Об итогах деятельности Министерства образования Республики Беларусь в 2017 году и задачах на 2018 год

- 11:36Калегіі, пасяджэнні

Доклад министра образования Республики Беларусь Игоря Карпенко на  заседании коллегии Министерства образования

Уважаемый Василий Иванович, уважаемые участники заседания итоговой коллегии, гости и приглашенные.

В современном мире устойчивое социально-экономическое развитие во многом зависит от уровня и качества образования. Система образования должна быть подвижной, отвечать на глобальные вызовы, соответствовать уровню общественно-политических и экономических процессов, происходящих в современном мире, изменяться и совершенствоваться в интересах человека, общества и государ­ства.

Не случайно, выступая на Республиканском педагогическом совете, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, говоря о  совершенствовании национальной системы образования, советовал “идти от жизни, решать те вопросы, которые ставит жизнь”.

Поэтому каждое принятое нами управленческое реше­­ние прошлого года обсуждалось с профессионалами, учеными, педагогами-практиками, советом ректоров, директорским корпусом, депутатами, общественно-консультативным советом, созданным при министерстве, отраслевым профсоюзом, обучающимися и их родителями, неравнодушными гражданами. А наиболее масштабные проблемы рассматривались с участием главы государства на Республикан­ском педагогическом совете и II съезде ученых.

В итоге были выработаны концептуальные подходы развития системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года, внесены согласованные изменения в содержание проекта новой редакции Кодекса об образовании.

Закладывая перспективную законодательную базу, мы не забывали о текущих проблемах. Изменен ряд важных правовых актов, действовавших в системе образования, к примеру, положения об аттестации педагогических работников, о попечительском совете и родительском комитете и другие, принято постановление об оптимизации функций, что обеспечило более понятные и качественные условия для работы учреждений образования и педагогов.

Но главное, нам удалось расшевелить систему, актуализировать ее роль и место в современном белорусском обществе, наметить приоритетные направления ее поступательного развития.

Во-первых, была продолжена целенаправленная работа по развитию воспитательного потенциала си­стемы образования. В рамках республиканского семинара-совещания, проведенного в марте 2017 года на базе учреждений образования Гродненской области с участием представителей идеологической вертикали, определены приоритеты идеологической и воспитательной работы на ближайшую перспективу: разработан Комплекс мер по повышению эффективности идеологической работы в учреждениях образования; начата разработка методического инструментария по реализации концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

Актуальные вопросы развития ученического само­­­управления, реализации социально значимых проектов, роль и место общественных объединений “Белорусский республиканский союз молодежи”, “Белорусская республиканская пионерская организация” в реализации государ­ственной молодежной политики всесторонне были обсуждены на встрече главы государства с учащейся молодежью в мае 2017 года.

Знаковым патриотическим событием 2017 года стало участие белорусской делегации в составе 300 лучших представителей молодежи в ХІХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи.

Для эффективного использования в стране опыта и знаний, полученных делегатами на фестивале, запланирована подготовка тематической экспозиции в Музее современной белорусской государственности.

С целью всесторонней поддержки молодежных лидеров, вовлечения их в формирование и реализацию государственной молодежной политики на базе Национального центра творчества детей и молодежи создан центр молодежных инициатив, уточнено содержание волонтерского движения. Совместно с ЦК ОО “БРСМ” проведена корректировка структуры Общественного республиканского студенческого совета, сформирован и начал свою работу Республиканский координационный совет молодежных парламентов. (В различные формы студенческого самоуправления в 2017 году было вовлечено 44 тысячи студентов.)

Оказывалась информационная, организационная, в том числе и финансовая поддержка детским и молодежным общественным объединениям (в республике 320 молодежных общественных объединений, в том числе 26 детских).

Проводилась целенаправленная работа по вовлечению молодежи в трудовую деятельность. В 2017 году в составе 1594 студенческих отрядов было трудоустроено более 22 тысяч человек. Подготовлены дополнения и изменения в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность студенческих отрядов.

Одним из приоритетных направлений является оздоровление детей. Прошлым летом отдохнули и набрались сил 367 тысяч детей (каждый третий в 6089 лагерях всех типов).

