Особый интерес для методики обучения литературе представляют комиксы. Передать содержание какого-либо произведения в картинках — интересный способ посмотреть на текст под другим углом зрения.
Учащиеся разбивают текст на кадры, продумывают сюжет, пишут короткие диалоги для персонажей, создают визуальные образы, мимику героев.
Рисовать комиксы на уроках по творчеству В.Маяковского любопытно, так как сам поэт, работая в окнах сатиры РОСТА, использовал технику комиксов. Воплощая в комиксах стихотворение В.Маяковского “Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, учащиеся получают образное, наглядное представление о героях произведения, постигают скрытые смыслы; изменяют перспективу видения информации. На финальном этапе участники команд презентуют свою работу: рассказывают сюжет эпизода, говорят об основной идее фрагмента текста, о технике выполнения комикса.
В методической разработке представлены творческие решения учащихся 8 “А” класса гимназии Осиповичей.
Тема: “Урок-встреча с поэтом Владимиром Маяковским. (“Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”)
Задачи урока:
Обучающая:
предполагается, что в конце урока учащийся будет
понимать/знать: роль поэзии в жизни общества;
уметь: соотносить поэтическое произведение с общественной жизнью и культурой страны начала XX века; раскрывать идейное содержание стихотворения, исследовать творческую манеру поэта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
Личностного развития: содействовать дальнейшему развитию умения воспринимать литературное произведение на эмоционально-образном и мировоззренческом уровнях; способствовать формированию умения анализировать и интерпретировать поэтическое произведение. Средствами материала урока обучать визуализации стихотворного текста как способу глубокого его восприятия и развития креативного мышления; формировать коммуникативные навыки и навыки социального взаимодействия через организацию работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ноутбук, иллюстрации, учебное пособие “Русская литература для 8 класса”, карточки-задания, краски, бумага.
Ход урока
І этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока (до 7 минут).
Планируемый результат: активизация субъективного опыта учащихся, познавательный интерес, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат урока.
Учитель предлагает поиграть в анаграммы: назовите как можно больше слов, составленных из букв фамилии Маяковский (маяк, Яков, воск, сок, мак). Как вы думаете, какое прозвище Маяковскому дали его друзья? Почему? (За фамилию, за рост — 1,89.) Однако Маяком Владимира Владимировича назвать можно было и за талант. Столько света было от него самого и от его стихов.
Далее называет тему урока. Предлагает поздороваться с поэтом (слайд — фото поэта).
— О чем бы вы хотели спросить поэта? Дополняет вопросы учащихся рядом вопросов: “О чем вы пишете?”, “Как?”, “Почему?”.
Ученики самоопределяются на конечный результат урока.
ІІ этап. Обобщение и систематизация знаний по решению проблемы урока (27 минут).
Планируемый результат: решение проблемы урока с опорой на собственный опыт, текст, знания по теории литературы; познавательная активность учащихся.
— Поэт и время неотделимы. Время Маяковского — перелом двух веков: XIX и XX. Каким новым явлением отмечено это время в искусстве? (Модернизмом.) Что это такое? С. 190 учебника (форзац: картины модернистов, окна сатиры РОСТА). Владимир Маяковский не только поэт, но и художник. Но вы заметили, какие необычные рисунки у Маяковского? На что похожи его работы? На комиксы (рисованные истории). Маяковский использовал технику комиксов в рекламных окнах РОСТА (серия плакатов рекламного содержания). Два-три цвета, выразительные персонажи, стихотворная строчка, похожая на частушку.
Идет работа с названием стихотворения. В 1920 году Маяковский пишет стихотворение “Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?
(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты).
Учитель читает стихотворение.
— Обратите внимание, большими или маленькими на протяжении стихотворения выглядят герои: поэт и солнце.
Беседа на первичное понимание текста. В ходе обсуждения учащиеся делят текст на части.
1. Расскажите, кто герои стихотворения? Изменяется ли размер героев по ходу чтения стихотворения?
2. Какое природное явление изображает автор в начале стихотворения? (Заход солнца.)
3. Почему поэт сердится, даже злится? Что предлагает солнцу?
4. Чем заняты герои в доме поэта? (Беседуют.) О чем говорят поэт и солнце?
5. Продолжите фразу: “Если в начале стихотворения поэт был зол на солнце, то в конце стихотворения он _____” (с ним подружился, стали товарищами).
Ученики отвечают на вопросы.
Обращает внимание на композицию стихотворения: заход солнца — гнев поэта — в гости — беседа — товарищи.
