Не стихают споры по вопросу оценки знаний выпускников школ. Обсуждается целесообразность введения внутреннего вузовского экзамена в дополнение к тестированию. При этом важно не потерять то достижение, к которому мы пришли за эти годы, — оценивание знаний выпускников на ЦТ исключает субъективность.
В мире еще не придумали идеальную систему оценки знаний учащихся. Сегодня оценка результатов учебной деятельности выпускников школ посредством централизованного тестирования выступает способом отбора абитуриентов в университеты. ЦТ показало свою объективность. Собственный опыт работы в учреждении общего среднего образования подтверждает это. Мы проводим детальный анализ результатов ЦТ, сопоставляя их с отметками выпускников гимназии. Я не помню случая, чтобы выпускник получил на ЦТ высокий балл, скажем, 90 и выше, имея недостаточно высокий балл по этому предмету в аттестате. Несмотря на разные форматы проведения выпускных экзаменов и ЦТ и нормы оценивания, отметки в своем подавляющем большинстве коррелируют. Результаты тестирования достаточно объективны, ведь сам процесс происходит в равных для всех абитуриентов условиях. Они обезличены. К тому же к тестированию можно подготовиться самостоятельно, не прибегая к помощи извне. Тесты позволяют учащимся самостоятельно оценить уровень своих знаний по предмету, выявить и проанализировать ошибки. Да, бывает, успешные в школе учащиеся получают недостаточно высокий балл на тестировании — их можно отнести к случайностям.
И все-таки, сегодня мы наблюдаем определенные тенденции, которые требуют специального анализа. И дело вовсе не в угадывании, случайном выборе ответа тестов. Это не самое главное хотя бы потому, что при выборе ответов наугад все равно баллы невысокие, они не позволяют перешагнуть заветную черту. Подготовка к ЦТ требует формирования навыка справляться с тестами. Для этого нужно научиться распределять время, оперативно выявлять уровень сложности заданий и многое другое. Это важные для современного человека качества.
Чрезмерное использование тестов на уроках препятствует развитию аналитических умений, способности применять полученные знания на практике, так как тесты чаще всего требуют односложных ответов.
Однако практика показывает, что внедрение тестов в образовательный процесс сопровождается и другими процессами: учащиеся пишут меньше сочинений, меньше учат наизусть, реже решают задачи на доказательства, потому что такие задачи отсутствуют в тестах. Но как раз задачи на доказательство опираются на логику мышления, требуют от учащихся умения грамотно, последовательно и системно излагать идеи. Сравнение с тем, как это было ранее, — дело неблагодарное. Тем не менее наблюдения показывают: нынешние выпускники школы нередко испытывают затруднения в изложении своих идей и представлений по решению той или иной задачи, теряют лексические навыки. Тест — достаточно простая форма проверки знаний и формальный подход к оценке результата, за которым не видна личность учащегося. Введение тестов в образовательный процесс, к сожалению, происходит в ущерб развитию коммуникативных навыков учащихся. Чрезмерное использование тестов на уроках препятствует развитию аналитических умений, способности применять полученные знания на практике, так как тесты чаще всего требуют односложных ответов. Выполнение тестовых заданий — это индивидуальная работа, которая исключает коллективный поиск решения проблемы, не требует использования лексического ресурса.
Значит, важные навыки современного человека, которые востребованы в современном социуме, необходимо формировать за счет других ресурсов учебного занятия. Речь идет об активном обучении. Дискуссии, дебаты, диалоги, т. е. коллективные формы обучения, которые включают учащихся в совместный поиск решения учебной задачи, а еще эссе, исследования и мини-проекты, развивающие аналитические навыки, выступают в качестве эффективных методических средств на учебных занятиях, причем как гуманитарного, так и естественно-математического цикла, направленных на формирование функциональной грамотности, гибких навыков XXI века.
Серьезным потенциалом обладают логические задачи с элементами программирования. Программирование — это логика, которая требует составления плана действий для достижения желаемого результата с использованием мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. Программирование предусматривает различные варианты ситуаций, поэтому навыки программирования формируют способность человека определять и решать жизненные проблемы в условиях многовариантности, неопределенности и неоднозначности, которые так характерны для нашего динамично развивающегося общества.
Сегодня идет поиск новых возможностей стимулирования потребности обучающихся в наращивании знаний, формировании функциональной грамотности. Этот поиск, который предполагает и совершенствование оценки учебных достижений учащихся, осуществляется как на национальном, так и на личностном уровне каждого педагога.
Ведущая рубрики — директор столичной гимназии № 1 имени Ф.Скорины Наталля БУШНАЯ.