Сценарий первого урока «Мне выпала шчасце тут нарадзіцца»

Цель: формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания.

Задачи:
 расширить кругозор учащихся, наблюдательность;
 повысить интерес к истории родного края, его героическому прошлому;
 воспитывать чувство настоящего хозяина родной земли,
 помочь увидеть красоту и неповторимость родного края.

Форма проведения мероприятия: Заочная экскурсия по родному краю.

Оформление, технические средства: мультимедийная презентация «Мой родны кут, Капыльшчына мая…», выставка фоторабот «Мой край», выставка книг «Писатели Копыльщины», мультимедийное оборудование.

Предварительная подготовка: классный руководитель заранее дает задание:

1 группа: собирает материал об истории города.
2 группа: собирает информацию о местах боевой славы Копыльского района.
3 группа: готовит материал о писателях Копыльщины.
4 группа: готовит информацию о знаменитых людях Копыльского края, традициях и обрядах, которые сохранились на территории района.

Ход мероприятия
Звучит мелодия И. Лученка
Ученики читают стихотворения:

Мой родны кут, як ты мне мілы!
Забыць цябе не маю сілы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае ўбогай,
К табе я ў думках залятаю
І там душою спачываю.
Я. Колас

Ты такі ненаглядны —
Мой радзімы куточак зямлі.
Ты такі ненаглядны —
Край, дзе крылы ўзнімаюць буслы,
Дзе асколачкам неба
Васілёк у мірным полі цвіце
І ля кожнай хацінкі
Прыгажуня бяроза расце,
Край азёраў глыбокіх
І чаромхавых белых завей,
Ідэалаў высокіх,
Працавітых і шчырых людзей.
Тут з адкрытай душою
Запрашаюць гасцей у свой дом.
Тут накормяць, напояць,
Абагрэюць сардэчным цяплом.
Я. Жабко. Да апошня бярозкі …

Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о нашей малой родине, об истории и культуре города Копыля и Копыльского района. И начнем мы с истории нашего города.

Презентация материала 1-й группы.

Ученик 1. Впервые Копыль упоминается под 1274 годом в Галицко-Волынской летописи в связи с военными действиями. В этом году луцкий князь Мстислав Данилович «пошел бяшеть от Копыля, воюя по Полесью…». Есть это древнее поселение и в Списке русских городов далеких и близких, составленном между 1387 и 1406 годами. Причисляли его тогда к городам киевским, в одном ряду с Туровом, Мозырем, Чернобылем. Но история города начинается значительно раньше. По мнению историков и археологов, он существовал уже в XI веке и относился к землям Киевской Руси, а основало его племя дреговичей. С 1320-х годов город находился в составе Великого княжества Литовского. С 1395 года являлся центром Копыльского княжества, владением князя Владимира Ольгердовича и Олельковичей (во второй половины XV века резиденция Олельковичей). На протяжении столетий копыльские князья вели борьбу против окатоличивания местного населения, были защитниками православия, поддерживали тесные связи с Москвой и Киевом. Олельковичи не однажды возглавляли феодальную оппозицию великому князю литовскому.

Ученик 2. В начале XVI столетия на Копыль не раз нападали крымские татары. В августе 1506 года слуцкие и копыльские бояре, возглавляемые княгиней Анастасией, разбили возле Копыля остатки войска крымских татар, отступавших после разгрома под Клецком. Во время мятежа Глинских в 1508 году Копыль был захвачен войсками князя Михаила Глинского, который намеревался создать отдельное государство на русских, белорусских и украинских землях, которые входили в состав Великого княжества Литовского, и поднял восстание против великого князя Жигимонта I Старого. 25 ноября 1595 года во время восстания Наливайки возле Копыля войско Христофора Радзивилла разгромило отряд казацкого полковника Мартинка. В 1612 году город перешел во владение Радзивиллов.

27 августа 1652 года Копылю даровано магдебургское право: в магистрате 2 бурмистра, 4 райца, городской писарь, войт и 4 лавника, право на ратушу и магазины, цехи для ремесленников, печать и герб (изображение охотничьего рога на золотом поле), право на ярмарки и еженедельные торги по пятницам. В XVI веке в Копыле были развиты ткачество, изготовление бархатных и лайковых изделий, в нем насчитывалось 6 ремесленных цехов, имеющих собственные уставы. В 1695 году возле Копыля произошли бои между отрядами Сапег и Радзивиллов за владение городом.

