Моя Беларусь

- 13:12Портфолио

Первый урок «Я вырос здесь, и край мне этот дорог».

Иван КОЛКОВСКИЙ, заместитель директора по учебной работе боровлянской средней школы № 2.

Цель:сформировать у учащихся чувство гордости за достижения нашей страны за годы независимости, воспитание гражданской ответственности, инициативности и творческой активности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою Родину;
  • развивать у учащихся познавательный интерес, желание изучать историческое прошлое своей Родины;
  • воспитывать чувство любви к своей Родине, уважения к ее истории, гордости за достижения современной Беларуси;
  • формировать у школьников стремление быть похожими на лучших представителей белорусского народа.

Оборудование урока: аудиозаписи: группа PROвокация «Мая Беларусь», белорусской народной песни «Купалинка»; изображения известных спортсменов, деятелей культуры и искусства; карта Беларуси; сердечки; контур Беларуси.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Беларусь – мая краіна!
Беларусь – мая Дзяржава!
Беларусь – мая Айчына!
Беларусімаёй слава!

Вратислав Ветроврат

  1. Организационный момент

Для создания эмоционального настроения в начале урока звучит песня (группа PROвокация «Мая Беларусь»).

— У каждого есть Родина, и все ее любят. Любят место, где родились и живем. Любим родную природу, своих людей. Любим родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги … Человек не может жить без своей Родины и своего народа.

Как приятно каждый день открывать для себя талант нашего народа, видеть красоту родной земли, слушать мелодичность белорусского язык и чувствовать в душе огромную гордость за Родину. Поэтому первое занятие с вами мы посвящаем нашемуродному краю.

Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение под музыку (по желанию), создавая соответствующее настроение.

Ты такі ненаглядны —

Мой радзімы куточак зямлі.

Ты такі ненаглядны —

Край, дзе крылы ўзнімаюць буслы,

Дзеасколачкам неба

Васілёк у мірным полі цвіце

І ля кожнай хацінкі

Прыгажуня бяроза расце,

Край азёраў глыбокіх

І чаромхавых белых завей,

Ідэалаў высокіх,

Працавітых і шчырых людзей.

Тут з адкрытай душою

Запрашаюць гасцей у свой дом.

Тут накормяць, напояць,

Абагрэюць сардэчным цяплом.

Я. Жабко. Да апошня бярозкі …

Не голос, эти слова говорит сердце – с любовью, с гордостью, с искренней нежностью. Вот наша история. Вот наши корни. Вот наш родной язык. Здесь – мы живем!

Быць Беларусам —

Гэта значыць

Свайго ні гуку не забыць,

Усё чужое перайначыць,

Каб Беларусі вечнай быць!

Р. Барадулін. Быць

  • Беларусь – европейское государство

Моя Беларусь … Европейское государство – зеленый лист на карте: леса, луга, поля. Нас окружает ряд стран: Россия, Украина, Литва, Польша. Белорусы, кажется, живут по мудрым заповедям своих предков:«Сонца – на ўсiх адно, Зямля – адна, трымайся сваёй хаты, беражы свой гонар, не бяры чужое».

(Учащиеся с помощью учителя показывают на карте Республику Беларусь и соседние страны, с которыми она граничит.)

Каждый должен гордиться местом, где родился и живет, любить свою родину (малую родину) как часть своей Родины. (Учащиеся на карте показывают районные центры, родной город (район), рассказывают интересную информацию, легенды и истории о малой родине)

  • Подвиг народа бессмертен

В этом году Беларусь отпраздновала 75-летие после окончания Великой Отечественной войны.

Враги топтали наши земли. Они приехали к нам с копьями и мечами, с винтовками и пушками, на танках и самолетах. Уничтожали людей, поджигали дома и города, конфисковывали сокровища. Еще никому не удавалось посадить в тюрьму свободолюбивых людей. Колокола Хатыни, мемориал в Брестской крепости-герое напоминают живым:«Люди! Помните!Не допустить новой войны!»

