Работать на авторитет учителя

- 14:00Диалоги об образовании, Суразмоўца, Суразмоўца

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в стране Года исторической памяти, о воспитании детей и молодежи.

В “Диалогах об образовании” уже высказывались Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова, руководитель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования БПЦ протоиерей Федор Повный, старейший учитель математики страны заслуженный учитель Беларуси Александр Фельдман, награжденная медалью “За трудовые заслуги” учитель белорусского языка и литературы Озерецкого детского сада — средней школы Глубокского района Галина Борткевич.

На вопросы главного редактора “Настаўніцкай газеты” отвечает председатель Белорусского профессионального союза работников образования и науки кандидат физико­-математических наук Татьяна Романовна ЯКУБОВИЧ.

Гордость системы — династии

— Педагогическое сообщество страны ждет не дождется появления книги о педагогических династиях, за подготовку которой взялся отраслевой профсоюз. Татьяна Романовна, у кого родилась идея проекта, как отбирали героев?

— Когда мы готовились к столетию профсоюзного движения, подумали, что нужно оставить после себя достойное наследие. А чем не наследие — книга, посвященная нашим славным династиям? Руководство Министерства образования, педагогического университета поддержало идею, и мы начали с того, что промониторили по стране, сколько у нас всего педагогических династий. Оказалось, если считать 3 и более поколений, то около 800, а если 4 и более поколений — свыше 100 династий. За основу взяли последний показатель. Попросили подключиться к работе институты развития образования, все наши территориальные организации, управления образования областей. Конечно, собрать данные о 115 династиях было непросто: понятно, что из самого первого поколения большинства уже нет в живых, но в архивах, в учреждениях образования сведения сохранились… Мы уже разработали дизайн книги и надеемся, что к началу учебного года она будет издана. Следующая, не менее важная для нас задача — провести в каж­дой области чествование педагогических династий, ставших героями уникальной книги. С высокими гостями, с общественным резонансом. Хочется, чтобы в каждой школьной библиотеке появилось это издание — как своего рода благодарность наставникам, из поколения в поколение воспитывающих граждан страны.  

С Министерством образования у нас сложился конструктивный диалог, который позволяет добиваться реальных результатов. И это неудивительно, потому как у нас одни цели: чтобы нашим педагогам комфортно работалось, у них была достойная заработная плата и чтобы мы вместе воспитывали патриотов своей страны.

Добавлю, книга имеет больше энциклопедический, чем публицистический характер. Но мы уже создали на своем сайте специальный подраздел, где официальные данные дополнятся материалами педагогов, учеников, будут там и фотографии. Так как у каждого обкома, Минского горкома нашего профсоюза есть свой сайт, а у каждого райкома — своя страница, то там тоже будет размещена дополнительная информация. 

— Более 600 тысяч педагогов — под вашим профсоюзным крылом, более 7000 первичек. Как разглядеть, как увидеть каждого наставника?

— Мы являемся одним из самых крупных проф­союзов, который входит в национальный профцентр, наравне с профсоюзом агро­промышленного комплекса. Разумеется, есть своя структура, в каждой области — областные, в каждом районе — районные и первичные профсоюзные организации. За 100 лет сис­тема выстроена, и особая роль в ней отводится первичной профсоюзной организации. Именно туда изначально приходит человек, и это та первая инстанция, куда он может обратиться. Все председатели первичных профсоюзных организаций, за исключением УВО, работают на общественных началах — в тарифном соглашении и в коллективных договорах есть только норма о небольшом материальном вознаграждении.  

