Владыка Вениамин: «Принцип светскости образования не предполагает принцип бездуховности»

- 10:06Диалоги об образовании, Суразмоўца, Суразмоўца

В проекте “Диалоги об образовании” говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в стране Года исторической памяти, о воспитании детей и молодежи.
Сегодняшний собеседник главного редактора “Настаўніцкай газеты” — Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

 

В любви и расположении

— Как Предстоятель Белорусской Православной Церкви, вы являетесь духовным наставником для многих христиан. Имеете и собственный опыт преподавания. Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий учитель? 

— Мне как священнослужителю естественно обратиться к примеру совершенному, к подражанию которому нужно стремиться. Говорю о примере Господа нашего Иису­са Христа, который являлся великим учителем и для своих учеников, апостолов, и для многих, многих людей. Он открывал им нравственные истины, причем простым языком, учил не только словом, но и своим примером, делом… Мне думается, преподавание знаний — важная, но не единственная задача современного учителя. Согласитесь, весь объем знаний сейчас достаточно просто почерпнуть из сети интернет.  А дальнейший результат служения обществу человека, профессионала будет оцениваться не столько набором знаний, сколько тем, как он будет их применять. Надо уметь воспользоваться этим знанием так, чтобы оно принесло доб­рые плоды. Нравственность, убежден, здесь является одной из главных составляющих успеха: тот же врач с неравнодушным сердцем в большей степени поможет больному человеку. Точно так же и самый лучший учитель, владеющий фундаментальными знаниями, но не имеющий доброго расположения к детям, любви к ним — истинным педагогом не станет. Современные дети попросту не будут его воспринимать. 

—  На моей книжной полке есть ваша книга о жизни и подвиге священномученика Иоанна Восторгова. Символично ее название “Я готов…”. Насколько важна духовная опора в современной жизни? 

— Само название книги — из последних слов земной жизни святого священномученика, в котором он выразил свою готовность перехода в Вечность в осознании того, что он выполнил свой долг. Долг пастырский, священнический, он выполнил полно, честно, благородно и спокойно. Совесть его чиста и перед людьми, и перед Богом. Как мне думается, этот пример призывает к тому, чтобы каждый человек почаще задавал себе вопрос “А я готов?”, тем самым испытывая состояние своей души… Этот вопрос (и ответ на него!) обязателен для каждого, кто заботится о своем нравственном и духовном преуспеянии.

Самое главное, чтобы наставник вел факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” (да и все другие предметы тоже!) по зову сердца. Дети сразу чувствуют, если учитель раскрывает тему с любовью и интересом — тогда это точно принесет добрый результат.

Нравственность — тот самый фундамент, без прочной конструкции которого человек будет иметь целый клубок проблем, и поправить их порой очень непросто. Недаром раньше входу была пословица “Береги платье снову, а честь смолоду”. С самых ранних лет жизни должны закладываться духовные ориентиры человека. И если они есть, то человек, проходя различные жизненные испытания — пусть порывистый ветер, пусть буря и опасности вокруг — твердо стоит на земле и знает, куда идти. Нет этой составляющей у человека — и он ломается, душа его смущается, появляются разные заболевания… Сегодня психика людей часто перегружена большим объемом информации, и справиться с проблемами только за счет психологии невозможно. Потому как психолог решает вопросы, изучая законы бытия души человеческой, но порой забывает о том, что душа имеет связь со своим Творцом. И оттуда черпает силы, вдохновение, помощь и утешение.

— Да, об этом говорит Священное Писание… Но педагогическая наука развивается, появляются новые методики преподавания, а Библия была написана много тысяч лет назад. Не утратила ли она своей значимости, актуальности?

— В педагогике, как и в жизни, есть место обновлению, новациям, изменениям, но при этом остается некий фундамент, что-то неизменное и постоянное. Даже знакомясь с опытом великих педагогов разных веков и народов, мы находим у них многое, что можно использовать и в современных условиях. Например, великий античный философ Платон еще в ІV веке до Рождества Христова отмечал, что дети младшего возраста лучше усваивают материал, если они играют, а не просто механически что-то заучивают. Прошло более 2 тысяч лет, но это положение остается по-прежнему актуальным!..

Библия — вечная книга. Глубину опыта, которую она несет, признавали и признают многие великие люди, причем не обязательно верующие. И этот опыт очень многогранен. В Священном Писании есть истины и духовно-нравственного, и религиозно-метафизического, и социально-исторического, и даже житейского характера. И педагогическое измерение здесь не исключение. Особенно важным представляется тот дух, которым пронизаны истины Священного Писания, приводящие к удивительным словам святого апостола Иоанна Богослова: “Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём” (1 Ин 4:16). Вот этот критерий отношения к людям и Богу — самый важный и самый главный, в том числе и в педагогике. И едва ли даже через тысячи лет он станет менее актуальным.