Белорусский народ заплатил высокую цену за свою свободу. Каждый третий белорус погиб в годы Великой Отечественной войны. В память о погибших в годы войны воздвигнуты мемориалы славы и памятники, а на массовом кладбище никогда не увянут цветы. (Учитель показывает фотографии памятников)

Шануйцеродны край – Айчыну,

Тых, хтояеабараняў,

Хто ў бітвах з ворагамзагінуў,

Хтоперамогуатрымаў.

АляксандрГладкіх

Память о тех, кто отдал свои жизни в борьбе с врагом, всегда будет жить в наших сердцах. Сегодня своими делами, мыслями, поведением мы должны быть достойны своих родителей, бабушек и дедушек, прадедов. Светлая память всем воинам, защищавшим нашу Родину и давшим возможность родной стране стать самой красивой в мире.(Демонстрируется видеофрагмент восстановления Беларуси после Великой Отечественной войны).

  • Беларусь промышленная

В недрах нашей Беларуси обнаружены нефть, калийные и каменные соли, торф, глина, гранит, сланцы, руды, золото … Запасы калийных солей имеют большое значение для Беларуси. Беларусь входит в пятерку мировых лидеров по запасам и производству этого ценного химического сырья.

Беларусь, славится своими тракторами, самосвалами «БЕЛАЗ», секрет строительства которых не знают ни в одной стране. У нас появились свои автомобили «Белджи», автобусы, троллейбусы, трамваи и даже строительство железнодорожного транспорта, который пользуется спросом за рубежом.

  • Люди земли белорусской

Главное богатство моей страны – ЛЮДИ! Они прославляют свою землю, несут миру доброе имя белорусов.

«Цізадумваліся, які ён, беларус?… Штогэта за народ? Беларус якраз адрозніваецца шчодрасцю, заўсёднай гатоўнасцю прыйсці на дапамогу ў бядзе. Калі раней у каго на вёсцы здараўся пажар – вёска талакою ішла красці панскі лес, калі не было свайго, за пару дзен ставілі пагарэльцу новую хату, дзялілася з ім жытам … Потым з кожнай хаты неслірэчы: хтопосцілку, хтопалатно, хтогаршкі. Галоўнаеўнашымхарактары – гасціннасцьдобрага да добрых». (Уладзімір Караткевіч. Зямля пад белымі крыламі.)

Судьба подарила нам миролюбивый характер, нежное сердце, искреннюю душу, неизмеримую щедрость и гостеприимство.

Сегодня мы не можем не вспомнить наших предков, прославивших нашу родную страну. Наши люди всегда будут помнить имена просветительницы Евфросинии, первопечатника Франциска Скорины и известного поэта Симеона Полоцкого …

Но и современная Беларусь не стоит на месте. Беларусь заявляет о себе на мировой арене. Мы проводим мировые спортивные мероприятия, принимаем участие в олимпиадах. Поэтому не можем не вспомнить наших великих спортсменов: Дарья Домрачева, которая является трехкратной чемпионкой сочинской Олимпиады. Профессиональная белорусская теннисистка Виктория Азаренко является победителям крупнейших мировых теннисных турниров. Кроме того, в ее активе числятся и олимпийские медали, также Азаренко некоторое время была первой ракеткой в одиночном разряде.Максим Мирный, который является одним из наиболее успешных теннисистов в новейшей истории Беларуси.Владислав Гончаров в 2019 году на II Европейских играхсумел превзойти своих соперников и завоевать золотую медаль в индивидуальных прыжках. Алла Цупер чемпионка XXII зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи по фристайлу в лыжной акробатике. Надежда Скардино чемпионка XXIII зимних Олимпийских игр Пхенчхан-2018 в эстафетной гонке 4х6 км. Можно перечислить большое количество выдающихся белорусов, которые прославляют нашу Родину на мировом пространстве, но мы двигаемся дальше.

