Самый большой урок о ЦУР: сценарий тематического занятия «Наше будущее в наших руках»

- 9:00Главная, Образование

Ежегодно накануне годовщины подписания Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года с 15 по 25 сентября во всем мире проводится Глобальная неделя действий в поддержку Целей устойчивого развития (ЦУР). Его ключевое мероприятие в 2024 году — саммит будущего, который прошел в штаб-квартире ООН под девизом “Многосторонние решения ради лучшего завтра”. Представители государств — членов ООН рассмотрели пути создания основ для более эффективного глобального сотрудничества, способного справиться с сегодняшними проблемами, а также с новыми угрозами в будущем.

Процесс подготовки белорусской делегации для участия в саммите включал два этапа. Для определения видения будущего, которое хочет белорусская молодежь, с 27 августа по 2 сентября 2024 г. офисом постоянного координатора ООН в Республике Беларусь был проведен краткий опрос среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет.

Его результаты были представлены 5 сентября в БГПУ в рамках тематической встречи «Устойчивое будущее».  В мероприятии приняли участие молодежные послы ЦУР, члены молодежного парламента, эксперты агентств ООН в Республике Беларусь, подростки-волонтеры ЮНИСЕФ, представители серебряного возраста. С приветственным словом к участникам встречи обратились заместитель министра образования Республики Беларусь А.В. Кадлубай, ректор БГПУ А.И. Жук, постоянный координатор ООН в Республике Беларусь Р.А. Багиров, представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь Р.Т. Хайдаров.

 

Обсуждение результатов опроса было организовано по пяти тематическим направлениям: устойчивое развитие и финансирование; международный мир и безопасность; молодежь и будущие поколения; трансформации глобального управления; технологии, инновации и цифровое сотрудничество. Групповую работу координировали эксперты агентств ООН и молодежные послы ЦУР. Модерировали работу групп специалисты Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ.

Участники встречи обсуждали не только желаемое будущее, но и конкретные пути его достижения, а также определяли потенциальные движущие силы этих изменений. Каждой группе было необходимо проанализировать результаты опроса в рамках своего тематического направления, провести SWOT-анализ, обсудить свои наработки с представителями других групп в формате «мировое кафе», а затем финализировать видение каждого проблемного поля с учетом предложений коллег. Ключевые тезисы этих плодотворных обсуждений будут обобщены в сводном отчете, который подготовит страновая команда ООН совместно с молодежными послами ЦУР для участия представителей Республики Беларусь в саммите будущего.

Данное мероприятие актуализировало необходимость системной работы по формированию компетенций в области устойчивого развития, повышению осведомленности молодежи о ЦУР, формированию собственного мнения, готовности к индивидуальным и коллективным действиям.

Одним из массовых мероприятий Глобальной недели действий станет участие белорусских школьников и студентов в международной образовательной акции “Самый большой урок в мире”. С 23 по 30 сентября в учрежде­ниях образования страны планируется проведение самого большого урока о ЦУР. Материалы учебного занятия направлены на популяризацию идей и ценностей устойчивого развития среди детей и молодежи. Предлагаем читателям “Настаўніцкай газеты” ознакомиться с его содержанием и провести в рамках информационных, классных и кураторских часов.

Дидактический сценарий урока “Наше будущее в наших руках”

Цель урока: сформировать у обучающихся понимание значимости Целей устойчивого развития в решении глобальных проблем современности и осознание роли каждого жителя планеты в процессах достижения ЦУР.

Предполагаемые результаты:

1.   Обучающиеся знают значение всех 17 ЦУР для мирового сообщества и для своей страны.

2.  Обучающиеся могут:

  • определить, какие ЦУР являются приоритетными для развития Республики Беларусь;
  • объяснить, почему ЦУР важны для всеx и каждого;
  • назвать конкретные шаги, которые может предпринять каждый, чтобы создать лучший мир для нынешних и будущих поколений.

Воспитательный аспект: содействовать воспитанию чувства причастности к настоящему своей страны и ответственности за ее будущее.

Методический инструментарий: презентация Power Point, раздаточный материал, карточки для групповой работы, логотипы ЦУР, размещенные по ссылке clck.ru/3DMa4B.

Со сценарием урока “Наше будущее в наших руках” можно ознакомиться по этой ссылке.

Методические рекомендации

Тематика устойчивого развития является личностно и социально значимой. Она связана с жизнью каждого из нас и обладает развивающим потенциалом, способствует формированию целостной картины мира и адекватному пониманию места человека в нем, развитию личностных и профессиональных навыков, компетентности обучающихся в выявлении и решении глобальных и локальных проблем. Для этого людям необходимо научиться жить вместе, брать на себя ответственность, принимать решения, осознавая, что их последствия могут влиять на жизнь и деятельность людей не только здесь и сейчас, но и в других частях света, спустя годы.

Дидактический сценарий самого большого урока о ЦУР по теме «Наше общее будущее в наших руках» разработан в соответствии с принципами методологии образования в интересах устойчивого развития (ОУР). Она направлена на:

  • понимание сложностей и взаимозависимости природы, общества и экономики;
  • обучение предвидению проблем/рисков/вызовов, угрожающих развитию цивилизации и жизни на планете;
  • распространение ценностей и принципов, являющихся основой устойчивого развития.

