Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь

(Выступление министра образования Республики Беларусь И.В.Карпенко на Республиканском педагогическом совете)

Уважаемый Александр Григорьевич!
Уважаемые коллеги!

Образование выступает ресурсом новых общественных преобразований, создавая главное — интеллектуальный, научный, творческий и технологический потенциал, который становится основным активом устойчивого социально-экономического развития.

Именно поэтому государственная политика в области образования носит стратегический характер и находит особую поддержку руководства страны. Подтверждение тому — присутствие на нашем педагогическом совете Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и те приоритетные направления развития системы образования, которые прозвучали в докладе главы государства.

Сегодня перед нами стоит задача дальнейшего совершенствования национальной модели многоуровневого образования, отвечающего современным и, главное, перспективным потребностям человека, общества и государства.

При обновлении такой модели необходимо:
во-первых, исходить из государственных интересов и потребностей инновационной экономики;

во-вторых, опираться на лучшие национальные образовательные традиции, с учетом основных мировых тенденций;

в-третьих, обеспечить доступность для любого качественного образования.

С целью определения путей дальнейшего развития системы образования разработаны Концептуальные подходы на среднесрочную и долгосрочную перспективу, проект которых представлен для обсуждения на педагогическом совете. Концептуальные подходы разработаны с учетом поручений главы государства, предложений, которые поступили в ходе общественного обсуждения новой редакции Кодекса об образовании, анализа функционирования системы. Разрешите остановиться на основных позициях.

Первое. Считаем, что в стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование.

Есть государственный запрос на образованного, высококвалифицированного специалиста. В Кодексе об образовании заложен законодательный коридор для такой новации. Есть общественная потребность и готовность к такому переходу. Общее среднее образование у нас сегодня получает почти 100% выпускников. Система всеобуча, экстерната, возможность получения общего среднего образования в вечерних классах и в учреждениях профтехобразования создают условия для реализации этой задачи.

Переход на обязательное общее среднее образование — качественно новый этап в развитии системы, направленный на повышение образовательного уровня граждан, что позитивно повлияет на международный имидж нашей страны.

Второе. Обеспечение качества образования. И здесь вопросы обновления содержания образования по-прежнему остаются на первом месте. А это постоянная работа с учетом динамики научно-технического прогресса над образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебно-методическими пособиями. Мы должны уделить особое внимание уровню методической культуры педагога, и прежде всего через обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Эта задача уже реализуется в рамках разработанной по поручению главы государства Концепции развития непрерывного педагогического образования до 2020 года.

Качество образования не должно измеряться исключительно результатами централизованного тестирования, предметных олимпиад или заветным местом в гимназии. Образование нужно оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика. При этом важно подготовить не отдельных элитных учащихся, а помочь всем в жизненном и профессиональном самоопределении, обеспечить социальную и профессиональную мобильность личности, ее конкурентоспособность в современном мире.

Третье. Говоря о содержании и качестве, мы должны ответить на вопрос: отвечает ли существующая структура системы образования потребностям общества и государства? Практика показывает, что она требует упорядочения.

При этом понимаем, что особый вопрос для общего среднего образования — функционирование гимназий. Из 210 гимназий и 27 лицеев на слуху несколько десятков. Считаем необходимым ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизации. Профилизацию следует связывать не со вступительными испытаниями в пятый класс гимназии, а с осознанным выбором школьниками профессии, а это возможно в более старшем возрасте.

Сегодня на практике выбор обучения в гимназии — это не выбор ученика, а скорее амбиции родителей. Например, ситуация этого года: сдав все экзамены на 9 баллов, ученик не поступает в гимназию. Такой стресс ничем не оправдан.

Общеобразовательная школа имеет такое же право, как гимназия и лицей, на выявление и дальнейшее обучение одаренных, мотивированных учащихся. Совместно с педагогами-практиками необходимо выработать критерии такого отбора. Это будет соответствовать принципам социальной справедливости и равнодоступности общего среднего образования, которые гарантированы нашим законодательством, а не наметившейся элитарности гимназического образования.

