Зачем, чему и как сегодня учить родителей?

- 11:23Школа - для бацькоў

В первом материале нашей рубрики (03.11.2016) говорилось, что в  одиннадцати учреждениях общего среднего образования  Республики Беларусь с 2016 года реализуется инновационный проект “Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей путем использования инновационных подходов и современных образовательных технологий”.

Ведущая идея проекта — от информирования и просвещения — к обучению родителей. Чему и как учить сегодня родителей? Ведь все они считают, что любят своих детей и умеют их воспитывать. Да, все родители любят детей, но любовь у всех разная (разумная, слепая, авторитарная, попустительская, интуитивная или другая). Очевидно, все семьи разные, у всех разные модели воспитания и разные результаты воспитания. У всех много проблем, и в основном одинаковые. Всё чаще не очень успешные родители становятся “почемучками”: “Почему он не слушается?”, “Почему не хочет ничего делать?”, “Почему он не такой как все?”, “Почему молчит, грубит, плохо учится?”, “Почему эти учебники такие непонятные?” “Почему она (учительница) это не объяснила на уроке?”, “Почему меня бесконечно вызывают в школу?” и т.д. Причины ищут на стороне, на кухне, на даче, в транспорте, по телефону, не допуская мысли, что сами что-то делают не так или вообще не делают ничего. А дети растут, проблемы усложняются, уровень воспитанности не соответствует современным требованиям. Многие от безнадежности опускают руки и больше не ищут ответов на свои многочисленные “Почему?”, пустив воспитание своих детей на самотек.

Планируя обучение родителей, педагогические коллективы этих учреждений образования исходят из убежденности, что замалчивать проблемы родителей в воспитании детей и не обращать на них внимания дальше просто невозможно, поскольку это проблемы всего общества, что все родители могут сделать для своих детей гораздо больше, чем делают сегодня; родителей можно сделать более успешными, а детей — более воспитанными и счастливыми; важно помочь родителям осознать существующие проблемы и найти оптимальные пути их решения, повысить их мотивацию к обучению и самообразованию; и сделать это могут прежде всего учителя.

Важно и можно через такую работу с родителями содействовать   укреплению детско-родительских отношений и устойчивости семьи в целом. Общими усилиями педагогов и родителей можно добиться большего успеха в воспитании и социализации детей и удовлетворенности более успешной реализацией своей воспитательной миссии.

Это, конечно, не курсы повышения квалификации родителей и не  ликбез их полной неграмотности. Это инновационная деятельность по освоению новых, более эффективных, моделей сотрудничества семьи и школы. Ведь родители, согласно закону об образовании в Республике Беларусь, тоже участники образовательного процесса».

В качестве критериев успешности такой инновационной деятельности определены не количество мероприятий, не их яркость и массовость, а универсальность и уровень компетенций учителей в обучении родителей  грамотной реализации своих основных функций по воспитанию детей, уровень и качество  компетенций родителей помогать детям самостоятельно решать многочисленные проблемы их развития и взросления, уровень гражданственности, самостоятельности, творчества и ответственности детей за свой выбор, личностное развитие, учебную и профессиональную деятельность. Не количество, а только качество знаний и умений педагогов и родителей, их умелое использование в практике повседневной обучающей и воспитательной работы.

Как организовано сегодня взаимодействие семьи и школы?  Традиционные родительские собрания информационного характера, родительские университеты, встречи, лекции, много совместных праздников, походов, экскурсий развлекательного характера. Кое-где организованы родительские клубы, школы для молодых родителей. Если обучающие занятия или познавательные встречи и бывают, то только по планам или сценариям учителей, без учета образовательных запросов родителей. Наиболее активные участники таких мероприятий — успешные родители. Не  очень успешные родители родительские собрания и мероприятия посещают редко и не очень охотно.

Работа по новой модели взаимодействия школы с родителями строится на диагностической основе и предусматривает обучение прежде всего менее активной, не очень успешной группы родителей и параллельно обучение учителей способам выявления образовательных запросов родителей, методам их удовлетворения и повышения мотивации к дальнейшему непрерывному самообразованию.