Мы уделяем большое внимание нашему молодежному активу — уже 2 года подряд он проходит проф­союзную учебу на базе отдыха в Логойске. За это время мы обучили около 240 человек, 39 из них вошли в кадровый резерв профсоюза, 21 человек избран профсоюзным лидером. Каждый месяц на заседаниях Президиума Центрального комитета также проходит своего рода учеба. Мы стали практиковать выездные заседания в областях, чтобы приглашать туда как можно больше представителей профсоюзного актива. К слову, в нашем штате есть 8 профессионально-технических инспекторов труда, 9 правовых инспекторов труда, которые в любой момент могут оказать юридическую помощь каждому, причем бесплатно. За прошлый год нам удалось возместить более 650 000 белорусских рублей членам профсоюза — как незаконно удержанные либо невыплаченные денежные средства. А еще мы постоянно проводим мониторинг охраны труда. Сегодня в зоне особого внимания профсоюзных технических инспекторов труда — оздоровительные лагеря и студенческие отряды. Мониторим также сельскохозяйственные организации в период посевной и уборочной кампании. К сожалению, в прошлом году зафиксировано 28 несчастных случаев. Сегодня мы вместе с Министерством образования разрабатываем правила безопасности жизнедеятельности обучающихся. Этот документ будет разработан впервые — в помощь нанимателям и профсоюзным лидерам. 

Хочу отметить очевидное. Профсоюз сегодня — это та организация, которая активно работает над нормотворчеством. На законодательном уровне нам разрешено вносить изменения и дополнения в любые нормативные правовые акты, касающиеся трудовых и социальных прав граждан, на начальной стадии их разработки. Все изменения и дополнения, которые мы вносим, идут от наших рядовых членов профсоюза. 

Убеждена в главном: авторитет учителя в обществе никто не отменял. Когда я оканчивала 10 класс, то благодаря своим любимым педагогам точно знала, кем хочу быть. Только учителем математики… И мой личный опыт подтверждает, как важно в жизни любить дело, которым ты занимаешься. Тогда все сложности по плечу.

Закрепляя кадры

— О чем чаще спрашивают в глубинке? И многим ли отличаются от них вопросы педагогов, работающих в больших городах?

— Практически не отличаются. Всех интересует два вопроса: заработная плата и жилье. Профсоюз очень серьезно работает над закреплением кадров — у нас в отрасли едва ли не самый высокий процент по этому показателю, приблизительно 80%. Могу отметить, что совместными усилиями удалось вывести зарплату педагогов на совершенно иной уровень. Много говорили о необходимости существенной надбавки для классных руководителей — и государство нас услышало. При этом пока мы еще далеки от той планки, которой должны достигнуть, — 106% от средней заработной платы… Конечно же, не сидим сложа руки — с Министерством образования у нас есть совместный план до 2025 года на предмет повышения зарплаты, периодически встречаемся с профильными министерствами по этому вопросу. Да, мы четко понимаем, что лишних денег в нашем государстве, в котором нет ни нефти, ни газа, нет. Но у нас есть интеллектуальный ресурс. Это наше богатство. А чтобы он работал в полную силу, требуется, чтобы каждый — и об этом постоянно говорит глава нашего государства — на своем рабочем месте хорошо выполнял свои должностные обязанности. 

Сегодня наше молодое поколение, говоря попросту, не знает, что такое мандарины только на Новый год. Это поколение выросло в суверенном независимом государстве и имеет практически всё — и им кажется, что так было всегда. Не зря прошлый год был объявлен Годом народного единства, а этот — Годом исторической памяти. В воспитательном аспекте мы просто обязаны более эффективно работать с молодежью. Как определить эту эффективность? Преподавая конкретный предмет, за контрольную работу мы можем сразу выставить оценку, а ответ на вопрос, как мы воспитали молодого человека, проявится только лет через 10—15. В связи с этим не могу не сказать о важнейшей роли диалоговых площадок. Как показал процесс подготовки к референдуму, это очень эффективная форма работы с трудовыми коллективами. Я многократно встречалась в то время с молодежью учреждений высшего образования и часто слышала слова благодарности за откровенный и предметный разговор. Эту работу мы продолжаем и сейчас, встречаясь с трудовыми коллективами.

— Досуг педагога — особая забота проф­союза. Что предлагаете для отдыха? 

