В проекте «Диалоги об образовании» говорим с профессионалами, известными в стране людьми о творческих аспектах образовательного процесса, об акцентах объявленного в Беларуси Года мира и созидания, о воспитании детей и молодежи. Сегодняшний собеседник главного редактора «Настаўніцкай газеты» — директор Национального института образования кандидат педагогических наук Валентина Гинчук.
— О необходимости совершенствования учебников знают и говорят, кажется, все. Какие лично вы отмечаете трудности на пути к идеальному учебнику?
— Начиная с 2015 г. мы обновили содержание общего среднего образования, в образовательную практику внедрены новые учебные программы и новые учебные пособия. Но работа не прекратилась, — отмечает собеседница. — В соответствии с поручением Главы государства, данным на Республиканском педагогическом совете в 2021 г., институт ведет работу по совершенствованию учебных пособий.
Институт организует опытную проверку новых учебных пособий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования. Вся полученная информация систематизируется, обсуждается с авторскими коллективами. Замечания и предложения педагогов и воспитателей учитываются при подготовке пособий к повторному выпуску.
В прошлом году во всех регионах страны прошли диалоговые площадки с авторами учебных пособий и педагогами — в итоге разработана дорожная карта совершенствования школьных учебников. Ее мероприятия носят комплексный характер и предполагают корректировку нормативных правовых документов (учебных планов и учебных программ), отдельных учебных пособий, совершенствование механизмов учебного книгоиздания, методическую поддержку педагогических кадров.
Мероприятия дорожной карты уже реализуются. Отмечу, что с учетом мнений педагогов к 2022/2023 учебному году уже проведена корректировка учебных программ по географии, биологии. В настоящее время завершен анализ учебных программ по всем учебным предметам с точки зрения последовательности и системности представления учебного материала, учета возрастных особенностей учащихся, реализации межпредметных связей. В учебные программы внесены коррективы, они сейчас обсуждаются на заседаниях предметных секций научно-методического совета при Министерстве образования.
Разработаны Концепция школьного исторического образования и учебная программа нового интегрированного курса «История Беларуси в контексте всемирной истории» для 10—11-х классов; сформирован авторский коллектив по разработке учебных пособий.
Разработанным Порядком подготовки учебных пособий для учреждений образования предусмотрены совместное обсуждение рукописей учебных пособий авторами и рецензентами, проведение апробации новых учебных пособий в отдельных учреждениях образования перед их массовым тиражированием.
В институте организована работа постоянно действующего семинара для авторов учебных пособий, рецензентов, участников опытной проверки, членов предметных секций научно-методического совета — вместе мы обсуждаем требования к новым учебным пособиям и пути их реализации. Практика показала, что нередко у специалистов, которые занимаются учебным книгоизданием, представления об идеальном учебнике существенно различаются. На мой взгляд, это самая большая сложность на пути к идеальному учебнику… При этом отмечу, что новое поколение школьных учебников разрабатывается с учетом лучших традиций советского учебного книгоиздания. Для нас принципиально важно реализовать воспитательный потенциал учебников, например, через задания и упражнения, в которых представлена информация о достижениях белорусской промышленности, спорта, медицины, науки, культуры.
Безусловно, работа по совершенствованию учебных пособий будет продолжена — во взаимодействии со всеми заинтересованными.
Екатерина ДУБИНСКАЯ
Фото Олега ИГНАТОВИЧА
Интервью с директором Национального института образования Валентиной Гинчук читайте в номере «Настаўніцкай газеты» от 21 марта 2023 года.