В основе государственной политики лежит забота о человеке, о повышении благосостояния и качества жизни наших людей

- 11:46Інфармацыйная гадзіна

Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 апреля обратился с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. Предлагаем вниманию читателей фрагменты выступления главы государства.

…Сразу хочу отметить, что ежегодное послание не претендует на роль долгосрочной программы стратегии развития страны. О ней пойдет речь на предстоящем пятом Всебелорусском народном собрании. Сегодня разговор у нас будет о целях ближайшей перспективы и конкретных задачах на нынешний год. Я придаю ему, как и вы, особое значение по многим причинам. Но в первую очередь из–за того, что с него начинается новый пятилетний этап развития. Он должен стать переломным в преодолении негативных тенденций в экономической сфере. Нельзя забывать, что в последние 2—3 года мы темпы развития в экономике замедлили. И хотя основную роль в этом сыграли внешние факторы, тем не менее надо признать и свои недоработки. Мы отстаем от передовых стран по уровню производительности труда, затратам энергии, материалов и в конечном итоге по конкурентоспособности товаров и услуг. Угрозам нашей экономической безопасности мы должны противопоставить организованность и инициативу, мобилизацию всех ресурсов и умение эффективно хозяйствовать. На сей счет мы говорили не единожды. Этот год станет серьезным экзаменом для всех ветвей власти и управленческих структур. Покажет, кто на что способен в преодолении трудностей. Вторая особенность года — парламентские выборы — важное политическое мероприятие. Важность этой политической кампании для страны несомненна. Она будет экзаменом политической культуры нашего общества. И надеяться на то, что у нас люди к этому готовы, нельзя. Людей и общество к этому надо готовить. Третья особенность 2016 года — он объявлен Годом культуры. Вызвано это тем, что культура в широком смысле слова должна играть более активную роль в сплочении народа вокруг созидательных целей, высоких нравственных принципов и наших добрых традиций. В непрерывном глубоком процессе формирования трудолюбивой, образованной, духовно богатой и здоровой нации!..

О задачах в экономической сфере

Все решения, что касается экономики, как никогда в этом году конкретизированы и приняты, их просто нужно реализовать. Прямым руководством к действию является всеми нами — и вами, и мной, и правительством — разработанный Указ от 23 февраля 2016 года № 78. В нем определены основные направления работы, предельно четко расписано каждому, что и как делать. Остановлюсь на главном — на факторах роста и резервах, способных обеспечить устойчивое развитие.

Первое. Снижение всех видов затрат на производство и реализацию продукции. Это стратегическое направление повышения конкурентоспособности экономики. Оно касается каждого рабочего места, технологического участка, завода, сельхозпредприятия, региона и отрасли… В первую очередь ставку надо делать на внедрение эффективных методов управления, использование современных стандартов качества и технологических регламентов. Здесь прямое поручение министрам: значительную долю снижения затрат следует обеспечить именно за счет этих факторов. Еще раз проработайте вопрос о сокращении непроизводственных расходов, откажитесь от тех капитальных вложений, которые в ближайшее время не дадут отдачи. В этом году придется ужаться всем. Так, как это мы сделали в жилищно-коммунальной сфере, обеспечив баланс интересов населения и предприятий. Рациональный, прагматичный подход к формированию тарифов будет обеспечен во всех сферах, оказывающих услуги населению нашей страны. Работа в этом направлении, как вы знаете, ведется. Существенным фактором снижения себестоимости продукции является отказ предприятий и организаций от недобросовестных посредников, которые используют “серые” схемы для накрутки цен в свою пользу при поставках сырья, запчастей или комплектующих деталей, особенно из-за пределов нашей страны…

Второе. Эффективная занятость людей. Для снижения затрат не обойтись без оптимизации численности работников. Это означает, что на каждое сокращенное место должно быть создано новое, более производительное! Задача непростая. Нужны высокотехнологичные инвестиции и подготовка высокопрофессиональных кадров. Я говорил это просто: если вдруг на МАЗе, БелАЗе, МТЗ или других предприятиях происходит оптимизация и высвобождается энное количество работников, то этих людей руководители должны взять за руку, перевести через дорогу и трудоустроить (вместе с местными органами власти) на новом рабочем месте, а не выкидывать на улицу!.. Задача ежегодно создавать 50 тысяч новых рабочих мест является минимальным требованием. Подчеркиваю: всего лишь 50 тысяч, даже не 100 тысяч и не миллион!.. Каждому задание доведено — выполняйте. И помните: рабочие места создаются не для отчетов, а для людей, конкретного человека, который живет на белорусской земле! Еще один аспект проблемы. Пока создаются новые рабочие места, необходимо обеспечить условия и для самозанятости людей. Сегодня ситуация на рынке труда достаточно изменчива, и нам нужно быстро на это реагировать. Местные органы власти должны сконцентрировать усилия на создании необходимой инфраструктуры для новых рабочих мест в малом бизнесе и условий для его роста…

