Ольга Яцевич: профессия не позволяет стоять на месте, мобилизует работать быстро и эффективно

- 13:14Образование

Светлогорский педагог Ольга Яцевич считает, что важно создавать в учреждениях образования психологически комфортное пространство для обучающихся. Подробнее об этом — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Учитель русского языка и литературы средней школы № 12 Светлогорска имени И.Г.Котлярова Ольга Яцевич следит за последними методическими разработками и с удовольствием делится с коллегами-филологами своим опытом работы. Окончив Мозырский педагогический университет имени И.П.Шамякина, она начинала профессиональную деятельность педагогом-организатором в средней школе № 10, затем преподавала русский язык и литературу в средних школах № 5 и № 11. Ольга Алексеевна в образовании уже 24 года и с теп­лотой говорит о своих учениках и учителях.

— Первый педагог Людмила Головко научила меня не только писать и читать, но и быть внимательной и чуткой к окружающим, помогать одноклассникам, — говорит Ольга Яцевич. — Учителя русского языка Лариса Аксючиц и Антонина Подмешальская также сыграли в моей жизни важную роль. Они приучили к вдумчивому чтению, самостоя­тельной работе в поиске информации, но главное — показали, что такой трудный на первый взгляд учебный предмет, как русский язык, может быть легким и интересным. Когда была новичком в профессии, плечо всегда подставляли старшие коллеги. Заместитель директора по учебной работе средней школы № 5 Галина Котова многое подсказывала: как правильно оформлять конспект урока, работать с нормативной литературой, проверять тетради. Директор средней школы № 11 Светлана Самуйлова всегда акцентировала внимание на том, что настоящий учитель не имеет права стоять на месте, он должен самосовершенствоваться, всегда находиться в поиске чего-то нового и интересного. И, конечно, главный учитель в моей жизни — мама, простой и скромный человек, которая всю жизнь работала на градообразующем предприятии ткачихой. Именно она старалась воспитать во мне милосердие и трудолюбие, скромность и порядочность, уважительное отношение к людям и веру в лучшее будущее, научила заботиться о родных и близких, любить родной город, ценить те счастливые мимолетные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.

Ольга Алексеевна впитала все самое лучшее от своих наставников и продолжает двигаться в направлении самореализации в образовании. Педагог имеет ряд наград за высокие достижения в работе, ведь ее учащиеся успешно сдают ЦТ и ЦЭ. Результативным было их участие в областной научно-практической конференции “Поиск”. Ее воспитанники принимают активное участие в исследовательской деятельности, их работы отмечены наградами на областном уровне, дипломом ІІ степени на Республиканском конкурсе исследовательских работ в секции “Литературоведение”.

В качестве руководителя школы молодого учителя педагог ознакомила начинающих учителей района с современными подходами в организации образовательного процесса, проектировании и проведении учебного занятия, с новыми образовательными технологиями и инновациями.

— Работа в этом направлении позволила по-другому взглянуть на себя и преподаваемый предмет, — отмечает собеседница. — Признаться, привыкла к роли учителя, задача которого — донести до учащихся новую информацию, помочь понять ее, запомнить основные моменты, научиться применять в реальной жизни. А вот на занятиях с молодыми коллегами стараюсь выступать в роли советчика, старшего приятеля, рекомендовать, а не поучать, давать практические советы, опираясь на собственный педагогический опыт. Заметила, что, готовясь к семинарам с молодыми учителями, волнуюсь, как первоклассник. Поэтому особенно тщательно отбираю материал для работы и порой нахожу довольно интересные методы и приемы, которые впоследствии использую на своих уроках.

Светлогорский педагог идет в ногу со временем и уже не представляет свои занятия без компьютерных технологий. Зачастую работа с мультибордом становится для нее палочкой-выручалочкой. Современное оснащение не только помогает в объяснении новой темы, но и дает возможность показать материал (например, отрывок из кинофильма, чтобы сравнить его с книгой, тут же создать коллаж, ментальную карту, в которой будут отображены сложные связи между персонажами), а ребятам проявить свои творческие способности.

— Профессия не позволяет стоять на месте, мобилизует работать быстро и эффективно, а самое главное — всегда быть в тренде: в курсе последних методических разработок, модных тенденций в образовании, позволяет сохранять душевную молодость и энергию, — уверяет Ольга Алексеевна. — Наверное, поэтому решилась попробовать себя в роли учителя для учителей в прошлом году: провела мас­тер-класс по теме “Интерактивные технологии на уроках русского языка и литературы” на областном семинаре, а в Мозыре делилась своим опытом и наработками с коллегами-филологами. Мне близки слова Пабло Пикассо: “Смысл жизни в том, чтобы найти свой дар. Цель жизни в том, чтобы отдать его”.

Также педагог считает, что важно создавать для учеников психологически комфортное пространство и атмосферу доверия.

— Со временем стала замечать, как горят глаза детей при виде нового стенда, как мои ученики стараются подсмотреть во время самостоятельной работы рисунок-подсказку по изучаемому материалу, зная, что именно на этом стенде расположена опорная схема, — продолжает Ольга Яцевич. — С каким удовольствием школьники изучают информацию на классном уголке, как живо обсуждают, чей девиз лучше! Иногда на переменке они просматривают интересную информацию о происхождении слов, правила склонения имен собственных, фамилий, о новшествах ЦТ и ЦЭ по русскому языку. Книга-раскладушка позволяет ребятам узнать все самое интересное о малой родине. На уроках русского языка и литературы всегда можно обратиться к ней, чтобы наглядно показать, насколько уникален наш Светлогорск, как он красив, доказать, что мы вправе гордиться своей малой родиной. В кабинете даже обыкновенные шкафы с учебно-методической литературой и папками стали рабочим инструментом. Так, каждый воспитанник может взять папку “Творческие работы учащихся” и ознакомиться с докладами и разработками своих одноклассников и других ребят, поучиться у них оформлению работы, позаимствовать идею для следующего творческого проекта. Папки с различными тестами помогают чаще выпускникам. В них сосредоточен материал по всем изучаемым разделам русского языка. Радует, что работа в тандеме “учитель — ученик”, а также самостоятельная работа учащихся приводит к высоким результатам на ЦТ и ЦЭ.

Примечательно, что с самого старта своей профессиональной деятельности педагог не перестает заниматься самообразованием. Ведь как пойти на замену в 11 класс, не прочитав Булгакова, не проанализировав его роман, не пересмотрев киноверсии произведения, не ознакомившись с его библейской трактовкой. Поэтому кропотливая подготовка к уроку начинается с конспекта урока — развернутого и подробного.

— Нахожусь в вечном поиске дополнительной информации и выборе подходящего метода, в подготовке дидактического и наглядного материала, примеров литературных героев. Замечаю, что стремление хорошо готовиться к урокам, изучать новые методы и приемы, знакомиться с различными вебинарами становится хорошей традицией и, скорее всего, потребностью души, — заключила собеседница.

 Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора