Квест­-игра «Давным-­давно была война, но память нам на то дана, чтоб помнить!»: сценарий проведения занятия для школьников

- 16:09Клуб «Хрустальный журавль», Портфолио

Предлагаю вниманию коллег разработку квест­-игры “Давным-­давно была война, но память нам на то дана, чтоб помнить!”.

Елена ГАРБАР, учитель биологии и химии квалификационной категории “учитель-методист” средней школы № 42 Минска, член клуба “Хрустальный журавль”

Квест как форма организации работы в шестой школьный день давно пользуется популярностью в воспитательной работе. Квест дает возможность участникам не только получить информацию, которая дополнит их знания о стране, о культуре, Великой Отечественной войне и ее героях, но и позволяет погрузиться в атмосферу памяти об истории своей страны. Предложенный в разработке квест может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе (с использованием мобильных устройств).

Цель проведения квеста: воспитание учащихся через формирование единых ценностей, гордости за собственную страну, ее историю и культуру.

Предполагается, что по окончании квеста учащиеся будут: больше знать об истории и культуре белорусского народа; проявлять интерес к изучению исторического прошлого Беларуси, уважение к историческим местам и памятникам Отечества, родной природе; будут мотивированы на участие в мероприятиях патриотической направленности.

Квест-игра проводится в рамках одной или нескольких параллелей учащихся 5—7 классов или могут быть сборные группы учащихся (в каждой группе 4—6 человек). Структура и содержание квест-игры позволяют сократить часть квеста при необходимости. В организации и проведении принимают участие учащиеся 10—11 классов, ведущий — педагог или учащийся. Участие принимают одновременно 6 групп. Время прохождения одной площадки — 5—6 минут. Площадка “Привал” — 15 минут. Подведение итогов — 15—20 минут. Общее время для проведения квеста — 60/110 минут. На каждой площадке участников квеста встречают 2—3 учащихся 10—11 класса, которые предлагают задания, контролируют время, оценивают выполнение задания, делают отметку в листе результатов.

Для проведения создаются квест-площадки.

“Привал” (состоит из двух — “Споемте, друзья”, “Полевая кухня”). На этой площадке одновременно собираются все группы после прохождения трех площадок.

“Споемте, друзья”. Цель площадки — вспомнить (или ознакомить учащихся) песни военных лет. На данной площадке учащимся предлагается прослушать отрывки песен военных лет (до пяти песен), записать их названия.

“Полевая кухня”. Цель площадки — ознакомить школьников с национальной белорусской кухней. Учащимся предлагаются рецепты блюд, для которых нужно подобрать названия из меню. Завершает площадку песня “Землянка” (караоке).

“Заповедные места”. Цель площадки — закрепить знания учащихся о заповедных территориях Беларуси. На этой площадке учащимся необходимо вспомнить статус каждой заповедной территории (заповедник, заказник, национальный парк).

“Города-герои”. Цель площадки — напомнить учащимся города-герои ВОВ стран СНГ. Учащимся на этой площадке необходимо выбрать названия городов-героев и городов, которые первыми получили этот статус.

“У войны не детское лицо”. Цель площадки — формирование понятия ценности жизни через воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся. На площадке учащимся необходимо восстановить текст о детях войны и их подвигах.

“С нами навечно” (памятники ВОВ). Цель площадки — акцентировать внимание учащихся на монументах и памятниках как следах Отечественной войны. На площадке учащимся предлагается составить ряды соответствия: город, где находится, материал, из которого изготовлен, название памятника или монумента, фотография.

“Белорусский костюм”. Цель площадки — ознакомить учащихся с версией происхождения названия народа — белорусы, связанной с национальным костюмом. На площадке учащимся необходимо узнать элементы национального костюма белорусов по названиям.

“Идет солдат по городу”. Цель площадки — мотивировать учащихся на изучение названий улиц Минска (своего города), названных в честь героев ВОВ (по материалам Дома офицеров ВС Республики Беларусь). На площадке учащимся необходимо по материалам презентации обозначить название улиц на карте Минска (своего города).

“Санчасть”. Цель площадки — мотивация на изучение применения народных средств при оказании первой помощи. Учащимся нужно выбрать растительные препараты, которые используются в народной медицине. На эту площадку приходят только участники, которые по легенде игры взорвались на мине.

Система оценивания выполненных заданий учащимися на каждой площадке соответствует тематике квеста. За полное или частично выполненное задание участники получают военные награды — ордена, медали, почетные звания. За нарушения правил или не соблюдение временных рамок квеста получают “ранения”. Если команда получает “ранение”, то одному из участников команды делают повязку из бинта, а в маршрутном листе делается пометка.

После прохождения квеста все участники собираются на одном месте. Подводятся итоги квеста, участники получают благодарности за участие. Команды, набравшие большее количество баллов, получают почетные звания в честь белорусов — героев ВОВ. Отличительные знаки каждой группы (рисунок-фрагмент государственной символики), которые группы получили в начале игры, участники собирают вместе в единый рисунок. Объявляется минута молчания в память о жертвах ВОВ.

Сценарий проведения квеста
“Давным-давно была война, но память нам на то дана, чтоб помнить!”

