На экспериментальных занятиях по математике в 4 «А» столичной гимназии № 30 имени Героя Советского Союза Б.С. Окрестина аспирантка БГПУ Фэн Юй совмещает белорусские и китайские методики, обучая детей решать текстовые задачи. На уроке побывала корреспондент «Настаўніцкай газеты».
Решая задачу про желтые, красные и синие веера, мальчишки и девчонки строят схемы, заполняют таблицы, а затем тянут руку, желая выйти к доске и ответить. Одну задачу тут решают не 10–15 минут, как это бывает обычно, а… два, три, четыре урока подряд. Всё потому, что в ход идет масса разнообразных методик и средств визуализации, которые имеются в арсенале белорусской и китайской педагогики.
– На базе гимназии № 30 Минска, которая уже много лет является филиалом кафедры естественно-научных дисциплин БГПУ, с начала января наша аспирантка из Китая проводит исследования и учит детей решать текстовые задачи, используя визуализацию как основное средство обучения, – рассказывает декан факультета начального образования БГПУ Наталья Жданович. – Для занятий Фэн Юй разработала комплекс дидактических материалов: компьютерные презентации, рабочие тетради, методические рекомендации для учителя. Все задания выполнены на двух языках – русском и китайском. Параллельно такой же эксперимент проводит китайский учитель с четвероклассниками начальной школы в городе Лоян. Коллеги из Беларуси и Китая обмениваются материалами, фотографиями. А на заключительном этапе исследования будет сделано контрольное сравнение и проанализированы результаты проделанной работы.
Со своими подопечными из 4 «А» Фэн Юй встречается раз-два в неделю. Все задачи, которые решают дети, соответствуют учебной программе их возраста.
Фэн Юй приехала в Минск в 2021-м. Год учила русский язык, а затем поступила в магистратуру БГПУ. В 2023 г. продолжила учебу в аспирантуре, выбрав тему диссертации «Визуализация как средство формирования умения решать текстовые задачи у учащихся начальных классов (на примере обучения математике в Республике Беларусь и Китайской Народной Республике)».
Научному руководителю аспирантки из КНР доктору педагогических наук Марии Урбан, автору учебных пособий по математике для начальной школы, этот опыт кажется интересным и новаторским:
– Особенность методики, которую использует Фэн Юй, заключается в том, что на уроках сочетаются приемы работы, которые характерны как для белорусской, так и для китайской методической школы. Например, в ходе работы над задачей дети применяют граф-схемы поиска решения, которые показывают, как идет размышление, рассуждение. Это белорусский опыт, который редко применяется в Китае. А из КНР мы взяли метод процедурных вариаций. Это очень занимательная вещь, фрагментарно известная нашим учителям и ученым, но в системе она не применяется. Речь идет об исследовании уже решенной задачи, когда учащиеся выполняют преобразования задачи, меняя ее установочные данные и делая предположения, как в связи с этим изменится ответ. Вычисления в данном случае не выполняются. Таким образом стимулируется гипотетическое мышление школьников.
При этом на каждом этапе работы над текстовой задачей – от анализа ее текста до исследования решения – используется прием визуализации. В традиционной белорусской методике визуальные средства, например, построение схемы, применяются, как правило, только на этапе моделирования текста задачи.
По словам М. Урбан, отличительная особенность экспериментальных занятий в том, что на них в приоритете глубокая проработка одной задачи вместо «гонки» за их количеством. Причем, выполняя самые разные задания на протяжении двух-трех уроков, дети ищут различные способы решения задачи, затем внимательно исследуют алгоритмы решения, а после по китайской методике составляют аналогичные задачи с другим сюжетом, но таким же способом решения.
Обязательный завершающий компонент такой смешанной белорусско-китайской методики – рефлексия. На данном этапе дети в группах составляют интеллект-карты: на больших цветных листах формата А3 фиксируют все этапы работы над задачей, составляя схемы, заполняя таблицы, предлагая аналогичный вариант своего условия задачи. Это еще одно заимствование из китайской педагогики. Таким образом визуально подводятся итоги работы над задачей и обобщается способ ее решения. К слову, этот этап учителя начальной школы КНР любят применять начиная уже с первого класса.
Выполняя задания педагога, младшие школьники не только изучают математику, но и узнают много интересного про культуру и традиции далекой страны, так как в белорусской гимназии сюжеты задач связаны с Китаем, а в китайской школе – с Беларусью. Например, в поисках решения задачи о китайских фонариках юные белорусы узнают об особенностях восточного Нового года. Задача об игрушках из соломки знакомит китайских детей с народным белорусским ремеслом.
Эксперимент закончится в конце учебного года, и на заключительном его этапе в двух странах педагоги продиагностируют уровень знаний детей из экспериментального и контрольного (где не проводится исследование) классов, как это было сделано на начальном этапе. Впрочем, уже сейчас классный руководитель 4 «А» Ольга Алексеева видит позитивные изменения в своих воспитанниках:
– Когда ребята учатся составлять четко по алгоритму аналогичную задачу, у них развивается аналитико-синтетическое мышление. Они не только анализируют и разбирают по полочкам алгоритм решения, но и синтезируют полученный опыт, составляя условие новой задачи. Если в начале эксперимента лишь 2–3 человека справлялись с этим заданием, то сейчас его уже выполняют 70% учащихся. Работая каждый раз в новых группах, дети учатся коммуницировать. За данным процессом интересно наблюдать: создавая на последнем этапе занятия интеллект-карту, они сами делегируют друг другу определенные задания в зависимости от уровня знаний каждого члена группы, потом сами же себя перепроверяют: более знающие ученики контролируют тех, кто медленнее усваивает материал.
Фэн Юй еще год предстоит учиться в аспирантуре, а после защиты кандидатской работы она хотела бы пару лет попрактиковаться в белорусской школе:
– После окончания китайского университета я 6 лет работала в школе города Харбин. В КНР начальная школа – это 1–6-е классы. Затем планирую вернуться в Китай. БГПУ выбрала не случайно. На факультете эстетического образования учился мой брат. Его впечатлили уровень знаний, которые здесь дают, и профессионализм преподавателей, да и в целом он очень тепло отзывается о стране.
Марина КУНЯВСКАЯ
Фото автора