— У профсоюзов — 12 собственных санаториев во всех уголках Беларуси. Нами сохранен и самый большой туроператор страны — “Беларустурист”. И мы делаем значительные скидки для членов нашего профсоюза — самостоятельно педагог оплачивает только 30—40% от стоимости путевки. Замечу, члены нашего профсоюза с удовольствием ездят в санатории — за прошлый год оздоровилось 3546 человек. К слову, санатории постоянно модернизируются — вот сейчас в “Нарочанке” проходит реконструкция, уже сделан панорамный лифт, обновлено медицинское оборудование. Высажена тысяча кустов роз — представляете эту красоту?! Мы практикуем, помимо путевок на 10—18 дней, и туры выходного дня, чтобы как можно больше человек могли отдохнуть, сравнить условия… В Год исторической памяти члены нашего проф­союза массово посещают памятные места страны.  

— Есть новые интересные формы работы, которыми вы готовы поделиться? 

— В прошлом году мы провели пилотный конкурс по финансированию социальных проектов. Планировали выбрать три, которые бы получили гранд до 10 000 рублей. Но когда мы начали анализировать представленные проекты, то вместо трех выбирали 6. И все 6 профинансировали. Отмечу проект по созданию военно-патриотического клуба, социальный проект по опеке домов семейного типа… Мы планируем и дальше развивать эту тему, чтобы в конкурсе могли участвовать учреждения не только высшего образования, но и общего среднего образования и даже дошкольного.  

Если говорить об активности в наших профсоюзных проектах, то я бы выделила Брестскую городскую и Минскую городскую организации. Например, в Бресте уже очень много лет совместно с городским отделом образования проводится педагогический фест, где дается путевка в жизнь молодым учителям, открываются новые имена в системе образования.  Все победители пополняют резерв кадров, их замечают и назначают на должности. Минская городская организация очень сильна в обучении профсоюзных лидеров и в работе с молодыми специалистами. Один из недавних заметных столичных проектов — “Голос памяти”. В преддверии Дня Победы около 170 проф­активистов приняли в нем участие.

Разговор начистоту

— Татьяна Романовна, в какой регион едете за настроением? 

— В каждый — с настроением, поверьте. Встречу с любым трудовым коллективом начинаю всегда с одних и тех же слов: “Уважаемые коллеги, давайте поговорим начистоту о том, что вас волнует. Если вы мне никаких задач не поставите, значит, я приехала зря. Если же обозначите вопросы, требующие решения, значит, моя командировка эффективна и мне будет чем заниматься”. Так, к слову, рождаются изменения и в постановления Совета Министров. Вот сейчас, к примеру, вместе с Министерством образования, Министерством труда и социальной защиты, Министерством финансов работаем над организацией питания наших педагогов. Это очень непростой вопрос. Учитель не может питаться по тем же денежным нормам, что и ученик, потому как речь идет о дотациях государства. И есть постановление, по которому нужно создать условия для получения горячего питания педагогами. В городах эти вопросы остро не стоят, это, скорее, проблема для сельских школ. Где-то комнаты для приема пищи уже созданы, где-то еще нет. Профсоюз помогает закупить микроволновые печи, чайники… К 1 сентября должен быть выработан четкий алгоритм решения вопроса. 

Еще в детстве моя мама, которой, увы, уже нет рядом, учила: можешь помочь человеку — обязательно помоги. С таким девизом и иду по жизни.

— Вас трудно застать на рабочем месте. Не пробовали подсчитать количество командировок?

— За два года я посетила около 250 трудовых коллективов. Приятно, когда удается помочь людям в решении многих вопросов, радостно, когда через тебя, как недавно на встрече в Наровле, просят передать спасибо нашему Президенту, профсоюзам за постоянную (и реальную!) заботу о тех же многодетных семьях. Уже только ради таких слов хочется работать.

Екатерина ДУБИНСКАЯ.