В последнее время в педагогической практике огромное внимание уделяется формированию у подрастающего поколения функциональной грамотности, поскольку от умения извлекать нужную информацию, осмысливать ее, применять в нестандартной ситуации зависят результаты деятельности в любой сфере. Выделяют несколько видов функциональной грамотности – читательскую, математическую, финансовую, естественно-научную и другие.
Для того чтобы совершенствовать образовательный процесс с целью формирования у школьников функциональной грамотности, необходимо обратить внимание на следующие направления работы: использование проблемных и практико-ориентированных заданий, вовлечение учащихся в обсуждение актуальных вопросов, в исследовательскую деятельность, демонстрацию использования теоретических знаний в быту, в промышленной сфере; проведение межпредметных учебных (факультативных) занятий; развитие умений работать с текстами. Все это требует высокого профессионального мастерства педагогов, развитию которого способствуют коллективные формы методической работы.
Предлагаем вашему вниманию педагогический совет «Функциональная грамотность: от теории к практике». Нетрадиционная форма проведения педсовета – линейный квест – выбрана отнюдь не случайно: формат «живой» коллективной работы позволяет участникам получить опыт эффективного взаимодействия и сотрудничества в целях профессионального развития.
За месяц до проведения педсовета создается творческая группа (группа экспертов), которая проводит опрос педагогов для определения уровня знаний по рассматриваемой теме; разрабатывает теоретический блок и практические задания, критерии (индикаторы) оценки заданий; оформляет маршрутные листы для каждой группы и сертификаты. Накануне мероприятия формируются команды педагогов таким образом, чтобы в каждую входили преподаватели разных учебных дисциплин; команды выбирают командиров.
Тема педсовета. Функциональная грамотность: от теории к практике.
Цель: совершенствование профессионального мастерства педагогов в области развития функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
- углубить теоретические знания учителей о функциональной грамотности;
- ознакомить с эффективными приемами ее формирования;
- содействовать развитию творческого потенциала и росту профессионального мастерства через обмен педагогическим опытом.
Оборудование: презентация, бумага, ручки, цветные карандаши или фломастеры, стикеры, маршрутные листы, карточки с заданиями, карточки с теоретическим материалом, карточки-опросники, учебные пособия по разным учебным предметам.
Ход педсовета
І. Организационно-мотивационный этап
Ведущий знакомит участников с результатами опроса «Что вы знаете о функциональной грамотности?», целью и особенностями педсовета, регламентом работы, представляет группу экспертов (жюри), раздает маршрутные листы.
ІІ. Основной этап
- Вступительное слово ведущего
В начале 2010-х годов каждые два дня создавалось столько же информации, сколько было создано с момента зарождения цивилизации до 2003 года [3]. Становится очевидным, что запомнить огромный объем материала невозможно, следовательно, нужно научиться извлекать необходимую информацию, перерабатывать ее, использовать в новых, часто нестандартных ситуациях. Иными словами, подрастающему поколению нужно стать преуспевающим вне зависимости от того, как будет меняться мир.
Важно разграничивать два понятия – базовая и функциональная грамотность. Умения читать и писать относят к базовой грамотности. Но часто мы наблюдаем ситуации, когда на занятиях по языкам, математике, физике, химии, биологии учащиеся выполняют упражнения, решают задачи, проводят лабораторные и практические работы, а к применению знаний в жизненных ситуациях оказываются не готовы. Очевидна необходимость формирования у школьников функциональной грамотности – набора навыков и компетенций, которые дают человеку возможность функционировать и гармонично себя чувствовать в современном мире [3]. Это означает, что человек умеет делать осознанный выбор в отношении собственного здоровья, критически осмысливать новую информацию (различать факты и мнения, анализировать данные, делать обоснованные выводы), знает свои права и обязанности как гражданина и как потребителя, может управлять своим личностным и профессиональным ростом.
В ноябре 2023 года было проведено Национальное исследование качества образования (НИКО), цель которого – получение «объективной информации о состоянии системы общего среднего образования для принятия обоснованных управленческих решений в области государственной политики в сфере образования» [3]. Среди комплекса решаемых НИКО вопросов – определение уровня функциональной грамотности обучающихся, имеющих общее базовое образование.