Ученик 3. С 1791 года Копыль находился в Случерецком повете Новогрудского воеводства. После 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году был в составе Российской империи. С 1832 года частновладельческое местечко князя Льва Витгенштейна. В 1833 году после судебного процесса, начатого жителями Копыля, суд признал их лично свободными, однако земля оставалась в частном владении (после реформы 1861 года выкупалась жителями). Город начал интенсивно развиваться примерно с середины XIX столетия: действовали пивоваренный завод, 2 водяные мельницы, 6 лавок, 3 школы, церковь, костел, кальвинистский сбор, 2 еврейских молитвенных дома.

Немало войн познал Копыль за время своего существования. В 1812 году местечко было разграблено французами, в феврале — декабре 1918 года оккупировано войсками кайзеровской Германии, в августе 1919 — июле 1920 года — войсками Польши.

Ученик 4. К памятникам археологии в городе относится городище и курганные могильники.
Сохранился храм в честь Вознесения Господня, который расположен в центре города. Здание церкви построено в 1866 году на месте существовавшей до этого времени деревянной церкви, которая была уничтожена пожаром. Храм построен из бутового камня с элементами кирпичной кладки. Он однокупольный, основание в виде креста.

За свою полуторавековую историю (150 лет) храм пережил времена расцвета церковной жизни и трагические моменты истории.

С 2008 года настоятелем Спасо-Вознесенского храма и благочинным Копыльского церковного округа является протоиерей Сергий Чарный.

Ученик 5. В городе действует Копыльский районный краеведческий музей, который был создан в 1978 году. Копыль имеет свой герб: в золотом поле «барочного», или «германского», щита охотничий рог с золотой фурнитурой. Герб упомянут впервые под 1274 годом. Утвержден решением Копыльского райисполкома от 26 января 2000 года. Внесен в Гербовый матрикул Республики Беларусь 28 февраля 2000 года. Указом Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2011 года утверждено Положение о флаге города Копыля и Копыльского района.

Ученик 1. Не обошли стороной Копыль знаменитые исторические события. Так, например, исторический Манифест об образовании БССР, 1 января 1919 года был подписан копылянином Змитрием Федоровичем Жилуновичем (Тишка Гартный – это его литературный псевдоним). Писатель, поэт, общественный и государственный деятель. 14 мая 2000 года у здания краеведческого музея установлен памятник Гартному. Автором выступил местный скульптор Владимир Бондаренко.

Презентация материала 2-й группы.

Ученик 1. 29 июня 1941 года Копыль оккупировали немецко-фашистские захватчики. Во время оккупации враги уничтожили в районе 3 109 дворов, убили 6 976 мирных жителей (в том числе в Копыле — 2 915), в Германию вывезены 749 жителей, разграблены 106 колхозов, 4 машинно-тракторные станции, уничтожены 28 деревень, 114 промышленных предприятий, 895 общественных зданий. На фронте, в партизанской борьбе и подполье погибли около 5 тысяч жителей.
Копыляне мужественно сражались с врагом. На территории района действовали партизанские бригады: имени И.В.Сталина, имени В.И.Чапаева, имени М.И.Калинина, имени М.В.Фрунзе, имени А.В.Суворова, имени К.Е.Ворошилова и партизанские отряды имени Дунаева, имени Ф.Э.Дзержинского, партизанская спецгруппа “Богатыри”.
Гордостью и честью района вписаны имена 11 Героев Советского Союза, уроженцев Копыльщины. Это – Драздович Викентий Иосифович, Казловский Игнат Игнатович, Красуцкий Евгений Иванович, Лещинский Адам Брониславович, Максименя Иосиф Маркович, Наржимский Владимир Александрович, Нечаев Арсений Алексеевич, Радкевич Александр Иванович, Ромашко Николай Васильевич, Толпека Александр Григорьвич.

Ученик 2. В истории нашего района есть и трагические страницы. Около 20 деревень Копыльщины постигла участь Хатыни. Многие из них не возродились. Список сожженных деревень открывают Большие Прусы. За два дня, 26 и 27 сентября 1942 года, гитлеровцы уничтожили в огне 258 человек. Это была месть местным жителям за то, что в начале Великой Отечественной войны в деревне появились первые группы участников сопротивления. Из этой деревни родом Михаил Григорьевич Янковский, который вместе с местными коммунистами создал партизанский отряд имени С.М.Будённого.