Третье. Инвестиции и новые проекты. Главный стимул для инвестиций — это ясные и понятные правила и законы, которые соблюдают все: как наши отечественные, так и зарубежные инвесторы. Но если у нас в экономике есть такие законы, которые тормозят процесс привлечения капиталовложений, то необходимо быстро реагировать и гибко адаптировать к меняющейся реальной ситуации. Поручаю правительству до 1 сентября 2016 года проанализировать и систематизировать инвестиционное законодательство и внести соответствующие предложения… Инвестиционная политика в 2016 году должна соответствовать следующим принципам: максимальное привлечение прямых иностранных инвестиций; концентрация вложений в активные основные средства: в передовые технологии, информационные системы, робототехнику; повышение отдачи от вложенных средств за счет эффективности управления проектами. В этом году для восстановления экономического роста необходимо привлечь не менее 1,5 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что позволит заместить недостающие внутренние ресурсы внешними источниками…

Я требую в кратчайшие сроки устранить все так называемые законодательные препятствия для вовлечения в экономику страны средств международных финансовых организаций. Говоря простым языком, убрать всякие бюрократические барьеры…

Четвертое. Рост и диверсификация экспорта. Важнейшим приоритетом, приоритетом из приоритетов был и остается экспорт, его рост и обязательно диверсификация. На сегодняшний день приходится констатировать, что на традиционных рынках сбыта отечественной продукции, в первую очередь России и Украины, сократился платежеспособный спрос. Мы не можем просто сидеть и ждать, когда он возрастет. Поэтому поставлена задача диверсификации белорусского экспорта… В 2015 году для создания условий доступа на новые рынки было сделано немало, в том числе на высшем уровне. Достигнуты договоренности о расширении торгово-экономического сотрудничества с Китаем, Индией, Пакистаном, Вьетнамом. Активная позиция правительства должна быть в реализации инициативы сопряжения экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза для устранения барьеров и ограничений в торговле. Ключевым фактором в продвижении экспорта является обеспечение пакетного принципа продаж — в комплексе с послепродажным обслуживанием, оперативным ремонтом, дополнительным сервисом. Без этого сегодня на внешние рынки нечего нос сунуть.

Пятое. Рациональное импортозамещение. Беларусь уже не первый год занимается импортозамещением. Однако сейчас этому направлению надо придать новый импульс и смысл. Сфер применения достаточно много. Основной элемент динамичного импортозамещения — расширение объемов локализации производства на совместных предприятиях… Ключевой параметр результативности работы правительства в этом направлении определен: прирост не менее чем на 600 млн долларов импортозамещающей продукции ежегодно…

Шестое. Качество продукции. Это важнейшая составляющая конкурентоспособности. На каждом предприятии “диктатура качества” должна стать показателем профессионализма в организации производства. Сегодня ослаблена требовательность к руководству предприятий за внедрение систем управления качеством. Отраслевые стандарты ниже лучших мировых практик. Работу по продвижению передовых методик в стране должен возглавить Госстандарт.

Седьмое. Наука и инновации. В условиях ограниченных минерально-сырьевых ресурсов стратегической линией развития для нашей страны становится переход на путь инновационного развития. Кстати, не только по причине ограниченности минерально-сырьевых ресурсов. Не в этом дело. Главное состоит в том, что, как модно говорить, тренд сегодня в экономике совершенно иной. Главное богатство сегодня, завтра — это мозги. Наука, инновации, а не то, что Господь положил в землю. От этого многие страны уходят. И уже ушли. Потому что создается продукт будущего, продукт, в который заложили мозги и передовые технологии, — это продукт с высочайшей добавленной стоимостью. И мы кое-где и кое-какие продукты подобные делать научились. Активно ведется работа по поиску новых точек роста экономики, которые дадут устойчивую динамику ее развития. Во-первых. Китайско-Белорусский индустриальный парк. Здесь создается площадка для привлечения высокотехнологичных и конкурентоспособных проектов. Работа, к сожалению, идет из рук вон плохо, и в ближайшее время там будут приняты жесточайшие меры, в том числе и кадровые! Там должны быть созданы предприятия послезавтрашнего дня… Во-вторых. Белорусская атомная станция. Мы должны использовать преимущества ядерной энергетики для формирования вокруг АЭС кластера энергоемких производств и повышения конкурентоспособности всей экономики. При этом публично сегодня однозначно хочу заявить: у нас будет “переизбыток”, как говорят, я беру в кавычки, электроэнергии после сдачи атомной станции. Это я взял в кавычки, а никакого переизбытка не будет и не должно быть, если мы правильно и вовремя к этому подготовимся! Давайте перестраивать нашу экономику и наших людей на электричество. Вместо природного газа, нефти и так далее, где можно заместить это собственным продуктом — электроэнергией… В-третьих. Мы недавно говорили о космосе. Кто-то когда-то был против, а сегодня у нас уже спутник связи летает. Сегодня уже никто не говорит о том, что мы поступили неправильно. Потому что мы не только новых людей порождаем в Беларуси, которые мыслят космическими категориями. Мы создали целую сферу, целый пласт производств, который работает на космос. В-четвертых. “Зеленая” индустрия. Речь идет о новых безопасных стандартах качества производимой продукции. Это основа диверсификации нашего экспорта для выхода на рынки развитых стран и инвестиции в будущее.