Еще одним базовым принципом педагогики Священного Писания является уважение к родителям и в целом к старшему поколению. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: “Почитающий отца будет иметь радость от детей своих… и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища…
Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них”… В истории, к сожалению, бывали периоды, когда об этих истинах забывали и пытались построить общество на других принципах, но никогда это не приводило к добрым последствиям.

Каждому педагогу хочу пожелать регулярно обращаться к Книге Книг, черпать в ней вдохновение и всякое новое веяние сверять с вечными истинами. 

По зову сердца

— В Год исторической памяти, во время обострения духовной борьбы за Отечество, какие задачи вы, владыка, считаете наиболее важными?

Важно, что с прошлого учебного года в наших школах введен новый факультатив, посвященный духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Тем самым в душу ребенка закладываются вековые духовные ценности нашего народа, и в этом залог правильного, здорового, нравственного развития детей, подготовка их к преодолению различных трудностей для страны и личной жизни. Цель курса — прежде всего воспитание характера, формирование нравственно зрелой личности, способной осознавать ответственность за судьбу своего Отечества. Это развитие в человеке таких качеств, как совесть, милосердие, умение прощать, проявлять великодушие и благородство ко всем людям.

Сотрудничество Министерства образования и Белорусской Православной Церкви предполагает информационное, нормативное, правовое, научно-методическое и организационное взаимодействие и направлено на воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать ответственность за судьбу Отечества, быть хранителем культурного наследия народа.

Самое главное, чтобы наставник вел факультатив “Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма” (да и все другие предметы тоже!) по зову сердца. Дети сразу чувствуют, если учитель раскрывает тему с любовью и интересом — тогда это точно принесет добрый результат… Наши белорусские святые — Евфросиния Полоцкая, святители Кирилл и Лаврентий Туровские, Афанасий Брестский, Симеон Полоцкий, Елисей Лавришевский, многие другие подвижники — посвятили просветительству всю жизнь. И при этом достигали такой высоты духа, что и сегодня мы удивляемся этой высоте и обращаемся к ним как к непреходящему примеру для нас.

Отдельно стоит сказать о чувстве сопричастности. Если не развивать это качество в человеке, то он остается теплохладным, как принято говорить, с безразличием ко всему. Да, современный мир часто учит, что нужно “иметь свое личное пространство”, получить хорошее образование и ориентироваться только на то, что можно взять от мира — родителей, общества. В духовном понимании человек больше старается отдать другим, поддержать ближних в трудную минуту, невзирая на свои беды и трудности. Такой высокий пример являет нам Блаженная Валентина Минская, немощная, прикованная к постели. И именно к ней во время Великой Отечественной приходили за по­мощью и поддержкой. Люди уходили от нее вдохновленными.

— Можете ли назвать свои любимые предметы в школе?

Всегда затрудняюсь ответить, какие предметы особо почитал, потому что мне все были интересны. И все же на первое место поставил бы точные науки — математику, геометрию. Учителя, а учился я в лунинецкой школе № 1, запомнились умением расположить к учебе и своему предмету, разумной строгостью… Когда учился в университете, меня особо впечатляли глубочайшие познания моих преподавателей, которые воспроизводили сложнейшие математические формулы одна за другой, не заглядывая в конспекты. При этом объясняли всё просто, доступным языком. Особенно запомнился момент, когда во время лекции по квантовой механике на 3 курсе преподаватель, изложив тему, неожиданно стал рассказывать о том, как различные ученые относились к религии, как религиозные взгляды помогали им создавать свои тео­рии.

Конкретными делами

— Позвольте процитировать вас: “Вера — это то, к чему необходимо постоянно прикладывать усилия”.  Каких еще усилий всем наставникам страны пожелает владыка Вениамин? 

— Каждое начало учебного года — и это не было исключением — мы проводим молебен в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. На нем присутствуют министр образования Беларуси, ректоры ведущих столичных вузов, представители профессорско-преподавательского состава и непременно — студенты. И в напутствиях молодежи звучит пожелание не только развивать в процессе учебы свой интеллект, но и стремиться к раскрытию своего духовно-нравственного потенциала. А раскрывать его можно и нужно через общественную, социальную активность. Белорусская Православная Церковь предлагает молодежи участвовать в волонтерском движении, социальном служении. Широко известны наши совместные с БРСМ инициативы по восстановлению исторических памятников, православных святынь.

Любая добродетель требует поддержания, терпения, мужества. И вера того же требует. Когда мы слышим, читаем о высоконравственных людях глубокой веры, то этим вдохновляемся, появляется желание стремиться к высоким примерам. Важно воспитать в себе, по их подобию, деятельную любовь, которая найдет отражение в конкретных делах, совершаемых и для близких людей, и для всей нашей Беларуси.

Нам нужно заложить сегодня добрый фундамент будущего подрастающего поколения. И православная церковь готова в этом помочь, опираясь на традиции белорусского народа. Принцип светскости образования не предполагает принцип бездуховности, нам важно объе­динить усилия и труды во благо будущего Беларуси. 

Екатерина ДУБИНСКАЯ.
Фото Татьяны АМЕЛИНОЙ, http://Church.by