На краю деревни сейчас находится братская могила, где в 1975 году установлена стела, свидетельствующая о тех страшных событиях.

Ученик 3. В феврале 1943 года захватчики сожгли на территории Копыльского района пять населенных пунктов: поселок Прогресс, деревни Жаволки, Мосевичи, Рулево, Колодезное. Тогда же и погибла большая часть их жителей.

Ученик 4. Колодезное. Сейчас это тихая деревушка, входящая в состав Копыльского сельского совета. И трудно представить, что 9 февраля 1943 года она была охвачена пламенем, слышались крики и стоны женщин, стариков и детей. Тогда фашисты уничтожили 213 мирных жителей. Только 34 человека остались в живых после зверств фашистов.

Ученик 5. Деревня Рулево Слободокучинского сельсовета так и не смогла оправиться после 23 февраля 1943 года, когда 22 жителя были сожжены. Никого не жалели каратели – ни стариков, ни детей. Спастись удалось только одной семье Кубрак. Перед началом Великой Отечественной войны, как свидетельствует книга «Память», там было 11 дворов и 26 человек.

Ученик 1. «Копыльская Хатынь» – так часто называют копыляне сожженную немцами деревню Мосевичи. Она находилась в Бобовнянском сельсовете. Известна с начала 20 столетия. До начала Великой Отечественной войны в ней было 32 двора, 138 жителей. 2 февраля 1943 года фашисты полностью сожгли деревню вместе со 130 ее жителями. Среди них 11 детей до двух и 47 до 12 лет. Выжил только один человек. После войны деревня так и не возродилась. Память о ней увековечена в мемориальном комплексе «Хатынь». В 1998 году на месте бывшей деревни была установлена скульптурная композиция. В фундамент заложена капсула с обращением к потомкам: «Мы – за голубое безоблачное небо для наших детей, мы – за дальнейшее примирение двух народов, белорусского и немецкого, за укрепление дружбы и сотрудничества».

Ученик 2. Еще более жуткая трагедия случилась в д. Жаволки. До войны в деревне проживало 600 человек. 5 февраля 1943 года фашистские захватчики уничтожили 512 мирных жителей, из них более 270 детей, 120 пожилых мужчин и 150 женщин. Жители этой деревни не хотели подчиниться каторжному режиму. Еще до войны в Красную Армию ушло более 50 человек, а когда был оккупирован Копыльский район, из этой деревни в партизанские отряды ушло 48 человек.

Ученик 3. До войны в Потейковском сельском совете находился поселок Прогресс, основанный после 1917 года. Перед войной в нем насчитывалось 14 дворов, 46 жителей. В феврале 1943 года немецко-фашистские захватчики практически целиком сожгли поселок и лишили жизни 16 человек.

Ученик 4. 23 февраля также сожжены 16 жителей деревни Аксамиты за связь с партизанами. На братской могиле, где похоронены сожженные жители, поставлен гранитный памятник с полным списком жертв.
23 февраля 1943 года немцы загубили 64 ни в чем не повинные жизни с деревни Рим (теперь Дусаевщина). В 1970 году на братской могиле деревни Дусаевщина установлен обелиск, а рядом с ним в 1975-м — скульптура и стела с именами погибших.

Презентация материала 3-й группы.

Ученик 1. Богата родная земля своими писателями и поэтами. Копыльщина — это родина Алеся Адамовича, Анатолия Астрейки, Степана Александровича, Сергея Астрейки, Адама Бабареки, Тишки Гартного, Алеся Гурло, Михалины Доманской, Николы Дубовика, Владимира Кондратени, Льва Клейнборта, Алексея Коршака, Левона Лобика, Сергея Михальчука, Менделе-Мойхер Сфорима, Подгорского-Аколова, Валентина Рабкевича, Ивана Ралько, Николая Родченки, Адама Русака, Янки Скригана, Василия Сташевского, Владислава Сырокомли, Зофьи Тшашчковской, Николы Хведаровича, Ничипора Чернушевича, Кузьмы Чорного, Александра Аферовского, Алеся Бельского, Сергея Дубовика, Алеся Жука, Ивана Каноновича, Анны Кашуба, Сергея Квиткевича, Алеся Мартиновича и др.