Впервые по приглашению главы государства в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре “Зубренок” и в детском оздоровительном лагере “Родничок” отдохнули и оздоровились 80 детей из Сирии из числа детей-сирот и детей боевых офицеров, погибших в контртеррористических операциях. Данная гуманитарная акция, прошедшая под патронажем главы государства, переросла в масштабную программу оздоровления детей из Сирии, Китая, Японии.

Органы опеки и попечительства совместно со всеми заинтересованными уделяли особое внимание вопросам помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, совершенствованию форм и методов работы с подростками, профилактике потребления несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, формированию устой­чивой мотивации к здоровому образу жизни. Подготовлен нормативный правовой акт по совершенствованию работы социально-педагогических центров.

Отдавая приоритет национальному усыновлению, семейным формам воспитания, в республике увеличился удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семью. Одновременно сократилась сеть интернатных учреждений.

В результате принятых дополнительных мер удалось снизить на 11% количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием (с 2070 до 1844) и почти на 15% число несовершеннолетних, совершивших преступления (с 1795 до 1533).

Формированию устойчивой мотивации здорового образа жизни среди подростков и молодежи способствует широкая сеть физкультурно-спортивных мероприятий. В истекшем году проведена Республиканская спартакиада школьников по 24 видам спорта, ежегодная Республикан­ская универсиада по 32 видам (из них 22 олимпийских и 10 неолимпийских), а также по летнему и зимнему много­борью “Здоровье” Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. В финальных соревнованиях приняли участие почти 8 тысяч спортсменов из 48 вузов. В феврале 2018 года команда белорусских школьников впервые примет участие во Всемирной зимней гимназиаде по трем видам спорта.

По-прежнему важным направлением работы всех вузов страны остается активизация деятельности Белорусской ассоциации студенческого спорта. Это не просто перечисление взносов, а в первую очередь создание благоприятных условий для студентов, потенциал которых может быть задействован в спорте высоких достижений; создание и функционирование спортивных клубов по игровым видам спорта; тесное взаимодействие со спортивными федерациями. (На XXVIII Всемирной зимней универсиаде белорусскими спортсменами было завоевано 6 медалей: 3 золотые, 2 серебряные, 1 бронзовая. А в XXIX Всемирной летней универсиаде — 3 золотых, 4 серебряных и 2 бронзовых.)

В целом, в работе с молодежью задачи остаются прежними: совершенствовать деятельность органов ученического и студенческого самоуправления, налаживать более тесное взаимодействие учреждений образования с детскими и молодежными  общественными объединениями, в первую очередь с “БРСМ” и пионерской организацией, особое внимание необходимо уделить работающей молодежи, искать новые и, главное, эффективные формы работы.

Для этого необходимо шире использовать возможности молодежной столицы. В 2018 году такой столицей стал Могилев. Здесь в сентябре  в рамках форума регионов Беларуси и России пройдут масштабные мероприятия в области молодежной политики союзного государства: молодежный форум, слет студенческих отрядов, открытый диалог, заседание молодежной секции парламентариев Союзного государства. Также будет правильно, если мы ряд воспитательных и учебных мероприятий проведем в регионах, особенно в тех, которые определил президент в качестве приоритетных при реализации политики регионального развития: Оршан­ский, Борисовский, Барановичский и Бобруйский районы.

Во-вторых, необходимо и дальше работать над обновлением содержания и структуры образования, внедрением новых форм организации образовательного процесса, дальнейшим  упорядочением сети образовательных учреждений.

В республике работает более 3800 учреждений, в которых получают дошкольное образование около 430 тысяч воспитанников. Все дети пятилетнего возраста охвачены подготовкой к обучению в начальной школе.

Вместе с тем не решены до конца вопросы шаговой доступности детских садов в районах новостроек крупных городов. Этому вопросу должны уделить особое внимание местные органы государственной власти. В прошлом году дополнительно были введены в эксплуатацию 13 детских садов на 2500 мест. На этот год запланировано открытие 17 детских садов на 3100 мест.

