Улей-трансформер, вермиферма и наноцеллюлоза: школьники представили свои разработки на форуме «Путь в науку»

- 9:32Репортаж

Республиканский форум молодых исследователей «Путь в науку» объединил школьников, достигших значимых успехов в сфере экологии, а также молодежных послов Целей устойчивого развития, представителей Министерства образования, ЮНИСЕФ, ведущих предприятий страны, педагогов. Подробности — у корреспондента «Настаўніцкай газеты».

В центре программы была выставка инновационных достижений и исследовательских проектов учащихся учреждений образования Беларуси. В Республиканском центре экологии и краеведения ребята представили свои новейшие разработки в области био- и агротехнологий, защиты водных экосистем и др.

Учащиеся средней школы № 8 Гродно продемонстрировали созданную ими первую в городе вермиферму. Учитель биологии и химии Жанна Стефанович рассказала:

Это стало нашим ответом на вопрос, как же перерабатывать отходы из школьной столовой. Для этого приобрели червей породы Старатель и заселили их в компостеры. Все очистки овощей и другие отходы они перерабатывают в вермичай и вермикомпост, которые мы используем для подкормки комнатных растений в кабинетах школы и для выращивания рассады. Реализуем также бизнес-проект: организовали экскурсионную деятельность на нашу вермиферму. Начали с младшеклассников и даже не ожидали, что им это настолько будет интересно. Пока вермикомпостеры находятся в специальном помещении в подвале здания, но планируем поставить такую вермиферму и на пришкольном участке.

Девятиклассник из осиповичской средней школы № 3 Кирилл Альховик презентовал «рогатый» улей-трансформер, который разработал вместе с отцом-пчеловодом и учителем химии и биологии Светланой Зайцевой. Улей собирается и разбирается, как конструктор. Он состоит из нескольких «комнат» — две используются для разведения, третья сохраняет запас меда на зиму. По мере того как пчел становится больше, добавляются новые этажи.

Ульи называются рогатыми, потому что каждый элемент крепится друг к другу с помощью выступов, напоминающих рога. За счет них обеспечивается прочность и устойчивость конструкции. Получается такое модульное строение. Таких усовершенствованных ульев у нас уже 8, ждут весны и заселения еще 7 хотим заменить ими все старые образцы. Ведь главное их преимущество в том, что у пчел в таком жилье увеличивается производство меда почти в три раза, чем в традиционных ульях, — объясняет Кирилл.

Самым инновационным, по мнению экспертов, стал проект Камиллы Пожиток, которая занимается в объединении по интересам «Генетика и селекция» РЦЭиК. В центре ее внимания был практически не изученный еще объект биотехнологий — особая уксуснокислая бактерия, способная к созданию наноцеллюлозы.

— Благодаря созданному Камиллой искусственному консорциуму микроорганизмов нам удалось не только в значительной степени удешевить производство наноцеллюлозы, которая востребована в медицине, радиоэлектронике, компьютерных, космических и других технологиях, но и повысить продуктивность наноцеллюлозы, что может сделать производство этого продукта выгодным для нашей страны. На данный момент наноцеллюлоза является очень дорогим продуктом. Ее получают в результате переработки древесины. Но используя различные отходы производств и выращивая на их основе эту бактерию, можно получать очень дешевую наноцеллюлозу и тем самым значительно сохранять леса. Ведь древесина уже не будет нужна — наноцеллюлоза будет выращиваться на биотехнологическом заводе. Кроме того, создав особый консорциум, Камилла исключила образование отходов — они тоже являются ценным продуктом для растениеводства, так как в остатках производства содержатся ценные бактерии, которые улучшают рост и развитие растений и защищают их от опасных заболеваний. Таким образом, на основе промышленных отходов можно создавать продукт двойного назначения — и наноцеллюлозу, и средство для использования в сельском хозяйстве, — отметил руководитель объединения по интересам «Генетика и селекция» РЦЭиК Иван Русских.

Авторы проектов смогли пообщаться на экологические темы с представителями крупных компаний. Открытая консультация проходила при поддержке ЮНИСЕФ в Беларуси. Это был диалог подростков и представителей бизнес-сообщества по вопросам изменения климата, а также о роли бизнес-инноваций в решении проблем экологии как в Беларуси, так и во всем мире. Ребята узнали об инновационных практиках в бизнесе по сохранению устойчивой окружающей среды, ESG-принципах в работе бизнеса.

Примечательно, что уже во время форума обозначились совместные проекты. К примеру, один из крупнейших онлайн-гипермаркетов Беларуси презентовал свой проект по пошиву различных моделей сумок из баннерной ткани, на которых размещалась реклама этой компании на улицах города. Некоторые школьники приняли предложение присоединиться к проекту. А представители одного из гостиничных комплексов Минска предложили выгодное сотрудничество пчеловодам из осиповичской средней школы № 3 — поставлять на реализацию свой мед. По словам педагога С. Зайцевой, это хорошая возможность и зарабатывать школе, и презентовать учреждение образования через полезную и экологически чистую продукцию.

Тренинг по продвижению проектов помог узнать, как найти идеи для экологического проекта, как обозначить значимость проекта, грамотно его представить и продвигать, используя различные инструменты визуализации и коммуникации.

Экологический интенсив «Мир исследований» проходил на базе лабораторно-практического комплекса Республиканского центра экологии и краеведения. Он представлял собой пять образовательных площадок, на которых юные участники форума ознакомились с методиками проведения разных экологических исследований без сложного оборудования. К примеру, они научились определять «живую» почву, измерять степень засоленности осадков и кислотности растворов, окунулись в мир микробиологии.

Самыми яркими и красочными были опыты в лаборатории, где занятие с ребятами проводила методист отдела научно-исследовательской и проектной деятельности РЦЭиК Елизавета Соболева. Она научила готовить индикаторный раствор, используя краснокочанную капусту:

— С помощью этого раствора и эталонной шкалы мы можем определить кислотность среды любого раствора. Для этого в капустный раствор добавляем разные вещества — порошок, соду, лимонную кислоту, уксус и т. д., а изменения в окраске сравниваем со шкалой.

Методист отдела экологического образования и социокультурной деятельности РЦЭиК Юлия Борейко на своей образовательной площадке провела тренинги и мастер-классы по изучению альтернативных источников энергии. А помогали ей в этом макеты и конструкторы, которые демонстрируют возможности использования солнечной энергии и солнечных панелей, модели перехода одной энергии в другую. Например, химической в электрическую, как на макетах с гальваническим эффектом, или кинетической в потенциальную, как в модели энергоэффективного дома, где демонстрируется, как организовать в своем доме пространство, чтобы потери энергии были минимальными.

На третьей площадке посетители под руководством И. Русских разбирали… взаимоотношения микробов.

Противоборство, или по-научному антагонизм, — широко распространенное в природе явление, которое представляет собой борьбу организмов друг с другом. Это явление сейчас активно изучается и используется для внедрения в зеленое сельское хозяйство. Устойчивое сельское хозяйство недостижимо без применения экологически дружественных методов борьбы с болезнями и вредителями растений для увеличения и сохранения урожая. И как раз использование явления антагонизма может стать той ключевой основой для создания эффективных препаратов для борьбы с болезнями растений, которые также вызываются микроорганизмами. Сегодня это общая для всех ученых как фундаментальная, так и практическая задача. Ребята у нас освоили элементарные методы микробиологических практик, а также выявления противоборствующей активности между микроорганизмами. И я очень надеюсь, что кто-то эти практики сможет принести в свои учебные классы, чтобы серьезнее заняться такой интересной наукой, как биотехнология, — отметил И. Русских.

Кульминацией форума стал молодежный симпозиум «Действия для будущего», где своими наработками поделились победители, лауреаты и активные участники международных, республиканских и областных конкурсов, конференций, акций и проектов. Ребята представили лучшие практики по ведению исследовательских проектов, улучшению качества жизни, изучению и сохранению биоразнообразия и экосистем, проведению эковолонтерских и экопросветительских проектов.

Светлана НИКИФОРОВА
Фото автора, Ивана РЫБАКОВИЧА и Максима ТЕЛЯТКОВА