Его творческая биография чем-то напоминает джазовую импровизацию или музыкальную мозаику. Прекрасный гобоист лауреат многочисленных конкурсов Максим Рассоха играет и учит других, создает коллективы и руководит ими, был деканом факультета в Академии музыки. Сейчас он художественный руководитель и главный дирижер Национального академического концертного оркестра имени М.Я.Финберга и при этом не оставляет преподавательскую деятельность. Подробности — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.
Служу школе
— Я преподаю гобой (ансамблевое направление) в столичной музыкальной школе № 10 имени Евгения Глебова с 2009 года, — уточняет мой собеседник. — И не собираюсь с ней расставаться, пока ее возглавляет замечательный директор Тамара Артемовна Куницкая. Делаю аранжировки для разных составов, у нас несколько детских оркестров. Учителя, руководители коллективов просят, да и сам берусь помогать. Служу школе, как я это называю.
— А не скучновато с таким сырым, с точки зрения профессионального музыканта, контингентом работать?
— В свое время в течение полутора лет школа была моим основным местом работы. И в тот период у меня появилось там семь ансамблевых коллективов. Я для них делал аранжировки, мы с ними репетировали, выступали на школьных концертах.
Когда у тебя есть потенциал, то, где бы ты ни трудился — в школе, оркестре, детском саду, оставаясь творческим человеком, всегда будешь созидать, создавать, найдешь, чем заняться.
Творец не может не творить, даже если он простой дворник. И если я сегодня руковожу оркестром, это не значит, что я просто сижу и раздаю указания. Должность — явление временное, а призвание дается на всю жизнь.
— Кто-то из ваших учеников уже успел состояться в профессии?
— Таких немало. Одна из моих учениц, к примеру, окончила по специальности “Гобой” Московскую консерваторию и сейчас работает в одном из оркестров в Белокаменной. А вот, скажем, Алексей Левин играл у меня в ансамбле в 10-й школе на фаготе, втянулся, ему понравилось. Он тоже отучился в Московской консерватории, попал в филармонический оркестр. На моих глазах эти люди состоялись благодаря музыке, которая их увлекла, получили импульс, чтобы развиваться дальше. Это самое главное.
— Но в целом серьезными артистами становятся немногие?
— Немногие, но музыка так или иначе воспитывает всех, делает богаче духовно и остается с большинством из них навсегда. Кстати, в музыкальной школе очень многие дети, как правило, поначалу стесняются, боятся выходить на сцену. Но стоит первый раз попробовать, подготовиться к концерту, а потом сыграть или спеть, как ребенок жаждет выступить еще раз, спрашивает, когда следующая репетиция или концерт, глаза у него горят…
Когда я учился, сцена Большого зала филармонии была для нас алтарем, к которому боязно было прикоснуться. Мы ходили на Спивакова, Мравинского и думали, что это все для нас недосягаемо. Сейчас любая музыкальная школа может организовать концерт, и дети 8—12 лет выходят на прославленную сцену, даже не подозревая, чем она была для нашего поколения. Им в этом плане гораздо проще, в стране делается все, чтобы дети развивались творчески.
— Знаю, что у вас есть проекты, адресованные подрастающему поколению.
— Есть, разумеется.
В нынешнем году был успешно реализован детско-юношеский проект “Мы — музыкальное будущее страны”. Лучшие учащиеся музыкальных школ Минска, прошедшие отбор, выступали с нашим оркестром во всех регионах республики.
Мы же делали для них аранжировки и аккомпанировали. Получилось очень здорово, дети сдружились и уже к финальному концерту в Минске играли на своих инструментах и пели на три головы выше, чем тогда, когда только начинали.
А в наступающем году с нашим участием планируется осуществить проект городского формата “Мары дзяцiнства” опять-таки для учеников музыкальных школ. Дети уже готовятся, активизируются и их наставники, директора учреждений. Ведь для школы престижно, когда ее название звучит на всю республику!
Рукописи не горят
— Оркестр, во многом благодаря вашей инициативе, носит имя Михаила Финберга. Когда вы возглавили коллектив, насколько важным представлялось вам сохранить традиции, заложенные многоуважаемым предшественником?
— Что касается традиций, то маэстро Финберг делал упор на национальную культуру, белорусскую эстрадную и джазовую музыку. Такой подход и мне очень близок, я много работал в архиве литературы и искусства, разыскивая неизданные рукописи белорусских композиторов. Записал большое количество киномузыки отечественных авторов, то есть в принципе занимался своего рода музыкальной археологией.
Мы до сих пор открываем для себя Эдди Рознера, создавшего в республике первый Государственный джаз-оркестр. Заложенные им традиции подхватили в свое время Борис Райский, Евгений Глебов и Михаил Финберг в том числе, и я считаю очень важным для себя продолжать их, развивать и преумножать. Но хотелось также обратить большее внимание на академическую музыку. Исполняем произведения белорусских композиторов, находим что-то для нас особо интересное.
— Например?
— У нас была программа “Мелодии народов мира в творчестве белорусских композиторов XX века”. Мне удалось найти рукописи c испанскими, венгерскими, китайскими, норвежскими, еврейскими, цыганскими, молдавскими и прочими танцами. Не представляю, как люди, не посещая этих стран, писали в таком стиле! Или недавно делали юбилейный концерт Альфреда Шнитке. Я вижу, как мои оркестранты горят желанием играть академическую музыку, ради которой они учились, ведь это одна из ступенек роста оркестра.
А в общем, мы двигаемся дальше. В марте наступающего года будет новая программа, посвященная 340-летию
И.С.Баха, в Большом зале филармонии. Планов очень много. Это и белорусский джаз, который Михаил Яковлевич творчески развивал, и эстрадно-песенное направление, и классика, Чайковский, Моцарт и др. Наша вокальная группа, 2 женских голоса и 3 мужских, презентовала на фестивале в Несвижском замке акапельную программу. Пели и белорусский репертуар, и популярные современные хиты в хорошей акустике, и народ с большим удовольствием их слушал.