Поручаю правительству до 1 июля 2016 года обеспечить подготовку государственной программы инновационного развития, в которой определить все ключевые подходы, приоритетные направления, первоочередные меры и инст-рументы для формирования экономики знаний. В реализации инновационной стратегии первое место отводится Национальной академии наук и Парку высоких технологий…

Оценивать их деятельность надо не по затратному принципу, а по реальной отдаче от капиталовложений в научную сферу. Чтобы она действительно работала на подъем страны, а не на удовлетворение личного любопытства ученых за государственный счет.

Восьмое. Развитие госсектора и частного бизнеса. Улучшение деловой среды — постоянный процесс. Положительные результаты есть и подтверждаются международными экспертами. В последнем отчете Всемирного банка “Ведение бизнеса 2016 года” по показателю “Налогообложение” наша страна заняла 63-е место среди почти 200 государств, продвинувшись за пять лет на 126 позиций. Но мы не останавливаемся на достигнутом. Цель — войти в первую тридцатку стран по условиям ведения бизнеса…

Основой стратегии развития государственных предприятий должны стать эффективность и прибыльность. Каждое проблемное предприятие необходимо рассмотреть исходя из перспектив его деятельности. Но закрытие предприятия — это не перспектива, речь идет о ликвидации неэффективной деятельности, а не предприятий и коллективов. То есть о том, чтобы вдохнуть в них новую жизнь за счет инвестиций, новых технологий, новых систем управления, новых производств. Вообще-то можете и закрыть предприятие, но на этом месте должно возникнуть новое высокотехнологичное предприятие. И вообще можете не создавать высокотехнологичное предприятие, но чтобы люди каждое утро имели возможность пойти на работу, честно вложить свой труд, получить зарплату и прокормить свою семью. Вот единственное требование! (Аплодисменты.)

Девятое. Макроэкономическая стабильность. Это прежде всего низкие цены. Чтобы их сохранить, требую от правительства и Национального банка обеспечить равновесие платежного баланса и бюджета. Платежный баланс — это кошелек нашей страны. Он формируется за счет устойчивого положительного сальдо внешней торговли, роста экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций и позволяет обеспечить своевременное погашение внешних обязательств. Особое внимание в 2016 году должно уделяться сбалансированному исполнению бюджета… Требуется активизировать процесс дедолларизации экономики. Когда население доверяет своей валюте, хранит в ней сбережения, оно поддерживает национальную экономику… Однако дедолларизация невозможна без изменения сознания, психологии людей, привыкших все считать в условных единицах…

Десятое. Оптимальное развитие основных отраслей экономики. Наиболее существенное снижение темпов развития сегодня демонстрирует наш промышленный комплекс. Это ненормально. В мире активно идет переход к новой промышленной политике. Динамику развития определяют новые сектора экономики, основанные на ІТ, био-, нанотехнологиях. Традиционные для рынка товары фактически приобретают новую жизнь за счет современных потребительских качеств и инновационных решений. Эти реалии и нам необходимо учитывать при формировании инвестпланов. Задача правительству — обеспечить реализацию потенциала модернизированных предприятий базовых отраслей промышленности и ускоренное развитие новых высокотехнологичных секторов. Сельское хозяйство — важнейшая сфера деятельности, определяющая не только продовольственную безопасность и социальную стабильность в обществе, но и экспортный потенциал страны. Белорусские продукты узнаваемы и востребованы. Это в основном заслуга наших передовых хозяйств. Однако их, к сожалению, у нас недостаточно. По итогам прошедшего года почти каждая четвертая сельхозорганизация убыточна. Важнейший элемент оздоровления экономики села — это вытягивание отстающих коллективов до уровня средних, а тех, в свою очередь, — до передовиков…

Займитесь развитием конкуренции, стимулированием предпринимательской активности для создания комфортной потребительской среды… Это целевая задача, решение которой не позволит необоснованно повышать цены. Еще одно направление — развитие саморегулирования в торговле, улучшение привлекательности этого вида деятельности в малочисленных и отдаленных населенных пунктах… Необходимо при этом принять меры по сближению отечественных производителей и потребителей.