Ученик 1. Кожны паэт спявае аб зямлі, якая яго нарадзіла. Міколу Хведаровіча сапраўды можна лічыць улюбёным пясняром роднай зямлі. Нарадзіўся будучы паэт 6 красавіка 1904 г. Ягоныя бацькі — беларускія сяляне. М. Хведаровіч заўсёды з гонарам гаварыў пра роднае мястэчка, зямлю сваіх бацькоў: «Але куды б ні закідаў мяне лёс, дзе б я ні быў… калі… пыталіся: «Адкуль вы родам? З якіх мясцін?» — я з гонарам адказваў, што па нацыянальнасці я беларус, нарадзіўся на Случчыне, у мястэчку Капыль. Гэта — мая радзіма. З глыбокім хваляваннем я заўсёды ўспамінаю сваё маленства, сваю маладосць, першае знаёмства са слаўнымі землякамі — цяпер шырока вядомымі пісьменнікамі — Цішкам Гартным, Алесем Гурло, Кузьмой Чорным і іншымі».

Ученик 2. У вершах М. Хведаровіч неаднойчы з вялікай замілаванасцю апяваў родны Капыль, свой край:

Мы, капыляне,— ўсе паэты.
Такая наша ўжо зямля.
І паважаюць нас за гэта —
Шчаслівы той, хто з Капыля.
(«Пад Новы год»)
І сёння многія з землякоў паэта, падыходзячы ці пад’язджаючы да свайго гарадка, міжволі згадваюць натхнёныя радкі:
Стаіць на пагорках,
На ста сямі горках
Мой родны,
Мой слаўны Капыль.
(«Капыль»)

Ученик 3. Яшчэ ў дзяцінстве будучы паэт зведаў балючую ростань з радзімай. Гнаны першай імперыялістычнай вайной, ён у 1915 г. апынуўся ў г. Калузе. Там хлапчук жыў у прытулку для дзяцей бежанцаў і вучыўся ў школе. Затым паступіў у гарадское вучылішча, але доўга ў ім не правучыўся. Захварэў. Восенню 1918 г. ён дабраўся да роднай хаты. Калі ачуняў ад хваробы, паступіў вучыцца ў Цімкавіцкае гарадское вучылішча. Навучанне перапынілі ваенныя падзеі. Давялося зарабляць на хлеб. Вярнуўся да вучобы, калі з Беларусі выгналі немцаў, а за імі і белапалякаў. Далей хлопец вучыўся ў Капыльскай працоўнай школе. Увосень 1925 г. прыехаў у Мінск. Вучыўся на рабфаку, аў 1928 г. паступіў на літаратурна-лінгвістычнае аддзяленне педагагічнага факультэта БДУ, якое скончыў у 1931 г.

У 1925 г. ён надрукаваў свой першы верш, а праз колькі часу выходзіць і яго першы зборнік «Настроі» (1929). У канцы 20-х — на пачатку 30-х гг. адна за адной пабачылі свет і іншыя кніжкі паэта: «Баявыя песні» (1930), «Рытмы» (1930), «Тэмпы-кантрасты» (1931).

Ён шмат працаваў у самых розных літаратурных жанрах. Выдаў кнігі паэзіі «Залаты лістапад» (1957), «Перазвон бароў» (1961), «Зоркі на камені» (1968). Займаўся таксама мастацкім перакладам. Разам з А. Звонакам пераклаў славуты твор Ш. Руставелі «Віцязь у тыгравай шкуры» (1966). Перакладаў паэзію з рускай, літоўскай, украінскай, узбекскай моў. Са сваімі паэтычнымі і перакладчыцкімі набыткамі М. Хведаровіч даволі шырока пазнаёміў чытачоў у двухтомніку «Выбраныя творы» (1974), у кнізе «Любістак» (1984), якая выйшла ў свет ужо пасля смерці пісьменніка. Памёр ён у жніўні 1981 г.