Пока еще достаточно высок показатель травматизма детей (61 случай). Встречаются разного рода происшествия, к примеру, как с воспитанниками яслей-сада Светлогорска. Их причины известны: недостаточный контроль со стороны педагогических работников, нарушение должностных инструк­ций, слабое владение образовательными методиками. Поэтому руководителям всех уровней, педагогам нужно работать на упреждение подобных ситуаций.

Значительные изменения произошли в содержании общего среднего образования. Переработаны учебные программы по всем предметам. Параллельно велась работа по изданию школьных учебников. В 2017 году издан 41 новый учебник. Учтен возраст детей, задания насыщены национальным контентом, пособия дополнены электронными образовательными ресурсами, интересно оформлены. К 1 сентября 2019 года в соответствии с поручением главы государства будут обновлены все учебники, но мониторинг содержания учебных программ, учебников и учебных пособий, внесение в них необходимых корректировок будут продолжены.

В республике почти миллион школьников. Для них открыты более 3000 учреждений. В каждом учреждении организовано питание. Для подвоза к местам обучения задействовано более 1,5 тысячи автобусов.

Справочно: 35,9 процента учителей имеют высшую квалификационную категорию, 40,5 процента — первую, 164 учителям присвоена квалификационная категория “учитель-методист”.

Государство стимулирует лучших, талантливых детей. А их у нас немало.

Справочно: в 2017 году в международных предметных олимпиадах принимали участие 56 школьников. Завоевано 52 медали, в том числе 5 золотых, 20 серебряных, 27 бронзовых (в 2016 году — 42 медали: 5 золотых, 17 серебряных, 20 бронзовых; в 2015 году — 37 медалей, в том числе 1 золотая, 15 серебряных и 21 бронзовая).

В республике детям и подросткам предоставлены широкие возможности проявить себя и расширить знания через систему дополнительного образования. Предлагая широкий спектр образовательных программ, сеть объединений по интересам, мы преследуем не только учебные цели, но и воспитательные, обеспечиваем широкую занятость детей в свободное время.

Вместе с тем для повышения ответственности учащихся за результаты учебы министерством уже принято решение о введении со следующего учебного года неудовлетворительных отметок в 5—11 классах: один и два балла.

Оставлять на второй год учащихся с неудовлетворительными годовыми отметками никто не будет. А вот в перспективе, после введения института независимой аттестации, которая должна проводиться при наличии надежных методов оценивания, критериев открытости, прозрачности и доступности информации, четких механизмов обратной связи, каждый выпускник должен получить объективный отве­т на вопрос, какую траекторию дальнейшего образования ему нужно выбрать. Это будет способствовать повышению мотивации в выборе будущей профессии. В течение 2018 года наряду с разработкой соответствующей нормативной базы нам нужно организовать грамотную разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса. Тем более что в текущем году мы будем проводить внешнюю оценку качества нашего школьного образования через участие в международном исследовании PISA. Весной прошлого года уже состоялся пробный этап, показавший, что технически и организационно Республика Беларусь к исследованию готова.

Для предоставления равных возможностей в получении качественного образования принято принципиальное решение: экзаменов в 5 класс гимназий больше не будет. Президентом уже подписан соответствующий указ. В этой связи нам необходимо разработать комплекс  нормативных мер по реализации положений указа — начиная с поддержки талантливых и одаренных учащихся и заканчивая созданием национальной системы оценки качества образования. Будут разработаны новые подходы в итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, создана республиканская структура по оценке качества образования в целом.

Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что качество образования — это не только высокий балл аттестата. Прежде всего это успешное жизнеустройство человека, его мировоззренческий стержень и активная гражданская позиция. Особая роль в этом принадлежит профориентационной работе.

Со следующего учебного года профессиональной подготовкой рабочих и служащих на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования должно быть охвачено максимальное число учеников 10—11 базовых классов. Что касается учащихся профильных классов, то мы должны и им, по их желанию, предоставить такую возможность. Для чего потребуется разработать необходимую нормативную и методическую базу.