Ведущий. Добрый день, участники квеста! Сегодня вам предстоит серьезное испытание. Пройти дорогой памяти. Дорогой ваших прадедов, которая в наших сердцах, стихах и песнях.

Через реки, горы и долины, сквозь пургу, огонь и черный дым

Мы вели машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым.

Прежде чем вы отправитесь в путь малыми отрядами, я даю вам первое боевое задание. Придумайте название вашего боевого отряда, выберите командира вашего отряда и выберите себе боевую машину для быстрого передвижения. (Учащимся на выбор предлагаются фотографии боевых машин, которые использовались во время ВОВ.) (Приложение 1.) Передвигаться вы будете от одной боевой точки к другой по маршрутному листу. Командиры, получите маршрутные листы. (Командиры получают маршрутные листы, записывают в верхней строке название своего отряда.) Ваша задача — собрать памятные страницы истории, вести машины, объезжая мины, пройти все боевые точки, постараться не получить ранение и сохранить знамя отряда. Чтобы не подорваться на мине и не потерять бойца, нужно по ходу движения смотреть под ноги. На полу, около площадок лежат бумажные мины. Они имеют липкую поверхность и могут прилипать к обуви. Если это произойдет, то игрок покидает команду и идет в санчасть. Этот игрок возвращается в команду после выполнения заданий в санчасти. Командиры, подойдите ко мне для передачи знамени. (Командиры получают от ведущего свое знамя.)

Я ознакомлю вас с условиями сюжета квеста. Вам предстоит окунуться в атмо­сферу воспоминаний о ВОВ.

Малочисленный отряд бойцов, чтобы воссоединиться с другими такими же отрядами, должен дойти до назначенного места. На его пути будут встречаться различные препятствия. Но отряд должен дойти до обозначенного места и сохранить свое знамя. Нужно проявить смекалку, показать свои знания и умения. Выполнять боевые задания четко и слаженно, стараться не терять бойцов. Вы пойдете по путям-дорогам фронтовым. Они заминированы. Двигаться нужно очень осторожно, но быстро. При попадании на мину вы теряете бойца. Ошибка при выполнении заданий на каждой боевой точке будет означать ранение. Вы пройдете шесть площадок. На каждой площадке вас ждет испытание, которое вам нужно пройти за установленное время. На одной из площадок вы соберетесь вместе. Первой идет машина (учащийся с фотографией машины, которая крепится, как жилетка). Вторым идет командир отряда. (Звучит песня военных лет “Эх, путь-дорожка фронтовая”.) Команды отправляются в путь по маршрутным боевым листам, где указано место расположения пло­щадки.

Название отряда

 

Площадки

Баллы

Награды

Ранения

1. Заповедные места

 

 

 

2. Города-герои

 

 

 

3. У войны не детское лицо

 

 

 

4. Привал

а) Споемте,
друзья

б) Полевая
кухня

 

 

 

5. С нами навечно

 

 

 

6. Белорусский костюм

 

 

 

7. Идет солдат по городу

 

 

 

Итог

 

 

 

Площадки.

1. “Заповедные места”.

Ведущий. Приветствую вас, отряд (называет название отряда). Вы долго шли по лесам и болотам Беларуси. Они давали вам кров и пищу. Чтобы сохранить их, вам нужно выполнить задание. Постарайтесь вспомнить статус (заповедник, заказник, национальный парк) каждой заповедной территории. (“Березинский биосферный”, “Беловежская пуща”, “Браславские озера”, “Припятский”, “Нарочанский”, “Ельня”, “Ольманские болота”.) Распределите карточки по группам.

2. “Города-герои”.

Ведущий. Добрый день, бойцы! Вы прошли немало дорог, сел и городов. Многие города выдержали натиск врагов. Они получили звание “Город-герой”. В конверте карточки с названиями городов-героев Беларуси, России и Украины. Вам нужно разложить их по группам (принадлежность территории страны), а затем из них назвать 4 города, которые первыми получили этот статус.

Города-герои России: Москва, Ленинград (сейчас Санкт-Петербург), Сталинград (сейчас Волгоград), Новороссийск, Тула, Мурманск, Севастополь, Смоленск, Керчь.

Города-герои Украины: Одесса, Киев.

Города-герои Республики Беларусь: Брест, Минск.

3. “У войны не детское лицо”.

Ведущий. Добрый день, бойцы! Вы сегодня прикоснулись к самым трагическим страницам нашей истории. Это фотографии детей, которые отдали свою жизнь за Родину. (Показывает портреты Марата Казея и Зины Портновой.) А позже посмерт­но получили звание героя. У войны не детское лицо. Посмотрите на лица этих детей. Их жизнь оборвала война. Я назову вам их имена, если вы сможете восстановить текст из фрагментов. (На площадке учащимся необходимо восстановить текст о детях войны и их подвигах.) (Приложение 2.)

4. “Привал” (“Споемте, друзья”, “Полевая кухня”).