В свою очередь, на уровне профессионального образования предлагается сохранить один вид учреждения — колледж, который будет реализовывать образовательные программы общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

На уровне высшего образования оптимальным видится подход, при котором на первой ступени (бакалавриат) обеспечивается подготовка специалистов с присвоением квалификации, на второй ступени (магистратура) — углубленная подготовка специалистов, которые способны решать задачи проектирования, конструирования, управления. Это позволит магистрам занимать также должности научных сотрудников. По наиболее сложным наукоемким специальностям (медицина, ядерная энергетика и др.) подготовка будет вестись по непрерывным образовательным программам с 5—6-летним сроком обучения.

Выпускники магистратуры должны быть востребованы на рынке труда в соответствии с полученным образованием и квалификацией. По педагогическим профессиям мы уже приняли решение: выпускник магистратуры, придя на первое рабочее место в школу, сразу может получить вторую квалификационную категорию. Примерно в таком же направлении нужно определиться и по остальным специальностям.

В стране 28 вузов осуществляют подготовку по специальностям экономического профиля и 17 — юридического. Поэтому необходимо провести оптимизацию сети учреждений высшего образования с учетом их профиля, кадрового потенциала и материально-технической базы. При этом будет продолжена работа по профилизации специальностей, и прежде всего — исключение дублирования подготовки по одним и тем же специальностям как на уровне среднего специального, так и высшего образования. Положительный пример есть в системе здравоохранения: выпускники медколледжей и медицинских вузов по своим квалификационным характеристикам не дублируют, а дополняют друг друга. Кроме того, необходимо определиться с подготовкой специалистов в заочной форме получения образования.

По поручению правительства разрабатываются новые подходы к формированию прогноза подготовки кадров под потребности экономики и социальной сферы.

В подготовке научных кадров предлагается закрепить введение образовательной программы аспирантуры на уровне научно-ориентированного образования со сдачей кандидатских экзаменов, а набор в докторантуру исключительно по целевому принципу, на грантовой основе. Это позволит решить задачу не только восполнения научных, но и педагогических кадров высшей квалификации. Нам необходимо расширить перечень специальностей для обучения иностранных граждан на английском языке с целью наращивания экспорта образовательных услуг. Следует провести серьезную работу по расширению преподавания китайского языка в средних и высших учебных заведениях.

Конкретизация требований к ведущим учреждениям высшего образования позволит перейти к реализации модели “Университет 3.0”, которая предполагает создание интегрированной образовательной, научной и предпринимательской среды для коммерциализации научных разработок, усиление их связи с реальным сектором экономики. В перспективе на базе таких ведущих университетов могут быть созданы образовательно-научно-производственные кластеры, которые подтянут и региональные вузы. А это, в свою очередь, позволит им быть более конкурентоспособными в мировом образовательном пространстве.

Четвертое. Продолжится работа по совершенствованию правил приема в вузы.

Благодаря введению централизованного тестирования, мы исключили коррупцию при проведении вступительной кампании. В то же время опыт показал определенное несоответствие между средним баллом аттестата и результатами ЦТ.

Наверное, неслучайно в СМИ, в целом в обществе, идет полемика о возврате к пятибалльной системе оценок. Нам надо глубоко и детально проанализировать как преимущества, так и недостатки каждой из систем.

Время диктует и необходимость изменить понимание выпускного экзамена за курс средней школы. Современной формой, позволяющей объективно оценить уровень знаний выпускника, может выступить комплексный общеобразовательный тест.

Это, соответственно, повлечет за собой и изменения в выпускных экзаменах за 9 классов. В Концептуальных подходах предлагается проведение независимой аттестации выпускников базовой школы. Полученные отметки должны дать объективный ответ на вопрос, какую траекторию дальнейшего обучения следует выбрать учащемуся.

Центром, обеспечивающим создание в республике системы независимой оценки качества образования, должно стать Агентство по контролю в сфере образования, которое будет создано путем объединения подчиненных Министерству образования структур.