Вместе с тем необходимы инновационные подходы в организации профориентационной работы. Этому может способствовать создание детского технопарка, в стенах которого школьники смогут попробовать себя в будущей профессии, науке, конструировании, изобретательстве. Для решения этой задачи должен быть задействован потенциал ведущих вузов страны и академического сообщества.

Мы конкретизировали наполнение шестого школьного дня. И еще раз убедились в том, что кадры на местах не всегда качественно организуют поставленные задачи. Там, где руководитель на месте, жизнь в школе кипит и в субботу, находится возможность и для спортивных и творческих дел, и для трудовых занятий, и для профориентационной работы, и родители учащихся принимают активное участие в делах школы. Но есть и противоположные примеры. А ведь работник министерства каждый день в каждую школу не доедет. Поэтому обращаюсь к представителям регионов: вы лучше знаете своих директоров, наводите порядок и укрепляйте трудовую и учебную дисциплину.

Внедрение новых форм профориентационной работы, системный подход к планированию контрольных цифр приема, активное взаимодействие с заказчиками кадров способствовали улучшению показателей приема, выпуска и распределения молодых специалистов.

В 2017 году на уровень профессионально-технического образования принято почти 30 тысяч человек, план выполнен на 99,3%; на уровень среднего специального образования — 38,3 тысячи (97,3%). Подготовлено 30,5 тысяч рабочих, при этом более 16 тысяч — с четвертым разрядом и выше. Специалистов среднего звена — более 36 тысяч.

Кроме того, в 43 ресурсных центрах учреждений профессионально-технического и среднего специального образования прошли обучение почти 11 тысяч человек, по программам дополнительного образования взрослых — около 4 тысяч.

Практически все выпускники, подлежащие распределению, направлены в организации и получили первое место работы.

Продолжена оптимизация учреждений образования, содержания и сроков подготовки в них. Основная ее цель — исклю­чение дублирования подготовки, профилизация обучения, увеличение числа обучающихся в пределах конкретного учреждения, повышение уровня подготовки, рациональное расходование бюджетных средств. Поэтому число учреждений профессионально-технического образования стало меньше на 20, колледжей — на 2.

Сокращены сроки получения профессионально-технического образования на основе школьного аттестата по 74 специальностям (70,4%), а также сроки получения среднего специального образования после 9 класса. Совместно с профильными министерствами эта работа будет продолжена и в 2018 году.

Для повышения престижности рабочих профессий, усиления профориентационной работы используется потенциал конкурса профессионального мастерства WorldSkills. В 2017 году наша команда завоевала 2 золотые, 21 серебряную и 6 бронзовых медалей на Международном чемпионате стран — членов Евразийского пространства в Краснодаре; 2 медали — “серебро” и “бронзу” — на Международном чемпионате в Шанхае. На 44-м Международном чемпионате в Абу-Даби наши конкурсанты заняли 16-е место из 59 стран.

Сейчас к этому движению в рамках JuniorSkills присоединяются более юные учащиеся. А в 2018 году нам предстоит провести Национальный чемпионат профессионального мастерства.

Работа системы профессионально-технического и среднего специального образования получила высокую оценку главы государства. Участие Президента Республики Беларусь в торжественном мероприятии, посвященном Дню знаний, в Минском государственном автомеханическом колледже имени М.С.Высоцкого и посещение Премьер-министром Республики Беларусь Колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе придали новый импульс развитию всей системы профтехобразования.

Вместе с тем дальнейшее совершенствование отраслевой и профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров, материально-технической базы учре­ждений образования, повышение качества подготовки в целом остаются насущными задачами. Необходимо обеспечивать согласованность рынка труда и сферы образовательных услуг, продолжать создание национальной системы квалификаций и профессиональных стандартов, искать новые формы повышения имиджа рабочих профессий в глазах молодежи, родителей, общества.

На уровне высшего образования деятельность министерства была направлена на оптимизацию структуры, объемов и повышение качества подготовки специалистов.

Введены новые специальности; содержание тестов приведено в соответствие со школьной программой; предоставлено право сдавать четыре предмета ЦТ, а сертификаты стали действительны в течение двух лет; введено большее количество резервных дней.

