Как увлечь рисованием ребенка с интеллектуальной недостаточностью

- 17:26Образование

Как влияет рисование на развитие детей с интеллектуальной недостаточностью и какие техники наиболее эффективны в работе с данной категорией воспитанников? Ответы на эти вопросы были получены в ходе экспериментального исследования в дошкольной группе Лоевского районного ЦКРОиР.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна выраженная двигательная неловкость. У них, как правило, имеются нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Эти и другие особенности (поверхностность, недифференцированность эмоций и т. п.) значительно затрудняют их жизнедеятельность, социальную адаптацию. У ребят с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев отсутствует потребность в рисовании, лепке и аппликации. Им сложно длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке. Не говоря уже о том, чтобы осуществлять точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм… Последовательно воспроизводить элементы узора, чередовать элементы, выбирать цвет… Вместе с тем многие исследователи отмечают особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с нарушением интеллекта. Положительную роль изобразительной деятельности в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью подчеркивал Л.С. Выготский. Достаточно полно проблему обучения рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью изучила Ю.В. Захарова. Автор известных методик работы с данной категорией детей в результате проведенного эксперимента выявила наиболее доступные для них нетрадиционные техники изображения. Отмечалось, что в результате их применения развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации. Использование нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.

На основе изученной литературы и опыта коллег были отобраны методики, нетрадиционные техники изображения для обучения рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В ходе работы проводилось экспериментальное исследование, в котором приняло участие 5 дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Важно было выявить уровень их мотивации к обучению рисованию при использовании традиционных и нетрадиционных техник изображения. Применялись следующие методики:

  1. Традиционные техники рисования: рисование цветными карандашами, рисование кистью — акварелью.
  2. Нетрадиционные техники получения изображения: рисование пальцами, оттиск (выполняется с помощью разнообразных штампов), коллаж, тычок жесткой кистью.

Для ознакомления детей с нетрадиционными художественными техниками изображения исследование было разделено на три этапа.

На первом работали над развитием положительного эмоционального интереса к процессу и результатам рисования. Дошкольники ознакомились с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, и приемами нетрадиционных техник рисования.

Предпочтение было отдано пальчиковому рисованию. В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». С этой установкой великого педагога сложно не согласиться. Данная техника позволяет развивать моторику рук, воображение.

На втором этапе дети учились пользоваться «пальчиковыми красками» на ватманах больших размеров. Применялись такие техники, как рисование ладошкой, пальчиками, с помощью трафаретов, штампов и роликов. Данные техники заметно повышают интерес к рисованию.

На третьем дошкольники в процессе обучения отрабатывали умения и навыки работы в нетрадиционной технике рисования.

На протяжении всех этапов необходимо было стимулировать ребят отвечать на вопросы об изображаемых объектах, рассказывать о создаваемых ими образах. В протоколе наблюдения фиксировались реакция и настроение ребят.

Итоги экспериментального исследования таковы:

  1. На констатирующем этапе с применением традиционных техник большинство (72 %) дошкольников с интеллектуальной недостаточностью практически не проявляло интерес к художественной деятельности.
  2. В результате повторного исследования, но уже с применением нетрадиционных техник изображения в обучении рисованию, у большинства детей (64 %) выявлен средний уровень мотивации.
  3. В процессе наблюдения за ходом рисования было выявлено, что у ребят наибольший интерес и позитивные эмоции вызвали нетрадиционные техники изображения. Рисунки стали ярче, насыщеннее и содержательнее.

Вывод очевиден: нетрадиционные техники изображения раскрывают перед дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют проявлениям в их деятельности элементов творчества. Применение нетрадиционных техник изображения развивает у детей данной категории интерес к рисованию, стимулирует положительную мотивацию к такой деятельности, вызывает положительные яркие эмоции, снимает боязнь не справиться с процессом рисования.

Людмила ВЫГЛЯД,
воспитатель высшей квалификационной категории
Лоевского районного ЦКРОиР