  • Беларусь моя синеокая

Паклонтабе, мойбеларускі краю!

Ты – мой, я – твой: ад роду і навек.

Я зноў і зноў да сэрцапрыкладаю

Твой лістдубовы– як чароўны лек.

За хлеб, што ем, за песні, штоспяваю,

За шчасцезваццаіменемтваім –

Паклонтабе, мойбеларускі краю!

Ты – мой, я – твой: усюды і ваўсім!

НілГілевіч

Эти пронзительные строки — выражение любви к родному краю, к родному месту, ведь для каждого из нас земля самая нежная и неповторимая. И где бы мы ни оказались позже, сколько бы великолепных дворцов и музеев мы ни посетили, мы всегда будем рады встрече с нашей родиной.

“Наш родны беларускі край прыгожы і па-свойму адметны на поўначы і на поўдні, на ўсходзе і на захадзе: там, дзе цячэ Дзвіна, у якую па-паўночнаму задумліва глядзяцца елкі і сосны, і пятляе між палёў Бярэзіна; дзе струменіць, набіраючыся сілы, Нёман і шырыцца, выбіраючыся з балот Прыпяць, дзе гамоніць з высокімі берагамі Дняпро і трэцца хвалямі аб лодкі паўднёва-ласкавы Сож…

Наш край прыгожы і непаўторны сваімі рэкамі і азёрамі, лясамі і лугамі, сцежкамі і дарогамі…

Белавежская пушча і Браслаўскія азёры, Палессе і Свіцязь, Налібокі і Нарач, Бярэзінскі запаведнік і маленькая рэчка Проня – усё гэта наш родны край, наша спадчына, якая аднойчы і назаўсёды даецца кожнаму чалавеку разам з жыццём.

Усе рэкі Беларусі вельмі прыгожыя. Дняпро з высокім правым берагам, неагляднымі далячынямі зарэчных паплавоў. Прыпяць з яе празрыстай цёмнай вадой, астравамі, пратокамі і шапкамі буслянак на прырэчных дрэвах. Ласкавы Нёман, у воды якога глядзяцца старажытныя вежы. Нават невялічкая Шчара ў цяні таполяў”. (Паводле У. Караткевіча.)

Нашу страну называют «голубоглазой». Почему? Беларусь богата озерами, реками и водохранилищами. Озера – голубые глаза нашей страны.У каждого озера своя неповторимая энергия, своя аура. Она в мелодиях волн, в шепоте камыша, в хлопке рыб, в голосах животных, птиц, деревьев. Достаточно пойти к озеру – тайны чудесных белорусских сокровищ всегда откроются чуткому сердцу…

  • Беларусь зеленая

Моя Беларусь … Это зубры из Беловежской пущи. Это бобры, медведи из Березинского заповедника. Это лоси и дикие кабаны в Налибокской пуще. Это вековые дубы, липы, клены, ивы, сосновые боры, березовые рощи, ароматные луга … Куда бы вы ни пошли, вас ждут неповторимые пейзажи.

Охрана природы – важная государственная задача и дело каждого гражданина, в наших заповедниках охраняются уникальные уголки белорусской природы. Сейчас мы с тобой закроем глаза и переедем в Беловежскую пущу. По размерам, богатству и разнообразию флоры и фауны Беловежская пуща занимает первое место среди крупнейших лесов Европы. Беловежская пуща – настоящий музей дикой природы!

“З даўніх, вельмі даўніх часоў Пушча была аплотам нашых продкаў, надзейным прытулкам ў цяжкія гады. Яна карміла і паіла, гартавала мужнасць і сілу людзей.

Зубр – слава і галоўная прыкмета Пушчы. Зубр, як кожны, хто мае сапраўдную сілу, рахманы і добры звер. Праўда, ёсць адно правіла – не чапай яго.