Для включения в инновационную деятельность всех членов коллектива директор каждого учреждения образования делегировал членам проектной группы в соответствии с основными направлениями воспитательной работы и затруднениями родителей часть своих полномочий по управлению проектом. Разработана инфраструктура проекта, включающая творческие мини-группы педагогов: дети и школа, дети и здоровье, дети и труд, дети и социум, семья и дети, дети и досуг, дети и профессия, дети и компьютеры. В названии каждой мини-группы заложена стратегическая цель: как родители могут помочь детям успешно учиться, как помочь выбрать профессию, как избежать негативного влияния улицы и т.п. Каждый из педагогов входит в какую-то мини-группу из 3—5 человек и имеет конкретные функциональные обязанности по разработке программ и сценариев обучающих занятий для родителей детей разного возраста и с учетом их затруднений, проводят мастер-классы для родителей, выявляют успешный опыт семейного воспитания и организуют обучение родителей по какому-то направлению силами коллег-родителей, разрабатывают памятки, методические рекомендации родителям и т.п. Организованы группы информирования и психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности. Вся работа по обучению родителей планируется и организуется совместно с родительскими комитетами классов. Предусмотрено сотрудничество по отдельным вопросам со специальными учреждениями (медицинскими, правоохранительными и др.).

Невозможно резко и одномоментно изменить все привычные формы взаимодействия с родителями, например, родительские собрания — на инновационные. Одновременно с введением новых обучающих занятий для  родителей будут проводиться и традиционные, причем очень важно каждому мероприятию, каждой встрече с родителями придать обучающий характер. Например, в начале любого родительского собрания можно сделать краткий информационный вброс теоретических тезисов на определенную тему, возможно, на тему предстоящего обучающего занятия “Как победить компьютерную зависимость или что-то другое”, чтобы родители более внимательно наблюдали за поведением детей, что-то прочитали, что-то проанализировали, о чем-то побеседовали с детьми или со специалистами. Можно даже подготовить простенькую программу наблюдения или мини-исследования в домашних условиях. Это новая и непростая работа как для родителей, так и для учителей, но она крайне необходима и актуальна для всех педагогических коллективов.

Хорошо перед каждым собранием или мероприятием озвучить целевую установку: что важно узнать, чему научиться, что сравнить, о чем поразмыслить, что проанализировать. После завершения собрания и любого другого мероприятия с родителями ценно получить от них обратную информацию: что новое узнали, чему научились, о чем задумались, что можете предложить и т.п. Эта простая, но постоянная рефлексия совместной работы будет полезна и педагогу, и родителю. При систематическом ее использовании у родителей  будут развиваться навыки самоанализа, саморефлексии деятельности и ее результатов.

После анализа результатов входной диагностики совместными усилиями психологов, руководителей и участников проекта определена наиболее актуальная и всеобщая проблема родителей детей всех возрастных групп. Это проблема непонимания детьми родительских требований, а  родителями — некоторых поступков своих детей, их отношения к родителям, к учебе, к труду.

 Во всех учреждениях образования — участниках проекта разработаны и проведены первые обучающие занятия с родителями по осмыслению этой проблемы и поиску путей ее решения.

В средней школе № 136 Минска педагогом-психологом Ольгой Сидорик проведен обучающий тренинг для родителей начальных классов по теме “Как понять своего ребенка?” в присутствии участников  проекта учреждений образования других регионов.

Ольга Николаевна продемонстрировала короткий видеоролик “Утро в семье”, в котором ученик медленно и лениво одевался, а мама нервничала и постоянно дер­гала его. После коллективного анализа этой ситуации родителям было предложено описать чувства участников события и предвидеть дальнейший  ход событий, т.е. последствия утренней сцены. Их предвидения можно было сравнить с реальными событиями после просмотра второго видеоролика. Искали ответ и на главный вопрос: “В чем причина этих огорчений, расстройств и  недоразумений; как можно избежать таких трудностей: не обращать внимания, пройдет, забудется; что же делать?” Приводили  примеры аналогичных ситуаций из повседневной жизни семей самих участников. Сделан вывод, что причина многих бед, больших и маленьких конфликтов в семье чаще всего не в ребенке, как привыкли видеть это родители, а именно в родителях, которые не понимают и не хотят понять своего ребенка, не слушают и не слышат его. И совет психолога — быть более внимательным к ребенку в любой ситуации, более спокойным в ситуациях цейтнота, заранее договариваться о времени, об ответственности, говорить ему и о своей ответственности за опоздания на работу, а вечером в спокойной обстановке анализировать эту ситуацию глубже, постараться услышать и понять своего ребенка. Но как его понять? Проведен поведенческий анализ аналогичных ситуаций и обобщенный вывод, как достойно выполнить свою основную миссию — помочь детям  стать взрослыми, здоровыми, умными, успешными, познать себя и найти свое место в жизни, стать успешными счастливыми, независимыми и самостоятельными, умеющими принимать правильные решения, делать правильные выводы и не бояться ошибок. И, конечно же, как стать ребенку другом, опорой, советчиком, помощником, учителем на всю жизнь.