О человеческом капитале

В предвыборной программе президента в числе важнейших задач названо развитие Беларуси как социального государства, основная забота которого — создавать условия для раскрытия человеческого потенциала. Я исхожу из посыла, что уровень цивилизованности и гуманности общества в первую очередь определяется его отношением к детям и старикам. Да, в нынешних условиях для государства очень непросто придерживаться социальной направленности и принципов социальной справедливости. Но мы на этом стоим и стоять будем, несмотря на всякие трудности. В этом году особый общественный резонанс получили вопросы совершенствования нашей пенсионной системы… Принимая решение о пенсионном возрасте и совершенствовании пенсионной реформы, давайте признаем, что мы плетемся в хвосте событий. Это давно уже надо было решить. Поэтому здесь никакой чрезвычайщины. И люди спокойно это приняли…

Должен сказать и о принципах развития нашей пенсионной системы. Тоже не заметили некоторые наши “альтернативщики”. И гвалтом кричат о пенсионном возрасте. Пенсионная реформа или совершенствование пенсионной системы, как мы правильно говорим, — это не только пенсионный возраст. Это пенсионная система. Сохраняя ее нынешнюю солидарную основу, распределительную, в дальнейшем мы будем более активно развивать другие формы, включая накопительную. Кстати, она сегодня реализуется…

С учетом реальных процессов в экономике, общественных настроений я еще раз подчеркиваю это, чтобы не допустить потерь из-за инфляции или иных негативных тенденций, мы будем двигаться вперед. Главный посыл: мы не намерены уменьшать размеры пенсий, также как и увеличивать налоги на предприятия и социальные выплаты самих работающих в пенсионный фонд. Еще один акцент, на котором должны быть сконцентрированы усилия правительства, — оказание социальной поддержки людям с ограниченными возможностями. Мы всегда с особым вниманием относились к нуждам, потребностям ветеранов Великой Отечественной и других войн… В обеспечении благополучия всех слоев населения особую роль играет динамичное развитие здравоохранения. Эта сфера является приоритетом белорусского государства. В мировом рейтинге по доступу к медицинским услугам мы занимаем 1-е место, а по благоприятным условиям для материнства находимся на 25-м месте среди почти 200 стран. За последние годы в Беларуси модернизированы все звенья системы здравоохранения — от фельдшерско-акушерских пунктов до областных больниц и современных медицинских центров. Высокотехнологичные операции проводятся во всех регионах страны. Вместе с тем в медицинской сфере предстоит сделать еще многое. В поликлиниках не должно быть очередей. Надо завершить информатизацию рабочих мест практических врачей для внедрения технологии электронного рецепта и перехода на электронные карты пациента. В 2016 году надо усилить профилактику заболеваний, ведь болезнь проще предупредить, чем лечить. У населения необходимо сформировать навыки культуры здоровья, начиная с образа жизни, правильного питания, отказа от курения и алкоголя. Здоровье человека зависит от многих факторов. Один из важнейших — физическая культура и спорт. Руководителям организаций совместно с нашими профсоюзами следует шире применять методы морального, материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся физической культурой и спортом. Ведь здоровая нация — основа процветающего и сильного государства. Любого государства. Мы многого добились в развитии спорта высших достижений. У нас впереди главный экзамен четырехлетия — Олимпиада 2016 года…

Что касается задач в демографической сфере, то главное остается неизменным: создание условий для роста населения страны. За десятилетие с той поры, как была принята первая государственная программа решения демографических проблем, мы получили результат, к которому стремились: сжаты демографические ножницы. В 2015 году уровень рождаемости практически сравнялся с уровнем смертности, родилось почти 120 тысяч детишек. И такой рождаемости не было с 1994 года. За 10 лет младенческая смертность снизилась почти в 3 раза. По этому показателю Беларусь вышла на самые передовые позиции в мире… Но есть и недостатки. Вы знаете, о чем я говорю. Радует и то, что увеличивается размер белорусской семьи, более 56 процентов новорожденных — это вторые и последующие дети. Это прорыв. Наши демографические программы доказали свою результативность, и мы продолжим их реализовывать в полном объеме. Уже задействован такой механизм поддержки семьи, как материнский капитал, а также помощь в решении жилищных проблем. Мы и дальше будем прежде всего уделять внимание в плане жилья многодетным семьям. Инвестиции в семью — это инвестиции в будущее развитие.