Ученик 1. Веска Цімкавічы Капыльскага раена – малая радзіма вядомага беларускага пісьменніка Кузьмы Чорнага (Мікалая Карлавіча Раманоўскага). Ён нарадзіўся 24 чэрвеня 1900 г. у маёнтку Боркі на Случчыне, але самым родным і дарагім кутком для будучага пісьменніка сталі Цімкавічы — мястэчка, адкуль паходзілі яго бацькі і куды іхняя сям’я вярнулася ўвосень 1908 г. Цімкавічы — карэнны, генетычны архетып мастацкага мыслення К. Чорнага. Без родных мясцінаў ён не ўяўляў свайго жыцця і сваёй творчасці. «Там,— прызнаваўся пісьменнік,— жывуць усе мае персанажы. Усе дарогі, пейзажы, дрэвы, хаты, чалавечыя натуры, пра якія я калі-небудзь пісаў. Гэта ўсё адтуль, сапраўднае».

Ученик 2. Колькі вобразаў і характараў з рэальнага жыцця ён вывеў на старонкі сваіх твораў! Цімкавічы і цімкаўляне былі для пісьменніка невычэрпнай тэмай, цэлым сусветам, духоўным апірышчам у самыя цяжкія дні жыцця. Знясілены пакутамі, незадоўга да смерці, 8 жніўня 1944 г. К.Чорны ў сваім «Дзённіку» пісаў: «…Можа, мне суджана яшчэ пабачыць мілыя Цімкавічы. А што, калі і хата мая асталася і стаіць? Гэта будзе вялікае шчасце. Там жа, у ціхім жыцці можна будзе ачуняць як мае быць і напісаць усе задуманыя раманы». У дзіцячыя гады К. Чорны, а тады ён быў проста Коля Раманоўскі, рос хлапчуком з уражлівай і чуйнай душой. Ягоным равеснікам здавалася дзівацтвам тое, як ён паводзіў сябе ў лесе. Дзятва не праяўляла асаблівай увагі да птушак, іхняга жыцця. Колю ж, наадварот, цікавіла, з чаго і як звіта гняздо, якая птушачка прыляціць да гнязда, што яна прынясе ў дзюбцы, як заспявае. З дзедам Міхалам ён часта хадзіў у Бушылава — маляўнічы куток прыроды за Цімкавічамі, пра які сёння засталіся адны згадкі. Бегаў туды і з аднагодкамі, каб у рацэ лавіць ракаў.

Ученик 3. Замілаванне да роднай зямлі, вострыя ўражанні дзіцячай пары яскрава адбіліся ў многіх творах пісьменніка. Так, у рамане «Пошукі будучыні» створаны яркія рэалістычна-канкрэтныя прыродаапісанні, у якіх намаляваны знаёмыя з дзяцінства родныя краявіды: «Зусім блізка, па той бок рэчкі і поля, быў кіламетраў на дзесяць хвойны лес, і паўднёвы вецер гнаў сюды пах смалы. Паветра было, як лагодныя лекі, а краявід — увасабленне ціхага хараства». Без цяжкасці адгадваеш, што тут гаворка ідзе пра Скіп’ёўскі лес. Любоў да хвояў, паэтызацыя гэтых дрэў таксама бяруць пачатак ад сустрэч са Скіп’ёўшчынай, захаплення музыкай прыроды: «Хутка будзе вечар. Вецер не сціхне, і чуваць будзе, як за рэчкаю гавораць хвоі…» (апавяданне «Хвоі гавораць»).

Ученик 4. Першыя апавяданні «Гузік» і «На граніцы» К. Чорны надрукаваў у 1921 г. Праз чатыры гады, у 1925 г., выйшлі два ягоныя зборнікі апавяданняў — «Апавяданні» і «Срэбра жыцця», а ў 1926 годзе пабачылі свет аж тры кніжкі: «Па дарозе», «Пачуцці», «Хвоі гавораць». Пазней выдаў яшчэ адзін зборнік апавяданняў — «Вераснёвыя ночы» (1929).

У суровыя дні вайны К. Чорны самаахвярна працаваў ў жанры публіцыстыкі і на ніве мастацкай прозы. Сваімі філасофска-гуманістычнымі раманамі «Пошукі будучыні» (1943) і «Млечны Шлях» (1944) ён высока ўзняў мастацкую планку ў беларускай ваеннай літаратуры на цэлыя дзесяцігоддзі. Проза Чорнага ваеннага часу стала сапраўды унікальнай, фенаменальнай з’явай у гісторыі айчыннай літаратуры.