- Педагогический квест
Участники в группах выполняют блоки заданий, состоящих из теоретической и практической части (на одно задание отводится 15 минут). Задание вместе с маршрутным листом командир сдает экспертам, они оценивают его, учитывая показатели, представленные в таблице, и выдают следующее задание.
Виды функциональной грамотности
Виды функциональной |
Показатели |
Общая грамотность |
Логичность ответа на вопрос. Отсутствие затруднений в выборе слов. Отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок |
Цифровая грамотность |
Поиск информации в сети Интернет. Знание основ безопасного поведения в интернет-пространстве |
Грамотность действий в ситуации стресса |
Отсутствие паники в ситуации стресса. Быстрое принятие правильного решения |
Информационная грамотность |
Отбор нужной информации из книг, справочников, энциклопедий. Чтение чертежей, схем, графиков. Умение создавать таблицы, схемы, кластеры, модели объекта |
Коммуникативность |
Быстрая, слаженная, результативная работа в группе. Умение не поддаваться колебаниям своего настроения. Умение приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. Умение расположить к себе людей |
Правовая грамотность |
Умение корректно отстаивать свои права и интересы |
Методическая грамотность |
Умение рационально применить методический прием. Умение разработать дидактический материал |
Креативность |
Умение творчески оформить свою работу. Умение найти нестандартное решение задачи |
Показатели разрабатываются в соответствии с умениями, которые необходимо применить при выполнении заданий, и обозначаются стикерами разных цветов (например, показатели цифровой грамотности – голубым, правовой – оранжевым). Они наклеиваются на маршрутные листы. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество стикеров. Поощряется также слаженность работы команды, оригинальность выполнения заданий.
Маршрутный лист группы
Станции |
Показатели |
1. Функциональная грамотность |
|
2. Читательская грамотность |
|
3. Естественно-научная грамотность |
|
4. Математическая грамотность |
|
5. Финансовая грамотность |
|
6. Методическая грамотность |
|
Ход педагогического квеста
1. Станция «Функциональная грамотность»
Задание. Изучите теоретический материал. Выполните тестовое задание. (Все теоретические материалы для работы групп, указанные в тексте статьи, доступны через QR-код.)
Тест «Функциональная грамотность, или Грамотность для жизни»
- Вы предложили ученикам разработать рекламные плакаты заинтересовавшего их исторического периода, представить их в других классах, чтобы зрители путем голосования определили лучшую работу. Как вы поможете ребятам оценить свои работы перед выступлением? Выберите стратегию.
- Предложу обсудить, в чем заключается успех любой рекламы. Тезисы запишу на доске. Затем ученики оценят свои работы в соответствии с ними.
- Предложу обменяться плакатами с соседом по парте и высказать свою точку зрения о работе товарища.
- Предложу потренироваться в мини-группах – выступить друг перед другом, фиксируя удачные моменты и зоны роста.
- Предложу потренироваться, выступив перед одноклассниками (ребята обсудят каждую работу и посоветуют, что можно улучшить).
- Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить:
- нетипичные задания, при выполнении которых анализируются проблемы из реальной жизни;
- задания повышенного уровня сложности из школьного учебника;
- творческие задания;
- олимпиадные задания.
- Укажите, какие результаты свидетельствуют о качестве образования:
- способность свободно ориентироваться в виртуальном пространстве, находить и размещать необходимые сведения;
- прочные и полные знания, умения и навыки по соответствующим разделам учебных программ;
- способность творчески, креативно подходить к решению жизненных проблем;
- способность в строгом соответствии следовать указаниям и инструкциям.
- Ученики 3-го класса прочли «Маугли» Р. Киплинга. Между ребятами завязался спор: можно ли научиться говорить на языке животных, сможет ли Маугли овладеть речью людей? Ребята считают, что человек не понимает языка животных только потому, что этот вопрос до конца не исследован и у нас нет опыта общения на языке животных. Как вы разрешите этот спор?
- Предложу детям составить интеллект-карту «Говорят ли животные?» Важно обратить внимание на то, насколько хорошо ребята понимают отличия между речью людей и звуковыми сигналами животных; знают ли о сложностях, с которыми сталкиваются дети-маугли.