Но сегодня необходимо сместить акценты с экономической составляющей, которая достаточно весома, на политику семейного благополучия, психологической устойчивости и стабильности…

Развитие семейной инфраструктуры, создание условий для семейного досуга, культурно-массовых развлечений, совместных занятий спортом как в городской, так и в сельской местности — еще одно немаловажное условие в деле сплочения семьи.

Уважаемые товарищи! Качественного совершенствования требует сегодня система образования. Я не говорю о какой-то реформе, ломке, как у нас привыкли это делать. Совершенствование. Надо делать следующий шаг. Честно говоря, я уже вчера думал о том, что мы систему образования отреформировали, отсовершенствовали, и больше к ней не надо прикасаться. Но вы понимаете, последние годы, 5, 10 лет, произошел совершенно, я не говорю, качественный, невероятный, космический скачок в развитии общества. Посмотрите, новые технологии, интернет, который просто повязал весь мир. Дети уже в 10—15 лет превосходят 22-летних. Совершенно иное качество, и нам от этого отстать нельзя, прежде всего в образовании. Знания многих выпускников, уровень учебных заведений оставляют, к сожалению, желать лучшего. Немало звучит претензий и по поводу учебников. Но самая главная проблема, уважаемые мои, это проблема учителей, как бы кому-то это ни не нравилось. Если учитель не сделает в ближайшее время несколько шагов к этой вершине, мы будем иметь проблему. Поэтому надо сделать все, чтобы воспитать, родить, если хотите, нового учителя. Родить новых — это долго, поэтому рожать будем, переделывая старое учительство, относительно старое. Надо всколыхнуть наше учительство, надо заставить учителя, как прежде, работать с семьей, с учениками, как это было в наше время, когда учитель такое же время, как в школе, был в семье своего ученика. Давайте посмотрим, так ли это сегодня? И сколько вы встречались с учителями своих детей у себя дома? Интересовались ли они этим? Живет ли учитель проблемами ученика? Нет. Это наша главная задача. Все остальные решаемы. Еще одна задача — это подготовка и выпуск для школ, ссузов, вузов современной учебной литературы на самом высоком уровне. Причем такое издание должно быть и с электронной версией. Ратуя за улучшение высшего образования, многие сегодня с надеждой смотрят на недавнее вступление Беларуси в Болонский процесс. Конечно, важно, что мы вливаемся в некую общеобразовательную европейскую “реку”. Сможем реализовать тесные контакты с зарубежными вузами, проводить студенческие обмены, участвовать в совместных научных проектах, но при этом не следует бездумно копировать западную систему образования. Об этом предупреждены и вице-премьер нашего правительства на недавнем совещании у президента, и новый министр образования. В этой системе, нашей системе наряду с плюсами есть и минусы, которые надо отсеивать. Я имею в виду Болонский процесс. Нам нельзя допустить оттока лучших интеллектуальных ресурсов. Белорусская высшая школа еще с советских времен имеет богатый опыт организации и учебного процесса, и мы не должны утратить его положительные качества. Речь идет прежде всего о системе патриотического, морально-этического и эстетического воспитания, которая требует всяческой поддержки развития в современных условиях. И здесь мне видится особая роль нашей системы образования, которая должна, во-первых, научить молодежь жить в нынешней насыщенной и очень информационной среде, во-вторых, воспитывать нравственную личность, прививать чувство гражданской ответственности человеку с младых лет, чтобы каждый смог видеть разницу между добром и злом и выбирать именно ту положительную сторону любого явления. Персональную ответственность за воспитательную работу в учебных коллективах несут руководители учреждений образования. Но в более широком контексте эти вопросы постоянно должны находиться в зоне особого внимания идеологического актива страны и таких конструктивных общественных организаций, наших помощников, как Белорусский республиканский союз молодежи, наша организация “Белая Русь”, Союз женщин, ветеранские объединения и, конечно же, Федерация профсоюзов, у которой еще более широкие функции воспитания человека труда и защиты его прав. О задачах и перспективах дальнейшего развития системы образования и воспитания молодежи мы более подробно, как мною обещано, и предметно поговорим на августовских совещаниях с педагогами.

