Победитель II Республиканского форума кураторов учебных групп вузов — о формуле успеха на пути к мечте

- 9:00Главная, Образование

Своей формулой успеха по подготовке высокопрофессиональных специалистов для гражданской и государственной авиации делится преподаватель Белорусской государственной академии авиации Светлана Станкевич. Ее проект «Формула успеха на пути к мечте» успешно реализуется в учреждении образования не первый год. Подробности — в материале корреспондента «Настаўніцкай газеты».

Закономерный выбор

В педагогическую профессию Светлана Евгеньевна пришла по стезе, проторенной матерью, школьным учителем английского языка. Второй детской влюбленностью девочки, выросшей в Мачулищах по соседству с военным аэродромом, стали небо и самолеты с их пронзительным гулом двигателей, прерывавшим тишину военного городка под Минском.

— Взлет и посадка самолетов мне всегда казались захватывающим и впечатляющим зрелищем. Отец работал на Минском заводе гражданской авиации № 407, поэтому мир самолетов был знакомым и притягательным. После окончания школы поступила учиться в Минский государственный высший авиационный колледж (ныне — БГАА) на специальность «Технология, эксплуатация и ремонт радиооборудования». Когда в 2007 г. после защиты диплома мне предложили остаться работать здесь, я с удовольствием согласилась, — вспоминает С. Станкевич. — С тех пор вот уже 17 лет педагогика и авиация ежедневно со мной.

Требовательный преподаватель и творческий куратор

Сегодня Светлана Евгеньевна преподает «Основы авиации», рассказывая первокурсникам об истории и развитии разных направлений авиационной науки и влюбляя молодежь в небо и самолеты. А также ведет на разных курсах такие дисциплины, как «Электрорадиоизмерения», «Системы радиоавтоматики», «Электронная техника», «Основы радиолокации и радионавигации», «Авиационное радиоэлектронное оборудование», «Авиационное бортовое и наземное радиотехническое оборудование обеспечения полетов». Выпускники под ее руководством изучают радиолокационное оборудование воздушных судов гражданской авиации и сдают госэкзамен по этому предмету.

— Профессия техника и инженера сравнима с профессией врача. Эти специалисты должны поставить правильный диагноз и устранить проблему. Только если врач определяет состояние здоровья человека, то авиационные техники и инженеры диагностируют техническое состояние авиационной техники. От выверенных и грамотных действий зависят сотни жизней изо дня в день, — проводит параллель С. Станкевич и добавляет, что большой пласт технического материала молодежи порой дается непросто, поэтому первый семестр объяснять материал приходится, используя примеры из быта, постепенно переходя на технический язык.

Как куратор, начиная с первых встреч с подопечными, Светлана Евгеньевна старается выстроить доверительные отношения в группе и делится тремя своими жизненными убеждениями: «Нет чужих детей, все дети наши», «Нет плохих детей, есть дети, которым плохо», «Строгость учителя лучше ласки родителя».

— А еще обязательно подчеркиваю, что особенно ценю в людях честность и порядочность. И призываю всегда со мной правдиво делиться всем, что происходит, — говорит Светлана Евгеньевна. — Для меня важно воспитать в детях ответственное и добросовестное отношение к учебе, выбранной профессии, зародить в них стремление быть полезными и востребованными специалистами в нашей стране, внести свой вклад в развитие организации или предприятия, где им предстоит работать.

От проекта на бумаге к действиям в жизни

Свою воспитательную работу куратор базирует на трех китах: успешная адаптация — сплоченный коллектив; успешная самореализация — путь к мечте; знания, умения, навыки — квалифицированный специалист. Они-то и легли в основу проекта «Формула успеха на пути к мечте».

— На форуме была презентована первая часть проекта, связанная с адаптацией вчерашних школьников ко взрослой жизни и  к учебе в академии, — объясняет куратор суть своей деятельности. — В первые месяцы важно сплотить только-только возникший коллектив, заложить фундамент дружеских отношений, основанных на взаимоуважении, взаимопомощи и взаимоподдержке. Также важно суметь заинтересовать и замотивировать первокурсников на учебу, чтобы они спешили в аудитории в хорошем настроении и с желанием каждый день узнавать что-то новое, чтобы ставили цели и обязательно мечтали. Всё это — задача педагога, которому, выражаясь языком авиаторов, предстоит создать условия для продвижения молодого поколения к намеченным целям, следуя заданному курсу, исключив угол сноса от маршрута к успеху.

— Как вы этого добиваетесь?