Понять смысл текста помогают рисунки (комиксы).
Предлагает группам рисунками (комиксами) передать содержание каждой части стихотворения.
Работа в группах.
Группа 1. Заход солнца.
1. Изобразите солнце (эпитет “солнце ало”) в закате (гипербола “В сто сорок солнц закат пылал”).
2. Покажите путь солнца по небу (“а за деревнею дыра — и в ту дыру, наверно, спускалось солнце каждый раз, медленно и верно”).
3. Изобразите поэта, покажите настроение поэта.
4. Обратите внимание, какого размера вы нарисуете солнце и поэта. Почему?
Группа 2. Гнев поэта.
1. Изобразите в стиле комикса, как поэт ругает солнце. Сопроводите рисунок репликами. Скажите, что злит поэта (жара и тяжелый труд — рисовать плакаты).
2. Изобразите на рисунке плакаты РОСТА.
3. Нарисуйте солнце (эпитет “златолобо”, метафора “занежен в облаках ты”).
Группа 3. Шествие солнца.
1. Изобразите в стиле комикса солнце, которое идет в гости. Покажите, как оно
а) “раскинув луч-шаги”, шагает в поле;
б) пролазит в окошки, в двери, в щель;
в) как “ввалилась солнца масса” в дом поэта;
д) как садится и говорит басом: “Чаи гони, гони, поэт, варенье!”.
2. Изобразите поэта, который говорит солнцу: “Садись, светило!”.
Группа 4. Разговор поэта с солнцем.
1. Изобразите поэта и солнце за чаем. Покажите солнце “домашним” (“из солнца ясь струилась”) и поэта, который забыл свою серьезность и попросту беседует с солнцем.
2. Расскажите, о чем они говорят. Сопроводите рисунок репликами.
3. В чем труд поэта и солнца схож?
Группа 5. Товарищи.
1. Изобразите поэта и солнце как друзей. Сопроводите рисунок репликами.
2. Нарисуйте плакат и напишите на нем лозунг поэта и солнца.
Ученики делают вывод: тема двух солнц: солнца света и солнца поэзии — находит точное и меткое воплощение в поэтическом образе “двустволки солнц”, из одного ствола которой вырываются снопы света, из другого — свет поэзии. Поэт и солнце действуют сообща, сменяя друг друга.
Оценивают свою работу (лист оценивания участников группы
Предлагает посетить выставку “Я сам”.
Таким Маяковского и его героев увидели старшеклассники (показывает проекты учащихся 11 классов по теме “Лирика В.Маяковского”).
— На столах у вас лежит визитная карточка поэта. На ней желтыми буквами (цвет авангарда) написана фамилия и имя В.Маяковского. Размер визитки тоже необычный: в длину почти 15 см. На экране Маяковский в желтой блузе, в которой выступал перед публикой (так он протестовал против правил общества носить костюм на публичных выступлениях). На слайде — сборники стихов Маяковского и строки из его произведения:
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
Весь боль и ушиб.
Вам завещаю сад фруктовый
Моей великой души.
Отмечает особенный стиль поэта. Ступенчатый. Как будто на ступеньки поэт выкладывает свои мысли и чувства. “Лесенка” придает стихам особый ритм
III этап. Обобщение и систематизация по теме урока (8 минут).
Планируемый результат: вывод о В.Маяковском как поэте, создание облака слов и описание его.
Учитель предлагает продолжить предложение, записанное на визитке: Вы, Владимир Маяковский, ___________, потому что ______.
Опорные слова: яркий; не такой, как все; бунтарь; чуткий, новатор, эпатажный (неординарный), рупор, авангардный, громада.
Ученики продолжают предложение. Прикрепляют визитки к доске.
Демонстрирует облако слов. В.Маяковский сам о себе говорил: “Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу”.
Предлагает вернуться к вопросам урока.
IV этап. Рефлексия (до 2 минут).
Планируемый результат: осознание учащимися актуальной значимости общения с художественным произведением, ситуация успеха.
Учитель предлагает ответить на вопрос: “Что я расскажу об уроке дома?”.
V этап. Домашнее задание (1 минута).
Планируемый результат: осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
Учитель предлагает домашнее задание.
1. Послушать запись чтения В.Маяковским стихотворения “Необыкновенное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”.
2. Подготовить выразительное чтение стихотворения.
3. Найти неологизмы в тексте стихотворения.
Ученики знакомятся с заданием, задают уточняющие вопросы.
Фото на превью из архива редакции, носит иллюстративный характер