А как этого добиться без знания индивидуальных особенностей, природных задатков, характера, интересов и потребностей детей? Прежде всего надо знать, понимать, что происходит с ребенком, что, как и почему  изменяется, развивается, улучшается. А зачем его понимать?

Понимать ребенка, чтобы принять его, какой он есть, чтобы знать его сильные и слабые стороны, чтобы помочь преодолеть трудности, недостатки и стать лучшим. Как и где этому научиться: дома, в школе, в интернете, везде? После обсуждения возможных вариантов были предложены  несколько правил, как понять и принять своего ребенка:

  • вместе планируйте, анализируйте, рефлексируйте любую ситуацию;
  • постоянно показывайте пример, как вы это делаете;
  • ни при каких обстоятельствах не применяйте моральное давление, унижение и физическое насилие над личностью ребенка;
  • доверяйте чувствам ребенка;
  • чаще предлагайте ему самостоятельно справиться с возникшей проблемой;
  • выразите уверенность, что всё получится;
  • в любом случае разговаривайте с ребенком спокойно, без окриков и нравоучений;
  • как можно меньше прибегайте к наказаниям;
  • если наказание все-таки необходимо, сделайте его справедливым, понятным, корректным, не унижающим;
  • помните: “Битое детство — убитое будущее”;
  • поощряйте самостоятельность ребенка;
  • чаще и правильно хвалите своего ребенка;
  • не сравнивайте его с другими детьми. Ребенок — личность со своими чувствами, своим характером, своим эмоциональным порогом;
  • ни в коем случае не навязывайте детям ярлыков;
  • анализируйте и думайте. Действуйте и анализируйте. Учитесь и совершенствуйтесь;
  • любите своих детей — любых и при любых обстоятельствах;
  • любите и помогайте им стать лучше;
  • используйте формулу любви КОМПЕТЕНТНОГО РОДИТЕЛЯ к своему ребенку.

Истинная родительская любовь наиболее ясно и ярко проявляется в общении с детьми. Американские психологи выделили четыре аспекта любви:

  1. Умение слушать ребенка. Родители, проявляющие интерес к тому, о чем говорит ребенок, поистине мудры, ибо дают ему возможность выразить всё многообразие его чувств и переживаний.
  2. Манера говорить с ребенком. Если вы не научились говорить с ребенком мягко, с любовью и уважением, то он будет избегать общения с вами.
  3. Знание, как наказывать ребенка. Мудрые родители, наказав ребенка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают его, а остаются рядом с ним, уверяя в своей родительской любви, выражают уверенность в том, что этого больше не повториться.
  4. Помощь в развитии ребенка. Помните, что ребенок живет в постоянном напряжении и неуверенности. Ваше поведение должно как бы говорить ему: “Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда”.

На тренинге родители выполняли различные роли, в том числе и роли детей; анализировали предложенный текст разговоров одной мамы с детьми в течение дня; выполняли различные упражнения по анализу поведения и поиску вариантов более щадящих разговоров.

Чтобы помочь ребенку грамотно разобраться в своих чувствах, родителей обучили 4 техникам общения. Результаты тех же упражнений, но с использованием только что освоенных техник общения оказались более оптимистичными. Анализировалась ситуация и умное поведение отца при обсуждении его драки с одноклассником, в результате которого сын принял самостоятельное решение, одобренное отцом.

В заключение советы психолога и рефлексивный круг родителей: что узнали, чему научились, в чем убедились, что задумали, будете ли продолжать самообразование в этом направлении? Родителей очень интересовало, когда и на какую тему будет проведено следующее занятие.

Отзывы педагогов о тренинге

Светлана Феликсовна, Минск: “Тренинговое занятие для родителей “Как понять и принять ребенка”, проведенное педагогом-психологом Ольгой Николаевной Сидорик, произвело на меня большое впечатление. Сейчас появилось поколение родителей, которые намеренно или неосознанно пытаются труд по сохранению семьи и внутрисемейных отношений переложить на школу. “Мы ребенка родили, мы работаем, а учителя пусть воспитывают, учат, развивают. Мы спросим с них и за поведение, и за отметки, и за неудачи”. По их мнению, если ребенок, его учеба и поведение не вызывают нареканий, значит, хорошие родители. Появились проблемы — виновата школа. На мой взгляд, успешность ребенка в школе, а затем и в жизни напрямую зависит от семейных установок, стиля общения, от погоды в доме.