Мы сейчас готовим рождественскую джазовую программу и 5 января 2025-го в том же театральном зале ее презентуем. Думаю, такой перформанс будет новым и неожиданным.
Людей учил хоровому академическому пению еще великий дирижер Виктор Ровдо, а сейчас у них есть возможность петь то, ради чего они учились, чисто, стройно и с душой.
— Вы ищете и изучаете рукописи с произведениями белорусских композиторов. Могу предположить,
в основном безвестных или незаслуженно забытых?
— Очень хороший вопрос. В белорусской культуре и впрямь очень много имен, оставшихся, если можно так выразиться, за кадром. К тому же их произведения не издавались, поскольку своего музыкального издательства в республике долго не имелось. Был, например, такой композитор Самуил Полонский, заслуженный артист БССР. Только год с небольшим назад вышел сборник его инструментальной музыки, собранный и отредактированный мной. “Ярмарка” Полонского, к слову, очень напоминает “Картинки с выставки” Модеста Мусоргского.
В числе забытых имен могу упомянуть также Юрия Бельзацкого, Евгения Гришмана, Алексея Туренкова и др. С неменьшим вниманием и пиететом отношусь и к творчеству наших классиков Анатолия Богатырева, Евгения Глебова, Дмитрия Смольского, Николая Аладова. Критерий отбора один — это всегда яркие и красивые мелодии.
Кулинарный вопрос
— В музыкальную школу мама и папа отвели вас, чтобы не допустить пагубного влияния улицы?
— Отчасти. Я вслед за мамой, тетей и дядей учился в общеобразовательной средней школе № 5 на Радиальной улице, буквально в паре шагов от музыкальной школы № 14. Это было очень удобно, к тому же музыкой занимались мои двоюродные братья. Меня отправили туда по их примеру и чтобы чем-то занять, пока родители на работе. Выбрали трубу, поскольку в то время были популярны духовые оркестры, и мама справедливо рассудила, дескать, мальчик в армии не пропадет.
Но ни труба, ни тем паче баян, мой второй инструмент, меня не вдохновляли, занятия я пропускал часто, каждое из них поначалу казалось пыткой. Знаете, когда у человека что-то не получается, он не хочет, а надо, то идет туда просто как на гильотину. Но потом все выровнялось, судьба, видимо, всегда берет свое.
— Вы верите в судьбу?
— Мне кажется, наш путь прописан при рождении. И мы идем согласно этому сценарию, иногда делая шаг влево или вправо, но все равно возвращаясь на свою стезю. Когда у меня стало что-то получаться, а педагоги начали хвалить, появилось желание достичь большего, я принялся заниматься серьезнее. Хотя после окончания музыкальной школы пришлось делать выбор, куда поступать: в музыкальное училище или кулинарный техникум.
— Необычный, прямо скажем, разброс интересов!
У кулинарии и музыки немало общего. Готовить я люблю с детства, причем не по рецепту, а импровизирую.
Выбирая блюдо в ресторане, мы предвкушаем, насколько оно будет вкусным. И я на своих концертах, говоря о произведении, которое будет звучать, рассказываю, в чем его изюминка. Это своего рода музыкальная кулинария. Люди, если им понравилась наша музыка, испытывают наслаждение, словно отведали лакомое пирожное. И там, и там нужно вкладывать в дело душу и эмоции, уметь приготовить и преподнести свой продукт публике и потребителю.
— Кто из педагогов, у которых вы учились, оставил след в вашей душе и биографии?
— В средней школе классным руководителем у меня была Валентина Дмитриевна Веревкина, учившая еще моих маму, тетю и дядю. Человек с очень непростым характером, педагог старой, советской закалки, она преподавала русский язык и литературу и приобщала нас к творчеству. На родительских собраниях устраивались театральные представления, мы танцевали, пели, разыгрывали какие-то сценки.
И вот однажды в пушкинской “сказке о Попе и его работнике Балде” мне досталась роль первого. Но я всегда еще и играл на этих классных собраниях на трубе. И вот сижу я в самодельной рясе из черной ткани с крестом из фольги, жду начала сказки, и тут объявляют: “А сейчас Максим Рассоха нам сыграет…” И я, забыв переодеться, выхожу в церковном облачении и начинаю исполнять на трубе “Мы желаем счастья вам…”.
— Представляю эффект!
— Конечно, народ от души повеселился… А в музыкальной школе я не любил уроки сольфеджио, но с преподававшей его Софьей Усмановной Тамаргаевой мы до сих пор созваниваемся. Она очень многое сделала для меня, дополнительно со мной занимаясь перед моим поступлением в музыкальное училище имени Глинки. Евгений Михайлович Поддубоцкий, замечательный баритонист, вел у нас духовой оркестр, где я играл на трубе, а позднее в оркестре “Немига” был моим подчиненным… Каждый из моих прекрасных педагогов оставил в моей судьбе след. Успехами в нынешней своей профессии я во многом обязан замечательному дирижеру Борису Степановичу Чудакову, преподававшему в консерватории и согласившемуся взять меня в свой класс.
— Наверняка под Новый год готовите подарок своим зрителям?
— Да, даже несколько. 29 декабря мы дадим “Голубой огонек в филармонии”, новогоднюю эстрадную программу, своего рода музыкальную пародию на прежнюю, очень популярную советскую. А уже 4 января 2025-го нас снова ждут в Несвиже. Так что с наступающими праздниками всех читателей “Настаўніцкай”!
Владимир ПИСАРЕВ
Фото из архива Максима Рассохи