания.

Созвучными с направлениями белорусской стороны стали предложения в организации воспитательной работы Людмилы Байбородовой, доктора педагогических наук, профессора Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского. Среди наиболее приоритетных — сохранение культурно-исто­рического и педагогического наследия, национальных традиций, краеведческая деятельность, участие школьников в общественных организациях и движе­ниях социально-культурной направленности, детских и молодежных гражданско-патриотических объединениях, нацеленных на созидательную, продуктивную деятельность, взаимодействие с успешными общественными лидерами и политическими дея­телями.

Иммунитет к негативу

Общеизвестно, что человека воспитывает школа, семья и социум. Но в сегодняшнем социуме в значительной мере превалирует гаджет, неся нашим детям поток в том числе негативной информации, которую трудно полностью проконтролировать и оградить от нее ребенка.

— Для того чтобы социум с негативным влиянием не перечеркнул все то, чему учит школа, необходимо объединить все усилия и постараться сформировать иммунитет к таким влияниям, последствия которых проявляются во вредных зависимостях, безответственных поступках и деструктивном поведении, — отметила Наталия Бушная, директор столичной гимна­зии № 1 имени Ф.Скорины.

Как побудить наших так называемых цифровых детей в век потребительства, которое не обошло стороной образование, к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию? Как воспитать любовь к Отечеству, стремление делать добро, совершенствовать окружающую жизнь?

— От того, как мы сегодня воспитаем молодежь, зависит будущее каждого из нас и наших стран, — подчеркнула Наталия Владимировна. — Мы должны выработать общие подходы к воспитанию подрастающего поколения. Для этого необходима единая площадка, где можно вести диалог о важных ценностях образования в рамках Союзного государства.

И такая площадка не просто создана, но и активно работает. Это Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь, которая имеет двухлетний опыт сотрудничества. Знаменательно, что одним из направлений деятельности ассоциации выступает духовно-нравственное воспитание. Ее участникам удалось не только обменяться опытом, но и организовать целый ряд совместных проектов.

— Сегодня вопрос не стоит о том, кто должен отвечать, нести нравственные ориентиры и гражданскую позицию, когда наши дети проводят свободное время не с хорошей книгой, а с гаджетами, когда они порой ориентируются не на мнение взрослых, а на информацию, которую нашли в интернете. Безусловно, мы все вместе. Но определяющая роль принадлежит педагогу. И несмотря на то, что перед современным педагогом стоит целый ряд самых разных задач, одной из важнейших является задача личностного самосовершенствования. Ведь воспитать патриота может только патриот, — отметила Н.Бушная.

Не потерять душу и истину

Протоиерей Федор Повный, председатель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования Белорусской Православной Церкви, кандидат богословия, придает большую роль просветительским советам и считает их площадкой консолидации сил гражданского общества в воспитании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. По его мнению, надо за одним столом собираться духовенству, учителям, методистам, руководителям учреждений, отделов образования, культуры и идеологии.

Просветительский совет — одна из наиболее эффективных форм сотрудничества церкви и государства, куда б входили неравнодушные люди. Лучше иногда спорить, нежели пассивно смотреть на упущенные возможности, которые, только благодаря незаинтересованности, проходят сквозь пальцы и просачиваются сквозь песок. Все, что касается детей, не может быть пассивным, даже в силу того, что сами дети — это вечный двигатель, это энергия молодости и познания мира, отметил протоиерей.

— Я желаю всем внутреннего огня, множества идей, инициатив, умения слушать друг друга и находить общие точки. Мы должны быть вместе, потому что в единстве — сила, именно так рождается новое, сильное и живое будущее. Мы не имеем права потерять душу и истину, — отметил Федор Повный.

Алла КЛЮЙКО
Фото автора