Одно из важных достижений государства за двадцатипятилетнюю историю независимости — сохранение богатого и разнообразного исторического наследия белорусов, удовлетворение культурных запросов людей. Главная задача в Год культуры — активизация интеллектуальных и духовных сил общества, прежде всего молодежи, для дальнейшего социально-экономического развития страны. Минкультуры стоит уделять особое внимание культурной безопасности государства. К сожалению, в настоящее время и эта сфера духовной жизни народа стала ареной для противостояния политических сил, размежеваний и “дележки” достижений. Сегодня задача — не допустить конфронтации общества, всячески содействовать его консолидации ради благополучия, настоящего и будущего нашей страны…

В нынешних условиях особенно важна защита нашего информационного пространства. Не секрет, что Беларусь “простреливается” различными информационными потоками. Поэтому необходимо умело и системно противостоять негативным явлениям, настойчиво проводить свою линию, защищая интересы белорусского народа и государства. Клевете, различным инсинуациям нужно давать решительный отпор…

О совершенствовании кадровой политики

На протяжении становления суверенитета страны у нас сформирована кадровая политика как стратегическая деятельность государства и его органов управления. Но сейчас надо идти дальше, соизмеряя каждый шаг с новыми требованиями и задачами. Изменения в экономике влекут за собой корректировку в работе с кадрами. Особую актуальность приобретает подготовка руководителей новой формации, способных адаптироваться к сложной обстановке. В нынешней ситуации необходимо решать следующие задачи. Первое. Государственная кадровая политика должна быть направлена на реализацию приоритетов социально-экономического развития и обеспечить подготовку и расстановку кадров, способных осуществить эффективное управление отраслями экономики. Руководящий состав должен умело организовать дело и вести за собой людей, а не плыть по течению. Не те времена. Где-то надо грести против течения. Задача органов власти — поддержать профессиональных, инициативных работников, поощрять их самостоятельность и высокую результативность. Второе. Оптимизация и формирование компактного управленческого аппарата на основе научного подхода, инновационных кадровых технологий. Закостенелая система управления тормозит развитие страны, снижает эффективность работы не только госорганов, но и реального сектора экономики. И здесь у нас огромные резервы. Правительству совместно с Администрацией президента необходимо обеспечить повышение эффективности работы кадровой вертикали, престижа государственной службы, безусловное и качественное выполнение мероприятий по сокращению излишних и дублирующих функций органов госуправления, контролирующих и правоохранительных органов. Это важнейшая приоритетная задача! Ею мы занимаемся непозволительно долго… Третье. Обновление и плановая ротация государственного аппарата. Продолжить курс на омоложение, создание эффективного резерва, наращивание потенциала кадров. Важно их максимально быстрое профессиональное становление в качестве современных управляющих, способных придать новый импульс в развитии той или иной сферы деятельности. На их подготовку необходимо мобилизовать все имеющиеся ресурсы: образовательный, научный, административный. И особенно — интеллектуальный! Уважаемые друзья, нам надо почаще, и парламентариям, и мне, и правительству, бывать в наших вузах, где готовят и переподготавливают кадры. Простите меня, и пусть не обижаются на меня руководители и преподаватели вузов, — вчерашний день. Преподавание в своем большинстве не ориентировано на решение тех задач, о которых мы сегодня говорим. Как были “желтые конспекты” и закостенелые знания, так они и остались. Нам нужны новые люди с новыми знаниями. Это еще важнее, чем учитель в школе. Поэтому нам надо чаще бывать в вузах, надо чаще доносить, больше доносить до преподавателей и руководителей вузов то, чем живет мир и страна… Четвертое. Еще одной важной задачей остается подготовка и переподготовка специалистов в соответствии с потребностями экономики. В современных условиях нельзя допустить разрыва между научно-техническим уровнем нового производства и -квалификацией кадров. И переподготовку, дорогие мои, надо вести не в институтах повышения квалификации, а непосредственно на производстве, на тех участках, где будут работать специалисты и руководители. В институтах переподготовки юридических и прочих гуманитарных, экономических кадров надо их зарегистрировать, этих слушателей, рассказать им, чем будем заниматься. Кстати, сроки когда-то я приказал ограничить на этой переподготовке. У нас некоторые переподготавливались минимум месяц, а то по полгода и по году, и вы знаете, во что это выливалось. Сегодня, как мне докладывают, это требование выполнено: неделя — десяток дней. Но на производстве! Чтобы люди видели воочию и пощупали новые технологии, новые образцы продукции, новые методики. Вот что сегодня нужно в системе переподготовки кадров. Нужно обеспечить и, это самое главное, гарантируемое государством предоставление первого рабочего места выпускникам учреждений образования. Молодой специалист — будущее любого предприятия. При этом очень правильно сегодня ставят вопросы в учительской среде, в научных организациях. Это же ненормально, такая разбежка между молодым специалистом, который пришел в аудиторию, и преподавателем, допустим, который работает 20 лет и получает за выслугу, за стаж, еще какие-то бонусы, а молодой специалист отстает от него в заработной плате в 5 раз. Это нормально? Нет. Так, дорогие мои, суть же зарплаты в чем состоит: вложил большее количество качественного труда — получи больше. А что вы хотите сказать, что молодежь сегодня приходит и работает хуже, чем те, кто по 20—30 лет стоит у этого “станка”? Я в кавычки беру “станка”, потому что это больше касается гуманитарных дисциплин, преподавания и так далее. Да многие молодые люди, приходя на свою работу, выдают результаты значительно выше, чем уже существующие кадры, взрослые кадры. Я не хочу сказать, что они плохие, я хочу сказать, что неправильные критерии принимаем, неправильными критериями пользуемся: молодой — значит, ты ничего не получаешь; вот дорастешь до старика, 45—50 лет, — тогда получишь. Неправильно. Надо судить по тому, как работает человек, какой его труд, что он вкладывает в свою работу. И я уже поручил и Кочановой (Н.И.Кочанова — заместитель премьер–министра. — Прим. ред.), и нашему министру образования немедленно заняться уже в этом году проработкой новых критериев оплаты труда в этой сфере! Уважаемые друзья! Надо уделить серьезное внимание профессиональному совершенствованию тех, кто занят на производстве. Это очень важно! Кризисы приходят и уходят, а люди остаются главным ресурсом страны. Квалифицированные кадры — от рабочего и инженера до ученого и управленца-руководителя — нужно выращивать повседневным кропотливым трудом!