К. Чорны пражыў усяго 44 гады. Пісьменнік заўседы хваляваўся пра лёс свайго народа, роднай зямлі. К. Чорны застаўся вялікім патрыётам і чалавекалюбам.

Ученик 5. Пра любыя капыльскія сады і пагоркі пісалі таксама Цішка Гартны, Адам Русак, Анатоль Астрэйка і іншыя.

Ученик читает стихотворение Адама Русака «Мой край»:

Куды ні глянь — лясы шумяць,
цвіце за полем гай,
а поле — вокам не абняць.
I гэта ўсё — мой край.
Пшаніца, жыта на палях,
усюды ураджай,
стагі, як горы, на лугах.
I гэта усе — мой край.
Жыве, працуе мой народ
ці ў снежань, ці ў май,
і харашэе з году ў год
мой родны, вольны край.
Куды ні глянь — лясы шумяць,
за полем рачка, гай.
I ў сэрцы песні не стрымаць
пра мой любімы край.

Презентация материала 4-й группы.

Ученик 1. А знаете ли вы, что известный художник, автор знаменитого «Черного квадрата» Казимир Малевич (1879-1935) родом из Копыля? Он несколько раз поступал в училище живописи, и каждый раз ему отказывали. А сейчас за полотна художника–самоучки отдают целые состояния. К примеру, в 2008 году картину Малевича продали за 68 000 000 долларов и увезли в Гонконг.

Сам Казимир в своих весточках родне в Копыль писал: «Это я, Казимир. Я, ваш Казимир Копыльский. Сын Степана Хитрого. Сын Степана-Северина» (эти письма всегда лежали в белой тряпочке за иконой в доме деда Игоря Александровича — Павла, проживавшего в Копыле. Вместе с семейными фотографиями во время войны их прятали в земле). Наш земляк Петр Петрович Малевич, участник Великой Отечественной войны, рассказывал, что он знал Малевичей-Хитрых и в детстве вместе с нашим земляком писателем Степаном Александровичем пас коров у Павла Малевича. По его словам, Хитрые жили на улице Кокоричской — современной улице Максима Горького — около гимназии.

Впервые выставка картин Казимира Малевича прошла в Русском музее в Ленинграде в 1988 году, где прозвучало название города Копыль. Автор книги пишет, что сам художник о своей родине говорил еще в далеком 1927 году на лекциях в берлинском Бау-хаусе. Вот поэтому сегодня в официальных источниках уже можно встретить утверждение, что наш Копыль — родина автора «Черного квадрата».

Ученик 2. И сегодня Копыльская земля гордится знаменитым доктором медицинских наук, профессором Манаком Николаем Андреевичем, доктором технических наук, академиком, профессором Высоцким Михаилом Степановичем, доктором физико-математических наук Шкадаревичем Алексеем Петровичем. Среди научных деятелей еще можно назвать два десятка знаменитых на всю республику фамилий. Это Вайтович Александр Павлович, Германович Иван Климович, Киеня Макар Александрович, Умрейко Степан Андреевич, Гурский Антон Иванович, Гурский Константин Иванович, Таротько Владимир Иосифович и многие другие.

Ученик 3. З імем нашага земляка Міхаіла Сцяпанавіча Высоцкага, ураджэнца вескі Семежава, Героя Беларусі звязаны найбольш значныя дасягненні Мінскага аўтазавода. У тым ліку распрацоўка прынцыпова новай кампаноўкі велікагрузных аўтамабіляў «кабіна над рухавіком», якая ў далейшым атрымала распаўсюджванне ва ўсім свеце, стварэнне канцэптуальнага модульнага аўтацягніка МАЗ-2000 «Перабудова», прызнанне яго аўтамабілем XXI стагоддзя, які атрымаў залаты медаль на Парыжскім вялікім салоне аўтамабілебудавання ў 1988 г., стварэнне шасці пакаленняў магістральнага аўтапоезда. М.С. Высоцкі з’яўляўся адным з ініцыятараў арганізацыі на Мінскім аўтазаводзе айчыннай буйнамаштабнай вытворчасці аўтобусаў і кіраўніком стварэння іх першых мадэлей сумесна з нямецкай фірмай «Неаплан».

