«Скажем буллингу «Нет!»: интерактивное занятие для учащихся

- 13:09Журнал "Народная асвета", Новости
А. С. Кравцова-Федосова, педагог-психолог первой квалификационной категории гимназии № 3 г. Могилева

Первое в педагогической литературе упоминание о проблеме школьного буллинга относится к самому началу ХХ века. Исследование причин и мотивов этого явления продолжается до сих пор. Однако пагубность последствий буллинга очевидна и безусловна и для педагогов-теоретиков, и для педагогов-практиков. Пожалуй, основное из этих последствий – ущерб психологическому здоровью, причем как самой жертвы травли, так и ее преследователей. Поэтому профилактика буллинга является важным направлением воспитательной работы в школе.

Предлагаем вашему вниманию интерактивное занятие «Скажем буллингу «Нет!» для учащихся 6–7 классов.

Цель: профилактика буллинга в коллективе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «буллинг», проинформировать о его формах и характерных признаках;
  • совершенствовать навыки межличностного взаимодействия;
  • формировать умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Ход занятия

І. Вступительная часть

Ведущий (педагог-психолог или классный руководитель) приветствует участников и предлагает им рассказать о себе что-то хорошее. По очереди каждый называет свое имя и черту характера, которая его лучше всего характеризует. После выполнения ребятами задания ведущий объявляет тему занятия.

ІІ. Основная часть

  • Упражнение «Ассоциации»

Ведущий раздает участникам бланки с написанным вертикально словом «буллинг». Их задача – на каждую букву придумать максимальное количество ассоциаций с этим понятием.

Вариант выполнения задания

Б – боль, бой, бойкот; У – ущемленность, унижение, уничтожение; Л – ловля, ложь; И – издевательство, игнорирование; Н – насмешки, нападки, насилие; Г – горе, гнев, гонение.

Организуется обсуждение.

Вопросы для обсуждения

  • Какой смысл вы вкладываете в слово «буллинг»?
  • Почему все предложенные вами ассоциации носят негативный характер?
  • Доводилось ли вам в реальной жизни сталкиваться с этим явлением? Если да, то в чем буллинг проявлялся?
  • Инфоминутка

Ведущий. Слово bullying в переводе с английского языка означает «издевательство, травля», а bully – «бычок», «хулиган». Буллингом называется систематическое насилие, издевательство над одним или несколькими учениками со стороны других учеников с намерением причинить эмоциональный или физический вред.

Различают буллинг прямой и скрытый. Скрытый буллинг проявляется в игнорировании одного ученика класса другими, объявлении бойкота, исключении из отношений, намеренном распускании негативных слухов и т.п. Прямой буллинг – это прямое физическое насилие, психологическое насилие (они могут и сочетаться друг с другом), кибербуллинг.

Под физическим насилием подразумевается целенаправленное нанесение побоев, ран, увечий (как правило, его осуществляет более сильный в отношении более слабого). Психологическое насилие представляет собой нанесение разного рода словесных оскорблений, насмешки над особенностями поведения, внешним видом, физическими недостатками и др. В последние годы появился новый вид травли – кибербуллинг. Издевательства над жертвой происходят посредством интернета. Скажем, подростка забрасывают оскорбительными сообщениями или снимают ролики провокационного, унизительного для человеческого достоинства содержания и выкладывают их в социальные сети.

  • Упражнение «Установи соответствие»

Ведущий. Каждый человек в разных жизненных ситуациях выполняет разные социальные роли. Например, в школе вы ученики, во дворе – товарищи по играм, в театральной студии – студийцы. На работе я педагог-психолог, дома – мама и жена, в магазине – покупатель. Каждая социальная роль предполагает определенную модель поведения: ученики учатся, товарищи по играм – общаются, играют, студийцы готовят спектакли. В ситуациях буллинга тоже есть определенные роли. И сейчас мы с вами их рассмотрим.

Ведущий делит учащихся на две команды. Каждая команда получает два набора карточек: на одной – обозначение понятия, на другой – его определение. Задача каждой команды – соотнести все понятия с соответствующими определениями.

 Карточка «Установи соответствие»

1. Агрессор

А: человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии

2. Жертва

Б: человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им

3. Защитник

В: человек, который подвергается агрессии

4. Сторонники

Г: человек, знающий о наличии преследования, издевательств, но соблюдающий нейтралитет

5. Наблюдатель

Д: человек, который преследует и запугивает жертву

 Ответы: 1Д; 2В; 3А; 4Б; 5Г.