О приоритетах внешней и оборонной политики

В последние годы серьезно изменилась обстановка в мире. Стремительно множится число региональных конфликтов, провоцирующих масштабные миграционные кризисы. Возникают целые террористические квазигосударства, несущие угрозу для всего мирового сообщества. Даже благополучная Европа сегодня не может чувствовать себя в безопасности. Волна терроризма буквально захлестнула многие страны. Кровавые события в Париже, Брюсселе потрясли весь мир. Угроза сохраняется и для других государств, о чем нельзя забывать. Беларусь должна быть готова противостоять международному терроризму, жестко и принципиально пресекать любые его проявления, взаимодействуя с другими государствами и создавая собственную систему обеспечения безопасности. И соответствующие меры принимаются, и вы об этом не единожды слышали. Конструктивное участие в обеспечении безопасности принимает все белорусское общество, демонстрируя сплоченность перед лицом новых угроз и понимание принимаемых силовыми структурами мер. Вызывает тревогу и такая негативная мировая тенденция, как набирающий обороты новый этап холодной войны. Замаячил призрак новых блоковых противостояний, подрывающих фундаментальные основы глобальной и региональной безопасности. И это особенно печально осознавать в год 75-летия начала Великой Отечественной войны…

Мы гордо и открыто говорим: “Нам пока удается сохранить покой в нашей стране, стабильность, мир в обществе и безопасность нашей страны!” От того, насколько эффективно мы сможем отстоять свой суверенитет, не допустить проникновения к нам хаоса и насилия извне, избежать ошибок соседей, зависит будущее Беларуси. Мы просто обязаны сберечь главное достояние — мир, стабильность, межнациональное, межконфессиональное согласие, открытость к сотрудничеству. В нынешних условиях наша страна может и должна играть более активную и значительную роль в мировой политике. И это не мы рвемся к этому, от нас этого уже требуют мировые державы. А кое по каким вопросам и просят. Все эти встречи на моем уровне вы видели. Не обо всем мы пока можем сказать, но вы понимаете, о чем здесь идет речь. Сегодня Беларусь — это опора безопасности в регионе. У нас нет конфликтов ни по религиозному, ни по нацио-нальному признаку. Мы никогда не создавали и не создаем проблем соседям. И никогда не будем их создавать. Многовекторность внешней политики как была, так и остается основным принципом нашего государства. Сразу хочу подчеркнуть, что Российская Федерация — это наша союзница и стратегический партнер. Поэтому нам следует динамично развивать всестороннее сотрудничество на межгосударственном и региональном уровнях… Но я хочу, чтобы россияне понимали, особенно руководство России, что мы не будем “мальчиками на побегушках”. Мы самостоятельное суверенное государство, живущее с вами в одном доме, но имеющее свою квартиру. Пусть маленькую, небольшую, но свою квартиру. Кстати, это и слова нынешнего Президента России. Президент России готов на этом строить наши отношения. Почему некоторые, в том числе и провластные рупоры, зацикливаются на другом? До клеветы переходят на Беларусь. Надо это заканчивать. Это к добру не приводит. Тем более это вранье. Як у Беларусi кажуць, хлусня. Мы, еще раз подчеркиваю, один народ, как кому бы то это ни не нравилось. Мы от одного корня выросшие — русские и белорусы…