Міхаіл Сцяпанавіч — аўтар больш чым 450 навуковых прац і звыш 140 вынаходак. У 1970 г. М.С. Высоцкаму прысуджана Дзяржаўная прэмія СССР за стварэнне канструкцыі ўніфікаванага сямейства высокапрадукцыйных велікагрузных аўтамабіляў, аўтапаяздоў і аўтасамазвалаў, у 1986 годзе — Дзяржаўная прэмія БССР за распрацоўку і ўкараненне гнуткай аўтаматызаванай сістэмы паскораных выпрабаванняў машын. Ён узнагароджаны: ордэнамі Леніна, Працоўнага Чырвонага Сцяга, Айчыны III ступені, Айчыны II ступені. Яго імя носіць Семежаўская сярэдняя школа, а ў самім Семежаве створаны дом-музей. Міхаіл Сцяпанавіч — Ганаровы грамадзянін Капыльскага раёна.

Ученик 4. А абрад «Цары», якім славіцца веска Семежава, унесены ў Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Беларусі, Спіс нематэрыяльнай культурнай спадчыны ЮНЕСКА.

У студзені 2011 года калектыву прысуджана спецыяльная прэмія Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь дзеячам культуры і мастацтва. Не аднойчы ў Семежава прыязджалі прадстаўнікі навуковага і культурнага свету блізкага і далёкага замежжа.

Па мясцовай легендзе, абрад з’явіўся ў ХVIII стагоддзі, калі недалёка ад вёскі стаяла царскае войска. Салдаты і афіцэры хадзілі па хатах, віншавалі гаспадароў, ладзілі для іх прадстаўленні, за што жыхары плацілі ім каляднымі ласункамі. І пасля таго, як царскі атрад пакінуў вёску, традыцыю пераняла мясцовая моладзь. За тры з паловай стагоддзі тут выгадавалі не адно пакаленне «цароў». У свяце прымаюць удзел толькі мужчыны і юнакі, так званыя «цары». У кожнага з іх свая роля, але ўсе, як адзін, у белых касцюмах, кашулю перавязваюць трыма семежаўскімі паясамі з традыцыйным арнаментам, шыю ўпрыгожвае жаночая хустка, а на галаве — высокія шапкі з рознакаляровымі стужкамі. Наперадзе ідзе галоўны герой — цар Максімільян.

Ученик 5. Семежево издавна славится и своими ткачихами. Неслучайно именно здесь располагается Копыльский районный центр ткачества. Кроме музея истории ткачества, в здании находится еще и мастерская по изготовлению гобеленов, тканей, полотенец. Работы здешних мастериц знают далеко за пределами страны, а Валентине Киене присвоено звание народного мастера. Закладным ткачеством владеют только семежовцы, нигде больше такого нет. Его техника отличается от обычной тем, что здесь используются матруши (что-то вроде катушек) с нитками. Это деликатное и очень медленное дело требует неимоверного терпения и усидчивости. Здесь ткут знаменитые бело-красные рушники, которых тоже нигде в Беларуси не ткут. Существует до 20 узоров на этих изделиях. Например, «кошачья лапка», «пиявка», «косица», «красная звезда», «молоты» («молоточки») и т.д. Ткать такое чудо приходится недели две, а то и больше. В Семежево, кстати, все пожилые женщины умеют ткать. От матери, от бабушек научились. Это именно они поддерживают традиции необычного ремесла, передают опыт молодым.

Ученик 5. Копыляне прославляют родной город. На стене Копыльского краеведческого музея радует глаз жителей и гостей города красивое граффити. Авторы работы Павел Кискевич и Алла Малиновская. Основой сюжета этой работы — портрет белорусской девушки с распущенными волосами, символизирующими реки Беларуси, куда «вплетены» достопримечательности Копыльщины. На граффити изображены храмы Копыля и района, застройка старого города и утраченное здание костёла.

Ученик читает стихотворение земляка Николая Майсюка

Капыльская радзiмая зямля
Куток дзівосны гнёздаў салаўіных –
Капыльская радзімая зямля.
Нідзе няма другой такой мясціны,
Дзе б адпачыў душой і сэрцам я.
Іду знаёмай сцежкаю лясною,
Смакую водар соснаў і бяроз…
Тваёй, мой край, любуюся красою,
Ад прыгажосці радасна да слёз.
Тут не адзін паэт расправіў крылы,
Тут юнакі трымалі Лаўскі бой,
Наш бацька-Нёман людзям дорыць сілы,
Капыльская града нясе спакой.
Майго натхнення стала ты крыніцай,
І дзе б ні быў, к табе вярнуся я…
Заўжды табой я буду ганарыцца,
Капыльская радзімая зямля.
Капыльская зямля, капыльская зямля,
Ты – ружа беларускага вянка.
Няхай гучыць заўжды чароўная твая
У небе чыстым песня жаўрука!

Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «По страницам истории родного края». Победитель получит приз.

1. Какая площадь и численность населения нашего города?
2. Сколько лет нашему городу?
3. Когда Копыль получил Магдебурское право?
4. Сколько улиц было в Копыле в середине 18 века?
5. Когда состоялся известный на всю страну Лавский бой?
6. Где находится дом-музей Героя Беларуси Михаила Высоцкого?
7. Сколько фамилий выдающихся людей увековечено в названиях улиц города?
8. Какая улица названа псевдонимом государственного деятеля, писателя, академика?
9. Назовите улицу, названную в честь земляка, поэта-песенника, автора песни «Бывайце здаровы, жывіце багата».
10. Назовите улицу, которая носит имя автора «Песни о Заслонове»
11. Назовите дату освобождения Копыля от немецко-фашистских захватчиков.
12. Какие городские объекты включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь?
13. Как называется наша районная газета?
14. На какой улице расположен памятник воинам 1-й батареи 255-го зенитно-артиллерийского Краснознаменного ордена Кутузова и Красной Звезды полка?
15. Сколько лет Свято-Троицкому храму в деревне Телядовичи?
16. Назовите имя известного художника, который родился на Копыльщине.
17. Легендарный защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза, который в 1939 году служил в 17-м Тимковичском пограничном отряде.
18. Кто автор слов и музыки гимна города Копыля и района?

Классный руководитель: А сейчас пришло время познакомить вас с нашим гостем, автором гимна Копыля, известным продюсером, композитором, выпускником нашей школы Сергеем Эдуардовичем Ждановичем.

Выступление С. Ждановича и вручение подарка победителю викторины.
Исполенение гимна Копыля.

Вучань чытае верш Міколы Хведаровіча «Родныя вобразы»

Мы ездзім далёка за мора
Чужыя глядзець гарады,
Шукаем скалістыя горы,
Азёры крыштальнай вады.

І часта, так часта бывае.
Што мы ў сумятлівым жыцці
мінаем і не заўважаем
Красу сваіх родных мясцін,

Свае гарады і пасёлкі,
Абмытыя ласкай вятроў,
І подых сасновае смолкі
Сівых беларускіх бароў…

І той, хто Палесся не бачыў,
Хто ў Пінску ні разу не быў,
На Прыпяці хто не рыбачыў,
Не плыў у вясенні разліў, −

Не зведаў красу свайго краю.
Скажу я вам праўду адну:
Заморскія вёсны, я знаю,
Не лепей за нашу вясну.

Калі разліюцца паводкі −
Бярозы па грудзі ў вадзе.
Як белыя тыя лябёдкі
На воду сышлі кагадзе.

На ветры румяным і золкім
Іх сёстры стаяць на груду,
Дзявочага шчасця пярсцёнкі
Раняюць яны на ваду.

А скрозь цішыня веснавая,
І там, дзе мігціць небакрай,
Сясцёр сваіх родных гукае
Бярозак спалоханы рай.

Вось так яно часам бывае,
Што мы ў сумятлівым жыцці
Мінаем і не заўважаем
Красу сваіх родных мясцін.

Классный руководитель: Наш классный час подходит к концу. Впереди у нас много интересных мероприятий, посвященных родной земле, знаменитым землякам. Нас ожидают увлекательные походы и экскурсии по родному краю. Любите, цените, берегите родной край! Любите свой народ, свою страну!

Я предлагаю вам закончить предложение «Я люблю родной край, потому что…»

При подготовке сценария мероприятия использованы материалы районной газеты «Слава працы» (www.kopyl.by), книги «Память. Копыльский район».

Татьяна Неделько,
классный руководитель 10 класса средней школы №3 Копыля Минской области.

Пакінуць каментарый

Ваш электронны адрас не будзе апублікаваны. Абавязковыя палі пазначаны *