Ведущий. Добрый день, бойцы! Как хорошо после долгих дорог и сложных боев отдохнуть на привале. В минуты затишья между боями в те далекие военные дни солдаты и командиры собирались у кост­ра. Сушили одежду, готовили пищу, набирались сил, писали письма любимым и пели песни. На этой площадке все задания вы будете выполнять одновременно.

Я предлагаю вам вспомнить песни военных лет. Прослушайте фрагменты этих песен (до 5 песен), запишите названия.

Вот и полевая кухня подоспела. Предлагаю вам рецепты блюд белорусской кухни. (Драники, холодник на свекольном квасе, картофельная бабка.) Ваша задача по написанным рецептам узнать блюда белорусской кухни. (К “походной ложке” привязан свиток с рецептами. Под каждым рецептом нужно написать название блюда.)

А теперь можно и спеть. Предлагаю спеть всем вместе песню “Землянка” (ка­раоке) (https://pesni.guru; озвучка: http://yapatriotrb.ru/projects/pesni-voennikh-let-teksti.html).

Затем отряды продолжают движение по маршрутной карте.

5. “С нами навечно” (памятники ВОВ).

Ведущий. Добрый день, бойцы! Давно минули дни ВОВ. В камне и металле на монументах и памятниках лица героев как след Отечественной войны. Сейчас вы увидите фотографии памятников или монументов. Ваша задача — найти подсказки, которые спрятаны на этой площадке, и составить ряды соответствия к каждой фотографии: город (где находится), материал, из которого изготовлен, название памятника или монумента, фотография. (Приложение 3.)

6. “Белорусский костюм”.

Ведущий. Добрый день, бойцы! За время похода ваши костюмы износились. Вы можете получить новые, если узнаете и назовете элемент белорусского национального костюма. Наиболее ранние документальные известия о белорусской народной одежде относятся к XVI веку. В Статуте Литовском 1588 года перечисляются некоторые предметы верхней одежды, головные уборы. Говорят, что отчасти именно одеж­де белорусы обязаны своим названием: вплоть до середины XIX века белый цвет являлся главным признаком национальной одежды, это отмечали многие путешественники и ученые. Три цвета в белорусском кос­тюме: белый — символ света, свободы, знак примирения и гармонии во всем; синий — символ неба, сила и мощь мужчины; красный цвет защищает человеческую жизнь. Для девушек лучшим оберегом являлись рябиновые бусы, алый сарафан.

Участникам квеста предлагают открыть чемодан с одеждой (или показывают картинки на бумажном или электронном носителе), найти в нем пояс, рубаху, фартук, корсет, ноговицы, жилетку.

Ведущий. Найдите в чемодане эти элементы белорусского костюма и определите, мужской он или женский. За участие на этой площадке отряд получает на память закладки в книги “Азбука белорусского орнамента”.

7. “Идет солдат по городу”.

Ведущий. Приветствую вас, друзья! Столица нашей родины — город-герой Минск. В Минске более 1100 улиц и переулков. Какие-то названы в честь городов, какие-то в честь выдающихся людей, героев ВОВ (по материалам Дома офицеров ВС Республики Беларусь). Память о героях жива. Как будто они идут по улицам города! Вам необходимо по материалам презентации и с помощью мобильных устройств обозначить название улиц на карте Минска. (В помощь предлагается https://www.sb.by/articles/ikh-znayut-ne-tolko-v-litso.html).

“Санчасть”.

Ведущий. Я вижу у вас ранение. Медсестра сейчас окажет вам первую помощь. Чтобы вы могли быстрее вернуться в свой отряд, необходимо выбрать растения, которые используются в народной медицине. На карточках рисунки растений и их названия. Назовите, при каких недугах их можно использовать. (На карточках — кора дуба, цветки липы, мать-и-мачеха, календула, смола сосны, подорожник, веточки малины, медуница, ромашка лекарственная, плоды шиповника.)

После прохождения всех площадок участники квеста возвращаются на площадку “Привал” для подведения итогов.

Ведущий. Вот и закончились наши фронтовые дороги. Дороги памяти. Подведем итоги квеста. Все участники получают благодарности за участие. Команды (называет их), набравшие большее количество орденов и медалей, получают почетное звание “Орденоносцы”. Во время игры вы должны были сохранить свое знамя. Командирам отрядов сдать знамена. (Рисунок — фрагмент государственной символики, который группы получили в начале игры.) Командирам отрядов предоставляется право собрать фрагменты (зеленая полоса, орнамент, красная полоса; элементы располагать лучше на клеящейся бумаге) в единый рисунок. (Участники собирают вместе в единый рисунок Государственный флаг.)

Рефлексия.

Победа! Как она досталась? Каким путем вы к ней пришли?

И раны были, и усталость, и шрамы на груди земли.

Ведущий. У вас есть возможность от своего отряда написать письмо-обращение в прошлое. То, что вы сегодня узнали и пережили, поможет вам написать письмо. (Участникам раздают листы бумаги с опаленными краями на каждый отряд, дети пишут письма.)

“Давным-давно была война, но память нам о том дана, чтоб помнить…” (звучит стук метронома). Объявляется минута молчания в память о погибших в ВОВ. (Звучит песня “Давным-давно была война” А.Зацепина, Л.Дербенева.)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3