В начальной школе у детей, имеющих сохранный слух и не нарушенный интеллект, отмечаются нарушения процессов письма и чтения: неумение ориентироваться в пространстве листа; неправильное расположение записи на листе; смещение оптически сходных букв/цифр, их зеркальное написание и др. Данные нарушения препятствуют освоению школьных знаний и не могут быть скомпенсированы без специальной помощи. Поэтому заниматься с ребенком нужно как можно раньше, дабы избежать всевозможных трудностей с учебой. Можно выделить следующие этапы работы по формированию пространственных представлений у детей.
I этап. Формирование представлений о схеме собственного тела.
- Ориентировка в схеме собственного тела (сначала на собственном теле ребенка, затем можно использовать куклу): “Покажи, где голова”, “На что надел сандалии?”
Во время умывания или одевания взрослый, непринужденно разговаривая с ребенком, называет части тела и лица: “Вымой нос, уши”, “Надень на голову шапку”, “Повяжи на шею шарф”. Постепенно малышей самих необходимо побуждать к называнию частей тела и лица. При этом внимание должно быть сосредоточено не только на процессах умывания-одевания, надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица.
- Определение пространственных направлений (оговариваем и показываем на ребенке и на игрушке во время игр, прогулок и др.): впереди — лицо, грудь, живот; сзади — спина; вверху — голова; внизу — ноги; по бокам — руки; справа — правая рука — рука, которой держат ложку, рисуют (для правшей); слева — левая рука.
- Определение правой и левой руки. Во время еды, рисования обращаем внимание ребенка на функциональные преимущества правой руки. С леворукими детьми работаем индивидуально, не переучивая их (!): “В какой руке держишь ложку? В какую руку взял хлеб? В какой руке держишь карандаш?”
- Определение правосторонних и левосторонних частей тела. На этом этапе можно использовать такие игры: “Повтори!” (позу взрослого, другого ребенка), “Сделай так!”, “Возьми игрушку в правую руку”, “Топни левой ногой”, “Попрыгай на правой ноге”, “Помаши правой рукой” и т.д.
На данном этапе активно используем условные метки на руках или маркировку руки (можно носить часы только на правой/левой руке, наклейки на водной основе. Девочкам можно предложить браслеты или колечки).
Со старшими дошкольники игры усложняются: “Закрой правой рукой левый глаз”, “Дотронься левой рукой до правой ноги” и т.д.
Закреплять знания можно и на улице по дороге в детский сад. Например, знакомим ребенка с правилами дорожного движения: по какой стороне необходимо идти, как следует переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт и т.д. Освоение этих правил связано с дифференцированием правой и левой сторон.
II этап. Формирование представлений относительно собственного тела.
На данном этапе располагаем игрушки, предметы, фигуры относительно сторон собственного тела ребенка: впереди себя (перед собой), позади себя (за собой), слева от себя, справа от себя. Затем рассказываем, что где находится.
Задания, предлагаемые дошкольнику на данном этапе: посади куклу слева от себя; мишку посади перед собой; положи сзади себя кубик; поставь машинку справа от себя.
После чего можно задавать вопросы: “Где сидит кукла?” (слева от меня), “Где сидит мишка?” (передо мной), “Где лежит кубик?” (сзади), “Где стоит машинка?” (справа).
III этап. Формирование представлений о пространственном положении предмета относительно другого предмета.
Задания для дошкольников младшего возраста: встань позади меня; встань передо мной (впереди меня); встань слева от меня; встань передо мной; встань справа от меня.
Для закрепления ребенок должен сам определить и назвать место, где стоит взрослый.
Задание на пространственное соотношение объектов: поставь в ряд игрушки; какая игрушка стоит первой?; какая игрушка последняя?; что стоит посередине?
Фото с сайта mykaleidoscope.ru носит иллюстративный характер
IV этап. Понимание и использование в речи предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения.
- При закреплении употребления в активной речи детей пространственных предлогов на, в, из используются виды вопросов: “Где?”, “Куда?”, “Откуда?”
“Куда положили шапку?” — “В шкаф”.
“Где стоит машина?” — “В гараже”.
Ребенку предлагают отвечать на вопросы предложениями, правильно употребляя пространственные отношения.
- Дети самостоятельно составляют предложения так, чтобы в нем было “маленькое слово” — предлог.
V этап. Формирование умения ориентироваться в трехмерном пространстве (окружающее нас пространство) в движении.
Во время игр, на прогулке учим детей ориентироваться в движении: повернись направо, налево; сделай два шага назад, вперед; дойди до стола, поверни налево, дойди до окна, поверни направо. Там ты найдешь секрет; чтобы найти клад, надо сделать два шага вперед, три направо, один назад и повернуться налево. Можно использовать игры: “Правильно пойдешь — клад найдешь”, “Прятки”, “Жмурки”.
В конце можно попросить ребенка дать словесный отчет: “Расскажи, как ты нашел эту игрушку”.
Другое усложнение заключается в том, что, выполнив поворот на 90° или 180°, ребенок опять должен назвать, где что находится. На первых этапах взрослый и ребенок размещаются так, чтобы можно было выполнять движение всем в одну сторону, одинаково воспринимая пространство.
Знакомство с правилами дорожного движения (ПДД) как нельзя лучше помогают закреплять ориентировку в окружающем мире:
по тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны;
улицу переходят, посмотрев сначала налево, а дойдя середины, направо;
обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай — спереди и др.
VI этап. Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (ориентировка на плоскости и на листе бумаги).
- На первых этапах работы учим располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Детей побуждаем называть направление действия или местоположение предметов на плоскости: “Где больше кружков?” (“Внизу”), “Где меньше?” (“Вверху”).
- Затем знакомим ребенка с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учим определять стороны и углы листа, верхние — нижние, правые и левые.
На основе сформированных представлений формируем умения располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа.
- На следующем этапе проводим работу в тетради в клеточку — “Графические диктанты”. Предварительно учим ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.
Задание № 1. Нарисуй в середине листа круг; слева треугольник; справа овал; внизу квадрат; вверху маленький кружок. Расскажи, где и что ты нарисовал.
Задание № 2. Слева направо проведи в верхней части листа прямую линию — дорожку; слева направо проведи в нижней части листа зигзагообразную линию — волну; сверху вниз на левой стороне листа нарисуй 4 квадрата; снизу вверх на правой стороне листа нарисуй 6 овалов. Расскажи, что ты нарисовал и как.
Задание № 3. В середине нарисуй солнце; нарисуй облако над солнцем; нарисуй домик под солнцем; елку справа от домика; грибок слева от домика; цветок рядом с грибком. Расскажи, где и что ты нарисовал.
Задание № 4. Нарисуй квадрат в правом верхнем углу; нарисуй круг в левом верхнем углу; нарисуй овал в правом нижнем углу; нарисуй треугольник в левом нижнем углу; нарисуй треугольник в центре. Расскажи, где и что ты нарисовал.
Хочу подчеркнуть, что выделенные этапы являются условными и могут использоваться как последовательно, так и параллельно.
Игровой характер привлекает детей дошкольного возраста, вызывает у них эмоционально положительное отношение, повышает мотивацию, позволяет снять напряжение, возникающее в ходе выполнения упражнений.
Таким образом, можно сделать вывод, что, начиная использовать простые игры по формированию навыков пространственной ориентировки с младшего возраста, можно предотвратить большие трудности в последующем.
Александра МАКУШЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО “Детский сад № 3 “Теремок” г.Жодино”