Организуется обсуждение, в ходе которого ведущий предлагает участникам порассуждать о том, какими чертами характера могут обладать люди, причастные к ситуации буллинга: агрессор, наблюдатель, жертва.

  • Упражнение «Почему?»

Ведущий предлагает участникам выбрать одну из размещенных на столе карточек. По команде ведущего каждый открывает свою карточку и видит на ней одно из трех изображений:

Ведущий просит ребят объединиться в три команды соответственно изображениям на карточках и высказать свои предположения о том, что обозначают эти изображения (стрела – агрессор, глаз – наблюдатель, мишень – жертва). Далее группы выполняют задание.

Группа «Агрессоры». Назвать причины, побуждающие обидчика вести себя агрессивно.

Группа «Жертвы». Назвать причины, приводящие к тому, что подростки становятся легкой мишенью для обидчиков.

Группа «Наблюдатели». Назвать причины, по которым наблюдатели не вмешиваются в процесс буллинга.

Участники выполняют задание.

Ведущий. Психологи, исследующие проблему буллинга, пришли к выводу: не всегда основной целью обидчика становится нанесение вреда своей жертве. Часто буллер издевается над более слабым для того, чтобы таким постыдным образом показать свою силу, установить свою власть над окружающими, а иногда и «закалить» собственный характер. Вы как считаете, можно ли при помощи физического или морального насилия над другими стать настоящим лидером?

Участники высказывают свое мнение.

Ведущий предлагает ребятам объединиться в пары. Один сжимает руку в кулак, а другой должен разжать его любым способом, но не причиняя товарищу боли. Для этого перед выполнением задания участникам предлагается подумать, какие есть несиловые методы воздействия (убеждение, уговоры, тактическая хитрость и т. д.).

После выполнения задания организуется обсуждение, в ходе которого ведущий подводит ребят к выводу, что любую проблему можно решить без применения силы. Для этого нужно учиться договариваться.

Ведущий. Конечно, конфликты – ссоры, споры, даже драки – были и, наверное, будут в ученических коллективах всегда. Но это, как правило, ситуации эпизодические, и если правильно и вовремя их разрешить, они не влекут за собой, в отличие от буллинга, тяжелых последствий. Поэтому важно уметь четко различать, где конфликт, а где буллинг.

Снимок из открытых источников интернета используется в качестве иллюстрации

  • Инфоминутка

Признаки конфликта

  • Взаимное несогласие: стороны имеют разные мнения, потребности, желания.
  • Ограниченность по времени: конфликты обычно эпизодичны, возникают по конкретному поводу, урегулирование разногласий означает завершение конфликта.
  • Отсутствие дисбаланса: все участвующие в конфликте лица выступают с равных позиций.
  • Отсутствие у сторон прогнозируемого намерения причинить вред друг другу: чаще всего конфликт ограничивается словесной перепалкой, хотя иногда может и перерасти в драку.
  • Возможность конструктивного разрешения: грамотно выстроенные переговоры, согласие сторон на компромисс, как правило, приводят к окончанию конфликта.
  • Отсутствие жесткого распределения ролей: по ходу конфликта его участники попеременно становятся то жертвой, то агрессором.

Признаки травли (буллинга)

  • Систематичность повторения агрессии: буллер преследует жертву постоянно, в течение длительного времени.
  • Дисбаланс сил: буллер превосходит жертву по влиянию в группе, физически, иногда волевыми качествами.
  • Осознанное намерение агрессора причинить вред жертве: урон может быть физическим, репутационным, материальным.
  • Изоляция жертвы: преследуемый подвергается отвержению со стороны группы, исключается из ее жизни.
  • Вербальное насилие: буллер постоянно унижает жертву посредством оскорблений, надавливания на «больные места», грубых шуток. Он активно использует угрозы, запугивания, манипуляцию.
  • Упражнение «Конфликт или буллинг?»

Ведущий предлагает участникам поучиться отличать буллинг от обычного конфликта на конкретных примерах.

