От «Минской встречи» до творческого «Штурма». Чем живет клуб ЮНЕСКО «ЦИД» столичной школы № 161        

- 13:18Я.Мы.Социум

Центр интересных дел (ЦИД) был открыт в 1995 году на базе столичной средней школы № 192. Создал проект и руководил им тогдашний заместитель директора учреждения образования Валерий Стружко. Когда в 2002 году в микрорайоне Малиновка-9 открылась новая школа № 161 и Валерий Александрович был назначен ее директором, клуб переехал вслед за ним. В школу-новостройку пришло учиться много активных, креативных ребят с разных районов города, и жизнь в Центре интересных дел обрела второе дыхание. Ярко и нешаблонно он работает и сегодня, объединяя более 70 человек из числа учащихся учреждения образования, его выпускников, а также педагогов. Подробнее об этом — в материале корреспондента “Настаўніцкай газеты”.

Дорогою добра

— Считаю, уходящий 2024 год был для клуба успешным и плодотворным. Мы продолжили реализовывать наши уже хорошо зарекомендовавшие себя инициативы, выступили с новыми, — отмечает заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 161 Минска куратор клуба “ЦИД” Елена Гилько.

Так, в апреле на базе школы в очередной раз провели “Минскую встречу клубов ЮНЕСКО и их друзей”. Авторский проект уже 8 лет собирает ребят из Минска и Минской области, по мере возможности присоединяются и другие регионы. В этом году в гостях побывало более 120 школьников из клубов ЮНЕСКО Минска, Молодечно, Борисова, Слуцка, Бреста. День был насыщен тренингами, мастер-классами, квестами, песнями и флешмобами. Организовали выставку “Бренд региона”, приуроченную к Году качества, и “Живая память поколений”, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Как подчеркивает Елена Сергеевна, всю эту насыщенную программу воплотили в жизнь сами дети, педагоги только контролировали процесс.  

В октябре клуб “ЦИД” провел еще одно традиционное мероприятие, уже ставшее его визитной карточкой. Активистов объединения из 9—11 классов собрал на базе детского оздоровительного лагеря “Неман” Столбцовского района творческий слет-семинар “Штурм”. С ребятами работали педагог-психолог и опытные волонтеры из числа выпускников клуба. Так что участники отлично “прокачали” свои лидерские качества, получили новые знания по экологии, здоровому образу жизни, в сфере коммуникаций и просто от души повеселились. Далее из их числа были отобраны желающие стать волонтерами для учащихся 7—8 классов. К слову, по такому принципу кураторства объединение реализует многие свои инициативы.     

Начало декабря ознаменовалось участием Центра интересных дел в конкурсе “Волонтерский проект в социальной сфере”, организованном Представительством Россотрудничества в Республике Беларусь. Представив на нем новый волонтерский проект “Дорогою добра”, вошли в число финалистов.

Надо сказать, волонтерская деятельность занимает в работе объединения особое место. Уже несколько лет дружат с Руденской специальной школой-интернатом. Такое же теплое общение налажено и с социальными пансионатами для пожилых людей “Свитанак” и “Исток”. К праздникам готовят для них представления, музыкальные номера, радуют подарками. При этом приятные сувениры создаются руками не только участников клуба, но и другими школьниками, их родителями. Новогодние праздники — самые любимые, вот и в этом году ребята придумали интересные и душевные программы. У своих подопечных старшего поколения с поздравлениями уже побывали, к детям из Руденской школы-интерната собираются в первых числах января.

О важном неформально

Работа клуба “ЦИД” ведется по таким актуальным направлениям деятельности Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, как неформальное образование, здоровый образ жизни, культура мира, информация и коммуникации.

— Как объяснить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, на доступном языке? Они ведь лекцию слушать не хотят. Нужно придумать что-то необычное. Не выступать со скучным монологом по профилактике употребления наркотиков, а провести занятие с элементами тренинга. А чтобы научиться правильно коммуницировать друг с другом, не конфликтовать, нужно разыграть конфликт и найти из него достойный выход. Неформальные подходы в образовании дают отличный результат, — отмечает педагог.

Члены “ЦИД” всегда задействованы в проведении внутришкольных мероприятий, будь то такие большие торжества, как “Посвящение в первоклассники”, “Прощание с букварем”, “Волшебство под Рождество” или же простой танцевальный флешмоб для малышей на переменке.

Вместе с тем участвуют ребята и в мероприятиях районного, городского, республиканского и даже международного уровней. Так, в октябре школу посетила делегация Национальной комиссии Туркменистана по делам ЮНЕСКО. Члены Центра активных дел, равно как и нескольких других столичных клубов, презентовали свои наработки, ознакомились с туркменским опытом, обменялись контактами.

Учащиеся и педагоги школы активно участвуют в мероприятиях, которые проводятся по линии Белорусской Ассоциации клубов ЮНЕСКО. В их числе “Зимний университет клубов ЮНЕСКО”, республиканский образовательный семинар по инициативе “20 видеороликов о здоровье для школьников”, тренинги по проекту, направленному на формирование здорового образа жизни и профилактику наркомании “Знай! Понимай! Действуй!”.

Отвечая на вопрос, что дает им участие в работе Центра интересных дел, ребята отмечают самые разные аспекты.  

— Это помогает развивать лидерские качества, мышление. Получаешь новые полезные знания, ведь для того, чтобы провести мероприятие, скажем, по теме здорового образа жизни, надо сначала самому в нее как следует погрузиться, — говорит Антон Багнюк.

— Действительно, мы многому учимся сверх того, что дает школьная программа. Когда организовываешь мероприятие и видишь, что ребятам нравится, получаешь море положительных эмоций. А еще у нас отличная команда! — делится Артем Станкевич.

— Я учусь в классе с изучением на повышенном уровне физики и математики. А клуб интересных дел помогает мне попробовать свои силы в каких-то творческих представлениях. Например, перевоплотиться в Шапокляк на школьном празднике “Прощание с букварем”. Еще люблю участвовать в обучающих тренингах, лидерских стажировках. Это интересный и полезный опыт, — отмечает Виталина Попичиц.     

— Когда участвуешь в организации мероприятия, это учит ответственности. Ведь нужно сделать все как следует и в срок, чтобы не подвести нашу команду. Каждую акцию стараемся сделать особенной, чтобы она запомнилась, принесла пользу. И для нас самих это тоже очень запоминающиеся события, — подчеркивает Павел Чуприн.

В числе выпускников школы, которые не прерывают связи с Центром интересных дел и активно участвуют в его проектах, — студентка филиала Российского государственного социального университета в Минске Александра Поташина. Девушка учится на психолога. Она отмечает, что участие в работе клуба ЮНЕСКО дало ей много полезных знаний, поспособствовало профориентации. И теперь ей хочется помочь сегодняшним ученикам пройти тот яркий и интересный путь, который прошла она сама. Своим примером Александра подтверждает: желание участвовать в интересных и полезных делах — это всерьез и надолго!..

Справочно

На сегодняшний день в Беларуси действует 52 клуба ЮНЕСКО.

Оксана МЫТЬКО
Фото автора