Усё тут было. Каралеўскія і царскія паляванні, браканьеры, масавыя высечкі лесу іншаземнымі фірмамі, грабежніцтва акупантаў. Цяпер тут запаведна-паляўнічая гаспадарка. Высякаюць толькі нязначную частку лесу.Рэдкіх звяроў берагуць. Стрэл у Пушчы – падзея. Непрыемная для таго, хто страляе.

Шмат птушак у пушчы. Вучоныя абмеркавалі і вырашылі, што белавежскія салаўі – самыя галасістыя і багатыя на спевы ў цэлым свеце. Самыя-самыя! А тут яшчэ больш за дзвесце відаў птушак! Уяўляеце, што такое веснавы белавежскі канцэрт?!”

Паводле У. Караткевіча

  • Историческое наследие

2018 – 2020 года в Республике Беларусь объявлены «Годом малой родины». За это времямыдолжныпознакомиться с богатой и загадочной историей нашей страны. Каждый день открывать для себя целебные источники родного языка, народной мудрости, самобытной культуры Беларуси.

Земля для людей нужна, как земля для дерева. А язык, литература каждой страны, ее культура – плоды исторического развития нации. Только на родине человек дышит свободно, чувствует поддержку родных и близких, может наслаждаться наследием предков.

Учитель может предложить ученикам разные задания с пословицами и поговорками:

• объяснить смысл предложенных пословиц и поговорок;

• завершите пословицы (ученикам дается только начало пословицы, необходимо завершить последнее слово);

• игра «Найди парочку» (пословицы и поговорки разделены на части и раздаются ученикам). После того, как пословица (поговорка) составлена, учащимся необходимо объяснить ее значение.

Няма смачнейшае вадзіцы, як з роднай крыніцы.

Усякай птушцы сваё гняздо міла.

Радзіма – матка, чужына – мачыха.

Роднаму зямелька, як зморанаму – пасцелька.

Той Бацькаўшчыну любіць, хто ёй сумленна служыць.

Для сваёй Айчыны не шкадуюць сілы.

Той перамагае, хто ў бядзе са сваёй зямелькі не ўцякае.

Бацькоў не цурайся, а ад Радзімы не адракайся.

Як кажуць сярод людзей,

Без песні няма надзей.

Народ без песні – не ўмее,

Народ без песні нямее.

Без песні свайго народа

Нямее нават прырода.

Ты любіш народ свой і край?

Песні яго спявай!

А. Грачанікаў

Учитель предлагает детям спеть белорусскую песню “Купалинка”.

  • Подведение итогов

— Каждый из нас, живущих в Беларуси, должен задать себе вопрос: что я буду делать сегодня для своей единственной Родины, как проживу год, чтобы ни мне, ни моей семье не было стыдно.(Высказывание учащихся)

Давайте, друзья, заново откроем для себя нашу Беларусь в Год малой родины, будем гордиться ею и делать все, чтобы нашу страну знал и уважал весь мир.

Беларусь – моя родина, моя любимая земля. Я здесь вырос и хочу вложить все свои силы, способности, трудолюбие в эту страну. Я верю, что у моей Родины большое будущее, и я хочу строить его вместе со своим народом – белорусами. Я хочу отдать всю свою любовь Отечеству. Очень хочу, чтобы вы навсегда сохранили в своих сердцах гордость, уважение и любовь к своей Родине, которая питает, лелеет и создает все условия для вашего счастливого будущего.(Учащимся раздаются сердца, на которых они пишут пожелание своей малой родине. И вывешивают на контур Беларуси, размещенный на доске.)

Вот и подошло к концу наше путешествие по нашей Родине. Мы с вами встречались с предками, видели голубые озера и реки, вековые дубы, березовые рощи и ароматные луга, думали о том, что для нас значит земля наших отцов. И где бы мы ни были, где бы нас ни бросила судьба, в нашей душе, в нашем сердце всегда будет ощущение прочной связи с нашей Родиной, страной наших родителей.