Варианты ситуаций на карточках

  1. Мальчики во время игры в догонялки случайно столкнулись друг с другом. Один упал, разбил колено и обозвал другого обидным словом. (Конфликт.)
  2. Катя распространяет в классе сплетни и лживые слухи о Маше, потому что новенькая ей не нравится. (Буллинг.)
  3. Никита и Женя спорят на перемене, в какую настольную игру будут играть после уроков. (Конфликт.)
  4. Две девочки эмоционально обсуждают, какая корейская поп-группа лучше, но договориться никак не могут, и от злости друг на друга начинают царапаться. (Конфликт.)
  5. Диме нравится «доставать» Олю. Раньше девочка смешно (с точки зрения Димы) реагировала на его подколы, а теперь почему-то перестала обращать на них внимание. Дима решил привлечь к своему новому плану одноклассников: подбивает их на всех уроках подкидывать Оле в капюшон байки бумажки. (Буллинг.)
  6. После занятий в школьном театральном кружке обычно проводятся игры на импровизацию. Инга, капитан одной из двух команд, намеренно и постоянно исключает Катю из игры, объясняя это тем, что девочка якобы «тормозит всю команду». (Буллинг.)
  7. На вечеринке по случаю дня рождения Даша и Маша поспорили, кому должен достаться последний кусок торта. Даша в раздражении бросила кусок в Машу и запачкала ее нарядное платье. (Конфликт.)
  8. Игорь невзлюбил одноклассника Гришу и решил создать несколько аккаунтов в социальной сети, чтобы с каждого из них посылать Грише обидные комментарии. (Буллинг.)

Организуется обсуждение.

  • Упражнение «Ярлыки»

Ведущий. Также важно вовремя избежать ситуации, когда из тебя могут сделать наблюдателя или даже сторонника буллинга. Для этого необходимо уметь чувствовать боль другого человека.

Ведущий выдает каждому из участников карточку с определенным ярлыком и просит запомнить первое, что тот почувствовал и подумал, когда увидел написанное слово.

Варианты ярлыков: лентяй, злюка, неудачник, бездельник, балбес, неумеха, простофиля, забияка, прогульщик.

Организуется обсуждение.

Вопросы для обсуждения

  • Что вы почувствовали, увидев доставшийся вам «ярлык»?
  • Что вы подумали при этом?
  • Хотите ли вы поскорее избавиться от этого ярлыка? Почему?

Получив ответы на вопросы, ведущий просит участников разорвать свои ярлыки на мелкие кусочки и выбросить их в корзину. Затем раздает другие наклейки – комплименты.

Вариант комплиментов: умный, красивый, талантливый, отзывчивый, добросовестный, сообразительный, активный, образованный, воспитанный, эрудированный.

Организуется обсуждение.

Вопросы для обсуждения

  • Что вы почувствовали, получив комплимент?
  • Что подумали при этом?
  • Как влияют на отношения и на людей ярлыки, а как – комплименты?
  • Упражнение «Позитивные мысли»

Ведущий. Психологи отмечают: часто жертвой становятся ребята с низкой самооценкой. Предотвратить буллинг в отношении себя поможет осознание сильных сторон собственной личности.

Ведущий предлагает участникам встать в круг и по очереди дополнить фразу: «Я горжусь собой потому, что…»

  • Упражнение «Правила поведения»

Ведущий. Если кто-то из вас чувствует признаки буллинга в отношении себя, он должен действовать по следующим правилам.

  • Рассказать о тревожащей тебя ситуации взрослым, которым доверяешь.
  • Укреплять самооценку и вести себя уверенно (хотя бы внешне).
  • Не стремиться отомстить с помощью еще большей жестокости. Это приведет к новым проблемам.
  • Постараться найти друзей среди сверстников.
  • Вспомнить про такое мощное оружие, в том числе и против агрессии, как юмор.

III. Заключительная часть. Рефлексия

Ведущий благодарит всех за участие и просит описать свои впечатления от занятия по алгоритму: «Буллинг для меня – это… (ассоциация), когда я думаю… (мысль), когда я чувствую… (чувства) и действую… (стратегия поведения)».

Дети зачитывают сформулированные фразы, говорят о том, с чем из услышанного на занятии согласны, а с чем, возможно, не согласны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н. О. Зиновьева. – СПб.: Речь, 2003. – 248 с.

2. Кривцова, С. В. Буллинг в школе. VS сплочение неравнодушных / С. В. Кривцова. – М.: ФИРО, 2011. – 94 с.

3. Петрановская, Л. В. Травли.net: методическое пособие для школьников / Л. В. Петрановская – М., 2018. – 28 с.