Медицину выбравшим

- 18:27Адукацыйная прастора, Вышэйшая школа

Михаил РИМЖА, доктор медицинских наук, профессор БГМУ.

Какими хотят видеть преподаватели молодых людей, отдавших предпочтение одной из самых благородных профессий?

Для многих молодых белорусов скоро начнется новый жизненный этап — они станут студентами более полусотни высших учебных заведений Беларуси. 

С 1 сентября заполнятся первокурсниками и четыре медицинских университета страны, оживут комфортабельные общежития. В актовых залах пройдут торжественные встречи — со специалистами высшей квалификации в своей области, доброжелательными академиками и членами-корреспондентами Национальной академии наук, профессорами, доцентами, ассистентами. Обновленными и оснащенными современным оборудованием встретят первокурсников кафедры, лаборатории, библиотеки с широким выбором печатных изданий и электронной базой полных текстов учебных материалов по всем дисциплинам.

Проанализировав поток информации, выбрав из него и логически обобщив наиболее значимые факты, студент, даже не подозревая, уже сделал первый шаг в науку.

Какими же хотят видеть преподаватели будущих врачей?

Во-первых, как ни банально прозвучит, старательными в учебе. За 5—6 лет им придется досконально разобраться и усвоить более полусотни предметов. И ни один из них не является второстепенным. С первых дней первокурсники окунутся в изучение фундаментальных профильных дисциплин: анатомии, физиологии, биохимии. На этих трех столпах биологии человека и зиждется его здоровье. У каждой из перечисленных дисциплин несколько ответвлений: у анатомии — гистология, цитология, морфология, патологическая анатомия; у физиологии — патологическая физиология, у биохимии — биоорганическая и общая химия. Оценить болезненное состояние и восстановить сниженные функциональные возможности организма научат на десятках других кафедр: микробиологии и иммунологии, фармакологии, кафедрах хирургического и терапевтического профиля. 

Иногда первокурсникам кажется, что некоторые предметы не столь значимы для врача, например физика. Но в медицинских университетах преподается медицинская и биологическая физика. А без нее невозможно познать принципы диагностики с помощью современных компьютерных и магнитно-резонансных томографов, определить эффективные режимы лучевой терапии, освоить методы физиотерапевтического лечения. А, казалось бы, далекие от медицины экономика и юриспруденция? Конечно, они излагаются не в том объеме, как в профильных вузах. Но врачу, как и любому специалисту другого профиля и просто гражданину, без экономической базы и знаний основ отечественного законодательства не обойтись. Любая деятельность должна осуществляться только в рамках правового поля. Это всё к тому, что в медицинских университетах (да и в других вузах) второстепенных предметов нет и быть не может. 

Среди части студенчества бытует мнение, что в медицинском надо всё зубрить. Это далеко не так. Многое действительно придется запомнить, но главное — научиться анализировать. Преподаватель не просто выслушает ответ, а обязательно потребуют пояснить выбранное решение и подробно изложить алгоритм дальнейших действий с оценкой результата. Это важнейшее звено учебного процесса. Принцип “по одной таблетке 3 раза в день” давно ушел в прошлое. При назначении лекарственного средства необходимо предвидеть возможную ответную реакцию организма, совместимость с другими медикаментами, учесть пол и возраст пациента и ряд других особенностей. Учеба в медицинском университете — это познание закономерностей и способов сохранения функционирования систем человеческого организма.

Университеты рады интересующимся студентам, задающим вопросы, вступающим в дискуссию. 

Университеты рады интересующимся студентам, вступающим в дискуссию. Как правило, преподаватели предлагают молодым людям самим находить ответы на поставленные вопросы, тем более что современные информационные технологии позволяют делать это легко. Результаты поиска затем обсуждаются в учебной группе. Проанализировав поток информации, выбрав из него и логически обобщив наиболее значимые факты, студент, даже не подозревая, уже сделал первый шаг в науку. Заинтересованный, он вскоре вольется в коллектив научных студенческих кружков, существующих при всех кафедрах, освоит выполнение экспериментальных работ, анализ результатов клинических исследований, будет выступать с презентациями на научных конференциях. Практически все ученые-медики вошли в большую науку именно таким путем.

Нельзя не остановиться и на личностных качествах. Искренность, отзывчивость, общительность и организаторские способности позволяют сплотить коллектив. Для любого человека важным является и такое качество, как сочувствие. Для студента-медика, а тем более врача, это неотъемлемая составляющая профессиональной деятельности. В работе с пациентом, отягощенным болезненным недугом, требуется искреннее желание помочь. Без доброжелательности, приветливости и уважительного отношения к человеку не обойтись. Здесь помогут полученные в университете знания в области психологии. 

Учебная и научно-исследовательская работа не является помехой для участия студентов в общественной жизни университета, волонтерской деятельности, для посещения театров, музеев, выставок. К услугам обучающихся спортивные клубы, коллективы художественного творчества. Университет способствует развитию будущих специалистов как многогранных личностей, достойных и преданных патриотов своей страны. 

Закончить хочу выдержкой из ежедневной молитвы врача, созданной в XII веке: “Господи! Не допускай, чтобы жажда наживы и славы руководила мною в практической работе. Укрепи силы моего сердца так, чтобы оно могло одинаково реагировать на страдания бедного и богатого, добро и зло, помогать одинаково другу и врагу. Научи меня, Всемогущий, терпеливости и спокойствию, когда больной непослушен или оскорбляет, сделай меня умеренным во всех моих суждениях и действиях, но только не в знаниях, ибо в последнем я хочу остаться ненасытным, и пускай далекой от меня останется мысль о том, что я все знаю и умею…”

Наталля КАЛЯДЗІЧ.