Также предлагается изменить механизм проведения вступительной кампании в вузы. Для поступающих на отдельные специальности проводить дополнительное предварительное профессиональное собеседование до подачи документов. Позитивной иллюстрацией такой модели может служить собеседование для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, апробированное в этом году. Кроме того, по некоторым специальностям предусматривается введение дополнительного внутреннего экзамена. Такие подходы одобрены республиканским советом ректоров вузов.

Пятое. Нам необходимо сделать рывок в создании информационно-образовательного пространства. Кстати, Российская Федерация планирует сделать это за полтора-два года.

Перспективными направлениями являются:

во-первых, оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным интернетом, разработка и создание регистра обучающихся, переход к использованию электронных документов (классный журнал, дневник, карта учащегося);

во-вторых, информатизация системы управления, обеспечивающая многоуровневый доступ к информации по образовательному процессу;

в-третьих, внедрение в образовательный процесс новых методик, основанных на информационных технологиях: дополненная реальность, интерактивные средства обучения и другие.

Шестое. Успех реализации поставленных задач зависит от каждого работника системы образования.

Я твердо убежден: педагог — ключевая фигура в образовании. С энтузиазмом воспринято общественностью новое почетное звание “Народный учитель”. Знаю, что первый народный учитель Беларуси Валерий Барашков согласится со мной: личность педагога определяет его статус в обществе.

А можно ли говорить об уважении к своей профессии так называемых репетиторов от образования? Учитель, который не стремится эффективно использовать каждую минуту урока, чтобы учить и, подчеркну, воспитывать ребенка, скорее всего, заинтересован в том, чтобы предложить не поддерживающие занятия, а услуги репетитора. Выборочный анализ ситуации показал, что преподаватели, которые были задействованы в приемной кампании в вузы, вступительных испытаниях в гимназии, одновременно являлись и репетиторами. А не завуалированная ли это форма коррупции?!

Для исключения возможных конфликтов интересов и коррупционных рисков в учреждениях образования предлагаем внести в контракты норму о том, что педагог обязан информировать нанимателя об осуществлении им деятельности в качестве репетитора.

Седьмое. Обеспечение взаимосвязи воспитания и обучения в образовательном процессе.

Необходимо поднять на новый уровень воспитательный потенциал образования и обеспечить активное личностное развитие детей и молодежи, становление гражданина своей страны, профессионала-труженика, семьянина.

Подчеркну известную, но очень важную истину: каждый урок, лекция, дополнительное занятие имеют огромный воспитательный и идеологический потенциал. Но эффективность его реализации в решающей степени зависит от педагога.

С учетом современных реалий следует искать новые подходы, внедрять эффективные формы и методы работы с учащейся и студенческой молодежью. Чтобы возродить лидирующую роль БРСМ, пионерской организации, органов ученического и студенческого самоуправления в воспитательном процессе, нужно уйти от формализма и наполнить его конкретными делами.

Акцентирую внимание на важности совершенствования работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, особенно в вузах. Работать нужно не по запросу, а на упреждение. Здесь важна диагностика и системный анализ трудностей и проблем, с учетом которого выстраивается вся воспитательная и идеологическая работа.

Как пример, назову коллективные творческие дела, которые незаслуженно забыты в современной педагогической практике. Именно конкретные коллективные дела формируют лицо и имидж ученических и студенческих организаций.

Необходимо придать новый импульс тимуровскому, волонтерскому и студотрядовскому движению, деятельности клубов интернациональной дружбы. Поднять на новый уровень ученический и студенческий спорт. Развивать движение WorldSkills International. Расширить охват допрофессиональной подготовки в шестой школьный день с целью популяризации рабочих профессий.

С учетом предлагаемых подходов будет конкретизирована Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и молодежи, подготовлен научно-методический инструментарий по их реализации.

Уважаемые коллеги!

Перспективы развития системы образования определены главой государства. В предложенных участникам Республиканского педсовета Концептуальных подходах обозначены направления дальнейшей деятельности. Разрешите выразить уверенность, что наша слаженная работа позволит успешно реализовать намеченное.

Благодарю за внимание.

Пакінуць каментарый

Ваш электронны адрас не будзе апублікаваны. Абавязковыя палі пазначаны *