— Я организую мероприятия, которые помогают курсантам-новичкам справляться с различными трудностями: поверить в себя и свои возможности, стать смелыми, знающими и трудолюбивыми. Используя принцип «равный обучает равного», приглашаю на первые встречи курсантов- старшекурсников. Они рассказывают о жизни и учебе в академии, какие «плюшки» сулит насыщенный досуг и богатая общественная жизнь, в каких направлениях можно себя проявить. Взаимодействие между старшими и младшими курсантами поддерживается и впоследствии, что помогает сплотить не только группу, но и наладить прочные дружеские связи на курсе и между курсантами разных параллелей.

— Сегодняшние первокурсники грезят об авиации, ставят высокие цели? Или их нужно мотивировать?

— Пожалуй, последние поколения более целеустремленные. Они знают, чего хотят, осознанно выбирают авиационные специальности и планомерно движутся к поставленным целям. К тому же профориентационные мероприятия, которые провожу в первые месяцы обучения, помогают укрепить в ребятах уверенность в правильности намеченного пути, воспитать в них профессиональную культуру.

В первые месяцы учебы педагог приглашает на встречи с первокурсниками ведущих специалистов авиационной отрасли с большим опытом работы. Они вспоминают свои курсантские будни, а также делятся секретами профессиональной деятельности.

Гостями мероприятия «Авиационный калейдоскоп», где знакомят со страничками истории и достижениями академии, становятся недавние выдающиеся выпускники, которые исполнили свою мечту в достаточно молодом возрасте. Их рассказы заряжают первокурсников позитивной энергией. Во время экскурсий на предприятия молодежь знакомят с материально-технической базой организаций авиаотрасли, особенностями их работы.

Побывав в кабине самолета, юноши и девушки узнают о назначении и принципе работы бортовых автономных измерительных средств, предназначенных для получения информации о характере полета самолета. Ребята знакомятся с размещением радиоэлектронного оборудования на борту самолета, со спецификой обслуживания авиационной техники, светосигнального оборудования с примерами простейших характерных неисправностей.

Помимо прочего, как отмечает собеседница, при виде достижений авиационных предприятий Беларуси ребята испытывают чувство гордости за свою страну. К тому же они видят, что профессиональная культура в авиации строится на высоком уровне ответственности за каждый свой шаг и поступок, которые должны быть обдуманными и выверенными. Ведь случайных людей небо не терпит.

Активные, спортивные, трудолюбивые и творческие

Уделяя много внимания психологическому состоянию первокурсников, раз в месяц куратор организовывает выездные мероприятия, что называется, для души — в боулинг, театр, музеи. Среди задумок на весну — трехдневный поход с палатками. Подобные инициативы ребята не только поддерживают, но и вносят свои предложения, берутся за организационную работу.

Кстати, одна из особенностей воспитательной работы куратора — деление группы на сектора: учебный, трудовой, спортивный, культурно-массовый. В каждом из них по желанию курсантов определяются свои активисты. Так, культурно-массовый сектор — главные идейные вдохновители и организаторы тематических праздников, творческих акций, концертов и неформальных мероприятий. Активисты учебного сектора — отличники и хорошисты — подтягивают по учебе отстающих одногруппников. Лидеры спортивного сектора инициируют проведение спортивных состязаний в группе. Зона ответственности трудового сектора — полезные дела. Например, осенью подопечные С. Станкевич провели недельную акцию «Академия — чистый дом»: юноши и девушки наводили порядок в помещениях общежитий, на территории академии, в учебных корпусах. Причем руководствовались девизом «Убрал свое — помоги другу». Трудовой порыв оказался заразительным, и его подхватили другие первокурсники, а также старшекурсники, что порадовало педколлектив.

Уже за первые полгода обучения коллектив объединяется. Ребята начинают уважать и слышать друг друга, не стараются навязать свою точку зрения. Они с удовольствием участвуют в конкурсах, викторинах, квестах. Следуя наставлениям куратора, учатся проигрывать достойно: радоваться успеху победителя и брать на заметку всё лучшее, что есть у соперников. А у своих подопечных Светлана Евгеньевна не устает учиться позитиву и жизненному задору:

— Современные дети во многом благодаря родителям разносторонне развиты. Многие из них успели попробовать себя в разных направлениях: музыке, пении, танцах, декоративно-прикладном творчестве. От них я всегда заряжаюсь энергией. Они чуткие и внимательные. Бывает, идешь на работу, погрузившись в свои мысли, а они смотрят на перемене в окошко и радостно машут, приветствуют меня. И у меня на лице сразу появляется улыбка.

Марина КУНЯВСКАЯ
Фото предоставлено БГАА