Семья — это наша колыбель, своеобразный уголок безопасности, который непросто строить, еще сложнее поддерживать, сохранять и развивать. Это великий ежедневный труд. Как и в любом труде, нам,  прежде всего родителям, нужны знания, как это сделать. Их важно и можно этому научить.

В ходе тренинга я как мама и как учитель узнала много нового и полезного для себя, со стороны увидела, как игнорирование и недопонимание родителями простых, казалось бы, моментов в жизни ребенка может привести к огромным проблемам в общении, обучении и всей его последующей жизни. Еще я поняла, что если мы, педагоги, зачастую в своей семье с ребенком ведем себя неправильно, что в таком случае мы можем требовать от родителей, которых нормальным семейным отношениям, выстраиванию диалога между родителями и детьми никто не учил. Они просто не понимают, что нужно сделать, когда мы советуем наладить отношения с ребенком, разобраться в причинах его поведения. Мы, конечно, хотим, чтобы родители стали нашими союзниками в воспитании их ребенка, мы должны их научить видеть, понимать проблемы, а самое главное, решать эти проблемы, не перекладывая ответственность на педагогов. Родители должны понять и принять, что общение на равных, диалог с ребенком, доверие и искренность в семье не менее, а намного более важны, чем любые материальные блага. Мы должны обучить родителей техникам семейного диалога, должны достучаться и объяснить, что именно родители являются первой и главной опорой своих детей, но не в смысле “где тут обидчики, всех порву”, а “я взгляну на себя и на свои отношения с ребенком как бы со стороны, проанализирую, где я был неправ, постараюсь изменить сначала себя, а потом и свое общение с самым ценным подарком жизни — своим ребенком”.

Елена Станиславовна, Новолукомль: “Меня пригласили на обучающий тренинг для родителей. Сразу подумала: “Обучать родителей? Как это? Разве мало работы с детьми?” Но…Тренинг с родителями учащихся начальных классов средней школы № 136 вела психолог Ольга Сидорик. Анализировались различные ситуации из жизни школы, семьи, отдельных детей, в том числе и ситуации поведения детей, чьи родители присутствовали на тренинге. Родители вначале были как-то насторожены, немножко застенчивы, но Ольга Николаевна очень тактично и быстро всех включила в обсуждение темы. Каждый имел возможность высказать свое мнение, предложить свое решение. Ничье мнение не отвергалось и не критиковалось. Все вместе искали наилучшее решение обсуждаемой ситуации. В завершение ведущая знакомила участников с мнением психологов, специалистов, в отдельных случаях давала свои рекомендации. Было очень живо, практично, полезно. Мы увидели совершенно новый подход к работе с родителями.  Оказывается, родителей нужно и можно учить. И они хотят учиться. Мне было не просто интересно. У меня родились идеи для обновления  работы с родителями моих учеников. Но еще больше эта встреча заставила меня задуматься о своих детях, кое-что переосмыслить и изменить в отношении к ним и в себе”.

Татьяна Александровна, Сморгонь, Екатерина Александровна, Брест; Виктория Генриховна, Барановичи: “Представленная в видеоролике ситуация для коллективного обсуждения  родителями  на тренинге реальна для любой семьи. Увиденное и услышанное заставило нас, учителей, присутствующих на тренинге для ознакомления с опытом работы школы с родителями по-новому, мысленно обратиться к личному опыту работы и с родителями, и с детьми. Мы услышали и увидели в действии использование кейс-метода. Это было очень эффективно. Его можно применять как в работе с учителями, родителями, так и с детьми”.

Психолог Ольга Николаевна, проводившая тренинг, тоже его прорефлексировала: “Подобный тренинг я проводила впервые. В тренинге принимали участие родители детей 2 и 3 классов. Многие из них отмечают многочисленные трудности в общении с ребенком и выражают желание научиться этому искусству. Мне хотелось подчеркнуть важность этой проблемы, научить родителей создавать условия для сближения членов семьи, распознавать чувства и эмоции детей, научить их понимать и принимать своего ребенка. От начала и до конца тренинга родители принимали активное участие в его работе. Особый интерес и оживление у родителей вызвала практическая часть, что позволило избежать переутомления родителей, сохранять и поддерживать мотивацию к дальнейшей работе. В конце тренинга многие обращались с запросом об индивидуальной работе с их семейной проблемой, высказывали мнение о необходимости проведения подобных занятий в школе регулярно, даже вместе с детьми. В процессе подготовки и проведения этого тренинга в рамках реализации инновационного проекта я убедилась, насколько актуально для родителей постоянное взаимодействие и взаимопонимание с учителями, понимание и родителями, и учителями детей.