Еще раз подчеркиваю: мы никогда не будем жить вне этого так называемого культурного мира, который создали русский, белорус и украинец. Этого славянского мира. Это наша твердая убежденность. Быть или не быть с Россией? В отличие от России мы решили этот вопрос на всенародном референдуме в свое время, и этим путем мы всегда следуем. Да, мы требуем от россиян: коль мы в союзе и Евразийском экономическом союзе — давайте придерживаться принципов, которые мы выработали…

Наши колоссальные интересы лежат в плоскости Российской Федерации, я уже сказал, что мы один народ. Но и высокотехнологичный Запад нам небезразличен. Евросоюз — это второе и даже сегодня первое по торговле с нами объединение. Разве я могу этими интересами пренебрегать? Конечно, не могу…

В реализации нашего курса на многовекторность внешней политики важную роль играет всестороннее стратегическое партнерство с великим Китаем. Сейчас на повестке дня выполнение целого ряда взаимовыгодных договоренностей и конкретных проектов. С удовольствием хочу отметить серьезный перелом в наших отношениях с Западом, о чем уже сказано немало. Конструктивное разноплановое сотрудничество с Европейским союзом полностью отвечает нашим национальным интересам. Так же, как и развитие торгово-экономических связей и активизация диалога с Соединенными Штатами Америки… Но эти отношения и диалог должны быть равноправными. В сотрудничестве с Западом нас интересуют прежде всего инвестиции, трансфер технологий, создание передовых совместных производств, участие белорусских компаний в международных производственных цепочках. Для нас принципиально важно не допустить появления новых разделительных линий в европейском регионе, чтобы взаимоотношения Европейского союза и Евразийского экономического союза носили не взаимоисключающий, а взаимодополняющий характер. Почему мы вот так говорим, не допустить разделительных линий и прочее, это не просто политические разговоры и трескотня, а потому, что этой политической разделительной и прочее линией станет наша Беларусь. Мы окажемся в эпицентре этого раздела. А к чему это приводит, мы переживали в истории не один раз. Наша страна особо заинтересована в создании всеобъемлющей, справедливой системы обеспечения безопасности обширного и, к сожалению, взрывоопасного Евразийского региона. Поэтому мы принимаем меры и на уровне межгосударственного взаимодействия, и укрепления оборонного потенциала своей страны. Мы не бряцаем каким-то оружием. Нет. Мы серьезно и открыто говорим о том, что мы создаем современный оборонный комплекс нашей страны…

Значимой вехой в повышении обороноспособности стало принятие в этом году новой редакции Военной доктрины нашего государства. Вы этим занимались недавно. В ней четко определен миролюбивый характер нашей внешней политики. Вместе с тем в документе подчеркнуто, что для защиты своей страны в случае исчерпания мер невоенного характера мы готовы к применению военной силы как против внешней агрессии, так и для нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта… В Военной доктрине упор сделан на развитие оборонной промышленности как высокотехнологичного сектора экономики, призванного не только удовлетворять потребности силовых структур страны в современных видах вооружения и спецтехники, но и поставлять на экспорт свою продукцию. И спрос на нашу военную продукцию большой. Главная задача всех силовых структур — обеспечивать неприкосновенность нашей Родины, ее территориальную целостность и конституционный порядок, постоянно поддерживать спокойную обстановку, необходимую для устойчивого развития страны и мирной жизни людей.

Дорогие соотечественники! Уважаемые присутствующие! В заключение хочу сказать, что все системные решения руководством страны приняты. Намеченные меры должны способствовать преодолению негативных тенденций и восстановить динамику социально-экономического развития. Для этого нужна инициативная, слаженная работа на общий результат как в центре, так и на местах. В основе государственной политики лежит забота о человеке, о повышении благосостояния и качества жизни наших людей. Это наш главный принцип и магистральный путь развития. Пусть всем нам сопутствует успех в достижении поставленных целей!

(По материалам БелТА.)