Михаил РИМЖА, доктор медицинских наук, профессор БГМУ.
Какими хотят видеть преподаватели молодых людей, отдавших предпочтение одной из самых благородных профессий?
Для многих молодых белорусов скоро начнется новый жизненный этап — они станут студентами более полусотни высших учебных заведений Беларуси.
С 1 сентября заполнятся первокурсниками и четыре медицинских университета страны, оживут комфортабельные общежития. В актовых залах пройдут торжественные встречи — со специалистами высшей квалификации в своей области, доброжелательными академиками и членами-корреспондентами Национальной академии наук, профессорами, доцентами, ассистентами. Обновленными и оснащенными современным оборудованием встретят первокурсников кафедры, лаборатории, библиотеки с широким выбором печатных изданий и электронной базой полных текстов учебных материалов по всем дисциплинам.
Проанализировав поток информации, выбрав из него и логически обобщив наиболее значимые факты, студент, даже не подозревая, уже сделал первый шаг в науку.
Какими же хотят видеть преподаватели будущих врачей?
Во-первых, как ни банально прозвучит, старательными в учебе. За 5—6 лет им придется досконально разобраться и усвоить более полусотни предметов. И ни один из них не является второстепенным. С первых дней первокурсники окунутся в изучение фундаментальных профильных дисциплин: анатомии, физиологии, биохимии. На этих трех столпах биологии человека и зиждется его здоровье. У каждой из перечисленных дисциплин несколько ответвлений: у анатомии — гистология, цитология, морфология, патологическая анатомия; у физиологии — патологическая физиология, у биохимии — биоорганическая и общая химия. Оценить болезненное состояние и восстановить сниженные функциональные возможности организма научат на десятках других кафедр: микробиологии и иммунологии, фармакологии, кафедрах хирургического и терапевтического профиля.
Иногда первокурсникам кажется, что некоторые предметы не столь значимы для врача, например физика. Но в медицинских университетах преподается медицинская и биологическая физика. А без нее невозможно познать принципы диагностики с помощью современных компьютерных и магнитно-резонансных томографов, определить эффективные режимы лучевой терапии, освоить методы физиотерапевтического лечения. А, казалось бы, далекие от медицины экономика и юриспруденция? Конечно, они излагаются не в том объеме, как в профильных вузах. Но врачу, как и любому специалисту другого профиля и просто гражданину, без экономической базы и знаний основ отечественного законодательства не обойтись. Любая деятельность должна осуществляться только в рамках правового поля. Это всё к тому, что в медицинских университетах (да и в других вузах) второстепенных предметов нет и быть не может.
Среди части студенчества бытует мнение, что в медицинском надо всё зубрить. Это далеко не так. Многое действительно придется запомнить, но главное — научиться анализировать. Преподаватель не просто выслушает ответ, а обязательно потребуют пояснить выбранное решение и подробно изложить алгоритм дальнейших действий с оценкой результата. Это важнейшее звено учебного процесса. Принцип “по одной таблетке 3 раза в день” давно ушел в прошлое. При назначении лекарственного средства необходимо предвидеть возможную ответную реакцию организма, совместимость с другими медикаментами, учесть пол и возраст пациента и ряд других особенностей. Учеба в медицинском университете — это познание закономерностей и способов сохранения функционирования систем человеческого организма.
Университеты рады интересующимся студентам, задающим вопросы, вступающим в дискуссию.
Университеты рады интересующимся студентам, вступающим в дискуссию. Как правило, преподаватели предлагают молодым людям самим находить ответы на поставленные вопросы, тем более что современные информационные технологии позволяют делать это легко. Результаты поиска затем обсуждаются в учебной группе. Проанализировав поток информации, выбрав из него и логически обобщив наиболее значимые факты, студент, даже не подозревая, уже сделал первый шаг в науку. Заинтересованный, он вскоре вольется в коллектив научных студенческих кружков, существующих при всех кафедрах, освоит выполнение экспериментальных работ, анализ результатов клинических исследований, будет выступать с презентациями на научных конференциях. Практически все ученые-медики вошли в большую науку именно таким путем.
Нельзя не остановиться и на личностных качествах. Искренность, отзывчивость, общительность и организаторские способности позволяют сплотить коллектив. Для любого человека важным является и такое качество, как сочувствие. Для студента-медика, а тем более врача, это неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности. В работе с пациентом, отягощенным болезненным недугом, требуется искреннее желание помочь. Без доброжелательности, приветливости и уважительного отношения к человеку не обойтись. Здесь помогут полученные в университете знания в области психологии.
Учебная и научно-исследовательская работа не является помехой для участия студентов в общественной жизни университета, волонтерской деятельности, для посещения театров, музеев, выставок. К услугам обучающихся спортивные клубы, коллективы художественного творчества. Университет способствует развитию будущих специалистов как многогранных личностей, достойных и преданных патриотов своей страны.
Закончить хочу выдержкой из ежедневной молитвы врача, созданной в XII веке: “Господи! Не допускай, чтобы жажда наживы и славы руководила мною в практической работе. Укрепи силы моего сердца так, чтобы оно могло одинаково реагировать на страдания бедного и богатого, добро и зло, помогать одинаково другу и врагу. Научи меня, Всемогущий, терпеливости и спокойствию, когда больной непослушен или оскорбляет, сделай меня умеренным во всех моих суждениях и действиях, но только не в знаниях, ибо в последнем я хочу остаться ненасытным, и пускай далекой от меня останется мысль о том, что я все знаю и умею…”
Наталля КАЛЯДЗІЧ.