Актуальность проблемы и желание родителей обучаться новому продуктивному общению с детьми подчеркивается и косвенными признаками. Во-первых, все родители в ходе тренинга записывали информацию со слайдов к себе в записные книжки. Кто-то фотографировал текст на мобильный телефон. Во-вторых, в конце тренинга все родители забрали с собой памятки, которые были подготовлены для работы, хотя предложения забрать их домой заранее не было. В-третьих, многие родители откровенно признавались в затруднениях по разрешению постоянно возникающих проблем и потребностях к кому обратиться за помощью для их разрешения. И многие другие показатели подтверждают, что для родителей данный вид работы является необходимым, хотя до занятий отнеслись к этому тренингу с некоторым недоверием. Видеоролик, показанный в самом начале тренинга, позволил значительно снизить состояние тревоги и страха у родителей перед обсуждаемой темой, расположить их к разговору на такую распространенную в каждой семье проблему.

Хочу отметить некоторые и негативные моменты тренинга:

  1. Целевая аудитория представлена только женщинами. Не хватало мужского мнения.
  2. Присутствие наблюдателей создавало некоторый психологический барьер в работе с родителями, особенно вначале. И это несмотря на то, что аудитория для проведения тренинга была зонирована, рассадка родителей исключала прямой и косвенный контакт с наблюдателями.
  3. Отсутствие перерыва. Перерыв необходим для переключения на другой вид работы, на сплочение тренинговой группы через свободное общение друг с другом. Перерыв дает родителям возможность выбора: или остаться, или уйти. Не уходят— актуальность обсуждаемой темы подтверждена, уходят — очевидно противоположное”.

В гимназии № 4 Баранович в интерактивной форме проведен педсовет “Организационные формы, методические приемы и технологии развития психолого-педагогической компетентности родителей”. Разработана программа использования уже освоенных учителями современных технологий в обучении родителей. Принято решение освоить и шире применять в работе с родителями метод кейс-стади, игровые технологии, проектную и коучинговую технологии.

В гимназии № 1 Столбцов для активизации и обучения родителей используется работа педагогических, родительских и детско-родительских клубов, в гимназии Сморгони — музейная и родительская педагогика, совместные проекты детей и родителей, в средних школах № 1 Солигорска и № 39 Молодечно — нетрадиционные формы обучения родителей: родительские тренинги, ринги, круглые столы, практикумы, конференции  и различные акции.

Недавно в гимназии № 4 Баранавич прошла декада открытых уроков и внеклассных мероприятий для родителей под девизом “Учить. Учиться. Сотрудничать”. Они  не только присутствовали на уроке, но и попробовали себя в роли учителя: помогали организовать работу учащихся в группах, оказывали посильную помощь, консультировали  детей при изготовлении комбинированной аппликации. Одним словом, и учились, и учили.

 В ходе декады родители имели возможность побывать на уроках. Многие попробовали свои силы в физике, математике, истории и других предметах, познакомились с требованиями учителей, получили ответы на интересующие их вопросы, памятки “Как помочь ребенку учиться”, “Как проверить домашнее задание по предмету” и другие.

Предлагаемый опросник “Какие мы родители?” и другие аналогичные материалы помогут вам проанализировать себя и найти, что надо корректировать, чему желательно научиться.

Вам предлагается ответить на 14 вопросов. Отвечайте быстро и откровенно. При ответе на вопрос вам надо записать одно из слов: “да”;  “иногда”, “отчасти”;  “нет”.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли дети с вами по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. А детские праздники — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  11. А телевизионные передачи?
  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

350 учителей-инструкторов Международной организации, работающей с трудными подростками и семьями в школах, церквях и  социальных центрах Америки, собрались вместе и составили эти 10 правил-ключей успешного воспитания, чтобы помочь всем нам.

  1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Научно доказано, что дети скупых и неумелых в общении родителей плохо себя ведут, чувствуют себя потерянными, поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
  2. Поменьше говорите — побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся “глухими”. Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их так. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
  3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами, иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше. Но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
  4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так: “Что случилось бы, если б я не вмешался?”

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках, тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак, не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

  1. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать — он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять деньги в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.
  2. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились — вы проиграли.
  3. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: “Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?”
  4. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
  5. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.
  6. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся жить у жизни.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Читайте! Думайте! Действуйте! Успехов!

Анна ДОБРИНЕВСКАЯ,
методист АПО, заслуженный работник образования Республики Беларусь.