Будет продолжена работа над совершенствованием правил приема, включая увеличение порогового значения ЦТ, требования к стажу работы для выпускников школ, выбравших заочное обучение; собеседование при приеме на специальности, связанные с управлением; закрепление компетенции министерства на введение профильного экзамена. Ведь при зачислении мы должны видеть не только баллы и цифры, а преж­де всего человека!

Усилена практическая направленность обучения. Работает свыше тысячи филиалов кафедр на предприятиях, имеющих высокотехнологичные производства, в институтах Национальной академии наук Беларуси и организациях социальной сферы. Каждый из них должен быть площадкой для выполнения курсовых и дипломных работ, прохождения практики.

Справочно: совместно с организациями — заказчиками кадров разработаны и утвер­ждены 20 образовательных стандартов и 53 типовых учебных плана по специальностям высшего образования I ступени, 13 образовательных стандартов и 105 типовых учебных планов по специальностям магистратуры. Кроме того, изменены и дополнены 58 образовательных стандартов высшего образования I ступени и 385 магистратуры.

 В прошлом году прошли экспертизу и изданы с грифом министерства 255 новых учебных изданий для вузов, из них 16 — электронных. На экспертизе находятся 255 авторских оригиналов.

Начато совершенствование деятельности университетов на основе модели “Университет 3.0”, призванной развить у студентов навыки предприимчивости и стимулировать к занятию предпринимательской деятельностью. Министер­ством определены 6 вузов для участия в пилотном проекте.

Проводился мониторинг содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин. Республиканскому институту высшей школы и созданной рабочей группе поручено провести анализ и предложить оптимальную модель. Вопрос преподавания социально-гуманитарных дисциплин рассмотрим на республиканском семинаре с участием преподавателей и на заседании Совета ректоров.

Продолжено комплектование кафедр кандидатами и докторами наук. 4 вуза получили молодых, энергичных ректоров. Разработана и утверждена система мер до 2020 года, направленная на закрепление педагогических и научных кадров в учреждениях высшего образования.

Все это хорошо и правильно. Но нужно помнить и об элементарном. Некоторые наши ректоры забыли о том, что для студентов должны быть созданы нормальные бытовые условия. Проверки прошлого года показали, что есть серьезные проблемы в обустройстве общежитий, организации и качестве питания студентов, его доступности, стоимости, надлежащей эксплуатации пунктов питания. Наведите порядок! Причем это касается всех видов учреждений образования!

В 2017 году в вузы принято около 54 тысяч человек, в том числе на обучение за счет средств республиканского бю­джета — 27 тысяч. На 20% в этом году будет меньше и выпускников. Цифры набора в высшие учебные заведения должны соотноситься с потребностями экономики страны в конкретных специалистах. Исходя из этого продолжится оптимизация учреждений, их филиалов и непрофильных специальностей.

В 2017 году прекратили свою деятельность 2 филиала, полностью прекращен набор абитуриентов на I ступень выс­шего образования в 3 филиалах. Общий прием в филиалы сократился более чем на 15 процентов.

Начата и будет проводиться целенаправленная работа по сокращению количества специальностей, невостребованных или не соответствующих направлению деятельности конкретного вуза, укрупнению и объединению родственных специальностей, введению новых.

Справочно: в 2017 году на I ступени высшего образования в связи с нецелесообразностью подготовки аннулированы 8 специальностей, 19 направлений специальностей и 17 специализаций, и на ІІ  — 5. Одновременно введены 10 и 8 новых специальностей соответственно.

Мы снизили прием на специальности профиля “Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства” почти на 2000 мест, или на 10% по отношению к 2016 году.

Кроме того, в 2017 году во исполнение поручений главы государства сокращен срок подготовки специалистов с выс­шим образованием по 35 специальностям и направлениям специальностей высшего образования I ступени.

Приняты меры по обеспечению распределения выпускников. Дополнительно направлены на работу около 2000 выпускников из числа студентов-платников дневной формы получения образования.

Значительно обновлено содержание магистерской подготовки с учетом потребностей экономики и обеспечения значимости магистерской степени для потенциальных работодателей.

