Электронный институт развития образования разработан и успешно внедряется в Минске

- 14:10Интервью, Школа управления

Известно, что даже самый фундаментальный запас полученных в вузе знаний время от времени необходимо пополнять, иначе в нужный момент их может не хватить. Вот почему столичные педагоги раз в три года проходят повышение квалификации в Минском городском институте развития образования. Подробнее об этом в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

На помощь — цифровизация

Первый проректор МГИРО, доктор исторических наук, профессор Сергей Стренковский рассказывает:

— Сокращать бумажную сторону нашей деятельности важно для того, чтобы и учителя, и преподаватели, и методисты, и управленцы могли больше времени посвящать своей основной работе. Около шести лет назад мы начали экспериментальную апробацию проекта, который вкратце можно назвать “Электронный институт развития образования”. Приказом Министерства образования он сначала внедрялся как экспериментальный, а сейчас реализуется как инновационный.

— Можно ли сказать, что он подтвердил свою эффективность?

— Да. Были проведены соответствующие исследования, анкетирование тех, кто участвовал в проекте. И оно действительно показало: минимизация бумажного труда налицо, и затраты на разработку документации, о которых мы сейчас будем говорить, заметно сократились. В ходе реализации проекта предусмотрено внедрение электронных сервисов для автоматизации процесса организации непрерывного профессионального образования педагогических работников учреждений образования города.

— К слову, речь идет о профессиональном образовании всех педагогических работников?

— Безусловно. Реализация модели управляемого развития электронных сервисов в учреждении дополнительного образования взрослых позволяет обеспечить взаимодействие с заказчиком образовательных услуг в сфере дополнительного образования взрослых. По цепочке: учреждение образования — управление по образованию (иное структурное подразделение исполнительного комитета или местной администрации района в городах, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования) — институт развития образования — комитет по образованию Мингорисполкома. Нам удалось автоматизировать процессы и процедуры, связанные с получением дополнительного образования взрослых (автоматизация процессов направления на обучение, оформления учебно-программной документации в рамках повышения квалификации, обучающих курсов, учета учебных занятий и т.д.), обеспечить повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности всех субъектов образовательного процесса.

Блоки и уровни доступа

— Можете рассказать о вашем проекте поподробнее, не злоупотребляя научной терминологией?

— Совсем без терминологии не обойтись, но постараемся, — вступает в разговор начальник центра информационных технологий института Наталья Соколова. — Сам проект состоит из нескольких блоков и рассчитан на то, чтобы мы минимизировали затраты, в частности, на планирование нашей работы. У нас это план непрерывного образования педагогических работников на календарный год.

Архитектура проекта представляет собой систему из двух блоков: автоматизированной информационной системы — информационного ресурса “Повышение квалификации” (разработчиком является Центр информационных ресурсов и коммуникаций) и онлайн-системы “Электронный институт развития образования” (собственная разработка специалистов института).

— А что изображено на этой красивой схеме?

— Здесь как раз показана модель управляемого развития электронных сервисов. Первый ее компонент, как уже было сказано, представляет собой информационный ресурс “Повышение квалификации” (http://pk.edu.by), который предполагает наличие трехступенчатой иерархии доступа при организации непрерывного профессионального образования педагогических работников региона.

— Сам сайт в открытом доступе?

— Да, пользоваться им могут педагогические работники всех учреждений образования, но у каждого разный уровень доступа, в зависимости от должности и профессиональных обязанностей человека. У каждого свой логин и пароль, мы рассылаем их всем, кому необходимо.

— А какой уровень доступен, скажем, управлениям по образованию?

— Это автоматическая генерация списка всех педагогических работников района, которые планируют прохождение повышения квалификации за определенный период, для подготовки соответствующего приказа. Уровень же нашего института развития образования — автоматическая генерация списков педагогических работников с указанием учреждения образования, а также формирование электронной учетной карточки слушателя. Ее при необходимости можно вывести на печать. По результатам реализации образовательных программ повышения квалификации, обучающих курсов, стажировок присвоенный документу об образовании (или документу об обучении) номер тоже вносится в электронную базу данных.

— Все необходимые сведения можно получить в интернете онлайн?