- Покажу фрагмент учебного видеоролика о человеческой речи и звуках, которые издают животные. Организую дискуссию, чтобы сформировать у детей понимание, чем речь людей отличается от звуковых сигналов животных. Также обсудим сложности, с которыми сталкиваются дети-маугли, когда пытаются освоить язык людей.
- Попрошу ребят еще раз прочитать параграф учебника «Речь человека и общение животных» и подготовить ответ на контрольный вопрос: «Обладают ли животные способностью к речи?»
- Расскажу о художественном приеме одушевления животных на примере других известных произведений. Зачитаю цитаты из сказок, рассказов и высказывания известных ученых, чтобы сформировать у детей понимание: животные не обладают способностью к речи.
- Укажите, какие из перечисленных определений раскрывают понятие функциональной грамотности:
- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней;
- совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных жанрах и формах;
- базовое образование личности (готовность взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способность строить социальные отношения; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию);
- способность применять все полученные в процессе учебы и жизни знания для решения повседневных задач, успешно функционировать в современном обществе.
2. Станция «Читательская грамотность»
Задание. Изучите теоретический материал. К тексту басни Ф. Кривина «Сплетня» разработайте задания по 6 уровням пирамиды Блума.
3. Станция «Естественно-научная грамотность»
Задание. Изучите теоретический материал. Ознакомьтесь с тремя заданиями по естественно-научной грамотности. Выполните их, сверьте результаты. Разработайте модель (теоретическое описание, схему) ситуационной задачи, позволяющей проверить степень сформированности естественно-научной грамотности.
4. Станция «Математическая грамотность»
Задание. Изучите теоретический материал. Преобразуйте стандартную задачу из учебника математики (5 класс) в практико-ориентированную: «Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его стороны равны 4 дм, 5 дм, 6 дм».
5. Станция «Финансовая грамотность»
Задание. Изучите теоретический материал. Какие учебные предметы способствуют формированию финансовой грамотности? В качестве аргументов подберите материал из учебников по предмету, который вы преподаете, тексты художественных произведений из школьной программы и т.д. Информацию представьте в таблице (кратко опишите материал с указанием учебного пособия, номера задачи, упражнения, автора и названия произведения).
Учебный предмет |
Дидактический инструментарий |
|
|
6. Станция «Методическая грамотность»
Задание. Разместите на дереве знаний названия приемов, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности учащихся (учитывается эстетика оформления).
III. Рефлексия
Прием «Фразеологизм». Необходимо подобрать выражение, соответствующее характеру работы на педсовете (например, слышал краем уха, вложил душу, бил баклуши, работал за троих, как белка в колесе, старался изо всех сил, хлопал ушами, просиживал штаны, валял дурака, трудился в поте лица, шевелил мозгами, считал ворон).
IV. Подведение итогов
Проект решения педсовета
- На заседаниях УМО изучить опыт педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей.
- Апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.
- В рамках предметных декад провести открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, направленные на развитие функциональной грамотности.
- Создать банк заданий, способствующих формированию функциональной грамотности обучающихся.
- Информировать родителей о сущности функциональной грамотности, исследовании НИКО.
- Подготовить материалы для трансляции опыта в СМИ.
Литература
3. Горбунова, М. Б. Курс на функциональную грамотность: дань моде или социальная необходимость? / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Народная асвета. – 2023. – № 9. – С. 3–7.
4. Жук, О. Л. Математическая грамотность учащихся в исследовании PISA: сущность, результаты и условия формирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/52492/1/AiB_9-21_Жук%20ОЛ.pdf. – Дата доступа: 09.03.2024.
5. Пасовец, Т. А. Прием «Ромашка Блума»: как научить детей задавать вопросы / Т. А. Пасовец // Народная асвета. – 2023. – № 9. – С. 57–60.
7. Что такое финансовая грамотность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medium.com/@businessbread/что-такое-финансовая-грамотность-92d33e9110e5/. – Дата доступа: 09.03.2024.
Фото на превью из архива редакции носит иллюстративный характер