В целом сделано немало, но нужно продолжать начатое. В силу чего приоритетными задачами в 2018 году будут:

– обеспечение качества и повышение эффективно­сти практико-ориентированной подготовки специалистов, углуб­ление связей с организациями — заказчиками кадров и рынком труда;

– развитие профессиональных и социальных компетенций студентов.

В 2018 году завершим работу над проектами стандартов поколения 3+, сконцентрируем внимание на подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В 2017 году полностью выполнен план приема в аспирантуру и докторантуру. Всего обучалось 2747 аспирантов и 142 докторанта. Выпущено 338 и 22 человека соответственно.

В сравнении с 2016 годом по учреждениям министер­ства немного увеличился выпуск из аспирантуры с предварительной экспертизой диссертации (до 20%) и ее защитой в срок обучения (до 6,6%).

Вместе с тем снижается контингент поступающих, что говорит о недостаточной эффективности мер по привлечению молодежи в науку. При уточнении контрольных цифр приема на 2018 год на это необходимо обратить внимание. При этом глубоко проработать вопрос стимулирования научных руководителей, установить конкретные критерии и размер снижения норм учебной нагрузки, как это сделано, например, в Гродненском государственном университете.

Для подготовки условий к реализации модели “Университет 3.0” в прошлом году наши вузы продолжали наращивать инновационную инфраструктуру. Зарегистрированы 2 центра трансфера технологий, 2 научно-технологических парка, 3 отраслевые лаборатории.

С прошлого года начал действовать студенческий инновационный центр профессионального развития — бизнес-инкубатор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Вместе с тем стоит отметить недостаточную работу по привлечению резидентов в технопарки, повышению численности сотрудников технопарков. К примеру, в технопарках Полоцкого и Полесского университетов всего 2 и 3 резидента соответственно и по 3 сотрудника. Очевидно, что при такой активности сложно планировать реализацию инновационных проектов и получить должный эффект от реализации модели “Университет 3.0”.

В нашей республике взрослому населению предоставлены самые широкие возможности для переподготовки, повышения квалификации, развития возможностей личности. В учреждениях высшего образования и дополнительного образования взрослых обучение осуществляется по 392 специальностям переподготовки. При этом перечень специальностей постоянно корректируется с учетом требований организаций — заказчиков кадров. В 2017 году было дополнительно введено 9 специальностей переподготовки, исключено 17 невостребованных.

Но есть две серьезные проблемы: качество подготовки по рабочим профессиям в условиях производства и качество обучающих курсов. Для их решения министерством принято постановление, предусматривающее обязательное включение в состав квалификационных комиссий организаций, осуществляющих профессиональную подготовку рабочих, представителей учреждений образования и независимых экспертов.

По отдельным профессиям в сфере торговли утверждена типовая учебно-программная документация, обязательная для применения всеми организациями при профессиональной подготовке рабочих.

Кроме того, разработано постановление, устанавливающее компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов на осуществление контроля в этой области, обязанность руководителей организаций обеспечивать повышение квалификации лиц, занимающихся организацией профессиональной подготовки, а также требования к педагогическим работникам, ведущим обучающие курсы.

Основной задачей выделяем обеспечение соответствия содержания дополнительного образования взрослых требованиям потребителей образовательных услуг. Жалоб на их качество от населения быть не должно. В этой связи необходимо разработать действенные механизмы контроля в этой сфере.

В-третьих, необходимо интенсифицировать работу в сфере международного сотрудничества. Это не просто расширение договорной базы на всех уровнях системы, это обеспечение устойчивого и эффективного экспорта образовательных услуг через продвижение на мировом рынке бренда “Образование в Беларуси”, создание новых видов товаров в образовательной и научной сферах.

Количество иностранных граждан, обучающихся у нас, осталось практически на прежнем уровне, — чуть более 20 тысяч. Мы теряем студентов из Российской Федерации, Индии, Казахстана, Нигерии, снижается страновое представительство. Традиционно основными экспортными рынками услуг образования остаются страны СНГ, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

По предварительным данным, доведенный показатель по экспорту услуг выполнили только 8 университетов.