— Да. Второй компонент нашей модели автоматизированной информационной системы — это онлайн-система института, которая состоит из пяти блоков: интерактивного модуля, учебно-программной документации, электронного журнала учебных занятий, плана непрерывного профессионального образования на календарный год, содержащего как сам план, так и формы отчетности (квартальные и месячные) для мониторинга и аналитики процесса обучения в институте, и репозитория (электронной библиотеки). Доступ к каждому из модулей предоставляется только зарегистрированным и авторизованным пользователям.

Книжку заменил компьютер

— Сколько в Минске учреждений образования?

— В столице 241 учреждение общего среднего образования и 466 — дошкольного. Всего — 700 с лишним, и каждый педагог внесен в нашу систему.

— И вы всех поставили в известность, что есть такая программа?

— Конечно. Эксперимент проводился на базе одного района столицы — Ленинского, мы сообща отрабатывали эту систему. А после того как Министерство образования наш эксперимент одобрило, были подключены все девять районов.

Вслед за этим мы провели обучение специалистов, ответственных во всех учреждениях за организацию повышения квалификации педагогов, а также представителей управлений по образованию районных администраций. Теперь каждый из них имеет логин и пароль и может заходить в программу через интернет — на сайте pk.edu.by.

— Сергей Петрович, а если перевести вышесказанное в практическую плос­кость, какую пользу сулит ваша система конкретной школе или детскому саду?

— Очень просто: раньше институт печатал толстую книжку и давал для ознакомления каждому. И я, когда работал заместителем директора школы, ее листал, смотрел, какие темы мне необходимы, и т.д. А сейчас могу посмотреть все это на компьютере. Меня, скажем, интересует определенный месяц, выбираю его — и на мониторе сразу появляются все темы образовательных программ. Могу также выбрать дату, посмотреть то, что мне нужно, по должностям слушателей, по квалификационным категориям, по времени.

— То есть раньше смотрели толстую книжку, а сейчас каков алгоритм действий ваших коллег?

— У нас есть база, где указано, что, допустим, я, учитель истории, проходил курсы повышения квалификации в таком-то году. В Минске существует автоматизированная информационная система обработки данных. Туда внесены все педагоги, и отмечено, когда я повышал квалификацию. По Положению о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов педагогические работники дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи должны повышать свою квалификацию раз в три года.

Соответственно, заместитель директора, отвечающий за эту деятельность, видит, что в нынешнем году необходимо пройти повышение квалификации Иванову, Петрову, Сидорову и т.д. Имея доступ к этой информации и нашему плану, он может выбирать, кого куда отправить и в каком месяце. Я, например, делал это в августе, что было удобно для составления расписания учебных занятий на учебный год. Зная, что Иванов или Сидоров пойдет на повышение квалификации на две недели, например, в октябре, ему заранее подыскивали замену. Или, например, повышать квалификацию можно не в течение одной или двух недель подряд, а, скажем, по средам. Значит, мне этому учителю нужно освободить этот рабочий день, чтобы он ходил на учебные занятия. Теперь проще это сделать.

— Кто выбирает тему повышения квалификации?

— Мы предлагаем темы в соответствии с проводимой диагностикой наших педагогических работников в рамках деятельности учебно-методических объединений. Увидели, к примеру, что большинство учителей, условно говоря, 50% и более, хотят изучать тайм-менеджмент. Запланировали. Прошла республиканская контрольная работа, и министерство обратило наше внимание, что “западает” такая-то тема. Складывается тематика. Дальше замдиректора видит, какие темы предлагает на сегодняшний день Минский городской институт развития образования, и определяет, куда нужно отправить своего педагога. И отправляет, что очень важно, тоже через эту систему. Формируется список учебной группы. Если нашей квоты какому-то району оказывается недостаточно, есть возможность ее расширить, перераспределить между районами.

— Совершенно очевидно, что это огромная база данных. А кто над ней работал и в течение какого времени?

— Оболочку, ядро данных формировал Центр информационных ресурсов и коммуникаций. Все остальное, сам электронный институт развития образования, server.org, как мы его называем, — собственная разработка сотрудников института.

Владимир ПИСАРЕВ