Система работы по формированию компетенций в области устойчивого развития, предлагаемая в дидактическом сценарии самого большого урока о ЦУР, ориентирована на решение трех ключевых задач ОУР:

  • повышение осведомленности;
  • формирование собственного мнения;
  • ориентацию к индивидуальным и коллективным действиям.

Междисциплинарный характер концепции устойчивого развития обусловливает интегративный характер учебного занятия, позволяет углубить, развить и систематизировать представления учащихся о социальных, экологических и экономических компонентах жизни в современном обществе.

На нашу способность действовать и готовность влиять на образ и условия жизни, принимать на себя общемировую ответственность, учитывать потребности будущих поколений и верить в них влияют три фактора: уровень знаний, выбор возможностей и личные движущие силы (внешняя и внутренняя мотивация).

Знания включают в себя факты, практические навыки и опыт, глубокое понимание, широкую осведомленность. Возможности подразумевают существование различных альтернатив и предпосылок, а мотивация растет вместе с личной убежденностью и под внешним влиянием, таким как общественные нормы и экономическое стимулирование. Предлагая учащимся попрактиковаться в определении проблем и поиске решений, мы поддерживаем и усиливаем их мотивацию.

В рамках данного учебного занятия упор делается на имеющиеся знания и опыт. В процессе сотрудничества, благодаря различным способам и формам работы, подталкивающим к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы, обучающиеся смогут осознать собственные ценности и прийти к пониманию необходимости активных действий на благо себя и всех.

Следовательно, педагог должен относиться ко всем ответам и к любой реакции, как к имеющей право на существование, т.е. не оценивать высказывания обучающихся как верные или неверные.

Кроме того, особое внимание целесообразно уделить самостоятельному выполнению обучающимися заданий с последующим их обсуждением, работе с различными источниками информации, раскрытию и установлению причинно-следственных связей.

В основе самого большого урока лежит один из распространенных методов активного обучения — метод учебной дискуссии. Он используется на всех этапах учебного занятия (выбор эпиграфа к уроку, работа экспертных групп, обсуждение динамики достижения ЦУР в Республике Беларусь) и направлен на прояснение и обсуждение важных вопросов и поиск подходящих решений. Учебная дискуссия позволяет развить навыки аргументации и формулирования идей; умения слушать, понимать и принимать во внимание разнообразные точки зрения; оценивать факты, мнения и опыт других людей.

При организации учебной дискуссии необходимо учитывать ряд аспектов.

  1. Актуализация личностного опыта обучающихся

Начав учебное занятие с общего обсуждения темы, педагог может оценить спектр мнений и отношение к проблеме; осознать, что обучающиеся уже знают и каких ценностей придерживаются.

  1. Мотивация

 Чтобы пробудить интерес обучающихся к теме дискуссии, необходимо преподносить материал в занимательной форме (видео, инфографика, мультипликация). Если обучающиеся чувствуют свою причастность к процессу и мотивированы, они будут более охотно искать информацию, чтобы обосновать свои взгляды или достичь лучшего понимания обсуждаемых проблем.

  1. Правила взаимодействия

Педагогу необходимо следить за соблюдением правил поведения, упорядочить выступления учеников, установить нормы коллективного общения.

  1. Модерация

Четкая организация дискуссии способна сделать весь процесс максимально эффективным. Немаловажную роль играют уточняющие вопросы, усиливающие продуктивность обсуждения: «Что вы имели в виду, говоря..?», «Есть ли какие-нибудь факты, обосновывающие данное мнение?», «В чем конкретно заключается решение проблемы?», «Как вы можете оспорить ошибочное мнение?» и др. Повысить эффективность дискуссии можно за счет парафраза, повторяя значимые моменты для запуска процесса переосмысления и уточнения информации. На каждом этапе дискуссии должны быть подведены итоги обсуждения.

В зависимости от количества обучающихся, их возрастных и личностных особенностей, кроме обсуждения в формате экспертных групп, педагог может использовать на данном занятии такие формы учебной дискуссии, как «Мозговой штурм», «Разговор по кругу», «Карусель».

Для оптимизации взаимодействия полезными будут карточки-«голоса» и карточки-«сигналы». Первый прием подходит для учебных групп, где есть несколько очень активных обучающихся, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка — одно высказывание. Высказался — отдал карточку педагогу.

Для визуализации обратной связи можно использовать карточки-«сигналы»: зеленая карточка покажет согласие с выступающим; красная — несогласие; карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос; с восклицательным знаком — высказаться самому.

Использование различных форм учебной дискуссии во время проведения самого большого урока о ЦУР будет способствовать углубленному изучению предметов и концепций, развитию критического мышления, принятию и более глубокому пониманию различных точек зрения и жизненного опыта. 

Инесса ЗУБРИЛИНА,
начальник координационного центра
“Образование в интересах устойчивого развития” БГПУ
Фото на превью из архива редакции