Приведенные факты являются свидетельством проявления консерватизма, неготовности наших учреждений оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, отсутст­вия продуманных действий по продвижению услуг.

Направления этой работы известны:

— предоставление возможности обучения и преподавания на английском языке;

— развитие дистанционной формы обучения;

— использование потенциала иностранных выпускников, продолжение работы с ними, в том числе в рамках переподготовки и повышения квалификации;

— взаимодействие с белорусами зарубежья, организациями, представляющими их интересы за рубежом;

— привлечение к проведению занятий ведущих специалистов, в том числе иностранных;

— информационно-рекламная работа.

Поэтому перестраивайте работу в этом направлении. В качестве дорожной карты министерством разработана Концепция развития экспорта услуг на 2018—2020 годы.

В-четвертых, необходимо обеспечить материально-техническую модернизацию, финансовое и экономическое развитие системы.

Безусловно, выполнение отраслью большинства задач прошлого года стало возможным потому, что было обеспечено своевременное и в полном объеме финансирование. Из бюджета на образование было направлено около 5 млрд рублей, а с учетом внебюджетных источников — почти 5,5 млрд, или 5,3% от ВВП.

Впервые за последние четыре года наблюдалась положительная динамика расходов на приобретение оборудования и капитальный ремонт. На эти цели было направлено 118 млн рублей, что почти в 2 раза превысило такой же показатель предыдущего года.

Проводилось централизованное оснащение учреждений современным оборудованием. В настоящее время в школах оснащено более 700 кабинетов физики и 300 химии. Начата по­ставка оборудования для кабинетов биологии.

С 2018 года запланированы средства и будут производиться поставки оборудования для ресурсных центров ПТО, ССО, а также мультибордов для УОСО.

В рамках сотрудничества со Всемирным банком:

— завершены строительно-монтажные работы по реконструкции и ремонту 25 учреждений общего среднего образования;

— в 2018 году планируется дополнительное выделение 50 млн долларов США для продолжения этого проекта;

— кроме того, имеется договоренность со Всемирным банком о выделение 50 млн долларов США для реализации проекта “Инновационное развитие высшего образования”.

Необходимо активизировать работу по информатизации системы образования, наращивать мощности информационно-коммуникационной инфраструктуры для внедрения в образовательный процесс современных технологий, базирующихся на дополненной и виртуальной реальности, искусственном интеллекте. При необходимости разработать соответствующий нормативный акт.

Для улучшения материального обеспечения педагогов разработаны и приняты постановления Совета Министров, касающиеся повышения окладов профессорско-преподавательского состава, установления доплат молодым специалистам, увеличения тарифных окладов учителям, оказывающим дополнительные образовательные услуги.

В целях совершенствования бюджетного финансирования продолжилась реализация пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования и начата апробация нормативного финансирования учреждений дошкольного образования. В эксперименте участвовали 642 учреждения общего среднего образования и 94 учреждения дошкольного образования.

Педагогическим работникам более 100 учреждений общего среднего образования, уча­ствовавших в пилотном проекте, устанавливались отраслевые повышения тарифных ставок (окладов) в рамках средств, выделенных по нормативу, при этом их средняя заработная плата выросла на 8%.

 В 2018 году этот проект будет значительно расширен. В нем примут участие почти 1000 учреждений общего среднего и около 400 учреждений дошкольного образования.

Предполагается дальнейший рост финансирования и материально-технического обеспечения отрасли. Это даст возможность для развития и обновления системы, продолжения пилотных проектов, дальнейшего роста заработной платы педагогов.

Кстати, на следующей коллегии совместно с Президиумом ЦК профсоюзов традиционно будут более предметно рассмотрены социально-экономические вопросы отрасли.

Уважаемые участники заседания! Си­стема образования представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей социально-экономической сферы. Но все успе­хи, которые имеем, мы рассматриваем лишь как фундамент, причем хороший, для дальнейших качественных преобразований в отрасли.

Конкретные поручения по направлениям деятельно­сти будут закреплены в постановлении коллегии. Благодарю всех за проделанную работу.

Спасибо за внимание!