Цель: получение практических навыков исследования памятников историко-культурного наследия Дятловщины.
Введение в тему:
Добрый день, сегодня я предлагаю вам принять участие в занятии «Анализ объектов историко-культурного наследия». Каждый из вас уже участвовал в предметных исследовательских чтениях, где испытывал свои возможности в публичных выступлениях. Сегодня для вас, будущих участников исследовательских проектов и конференций, важно обучиться процессу исследования. Наша цель — получить практические навыки исследования памятников историко-культурного наследия Дятловщины.
1 этап: теоретический блок.
Сформулируйте понятия: культура, история, историко-культурное наследие.
Историко-культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию.
К объектам историко-культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства.
В зависимости от своего состава объекты культурного наследия могут быть комплексные и единичные и в соответствии с законом подразделяются на следующие категории:
памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; (далее — объекты археологического наследия);
ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, религиозного назначения (храмовые комплексы, монастыри, подворья; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);
достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей.
2 этап. Определение категорий культурно-исторических объектов исследования на Дятловщине (использование методики «Мозговой штурм»).
Назовите известные вам примеры историко-культурного наследия в Дятлово (обелиск Славы, дворец Радзивиллов, мемориальный комплекс «Дети лихолетья», Свято-Преображенская церковь, костёл Успения Богородицы, здание МЧС — бывшая синагога).
3 этап. Составление плана исследования объекта (использование методики «Ярмарка идей»).
Результат 3 этапа — совместно составленный план:
- Название объекта.
- Категория.
- Век, год создания, автор или инициатор.
- Чему посвящен объект, в честь кого воздвигнут, история создания.
- Личности, связанные с объектом, или легенды, предания.
- Значение, роль объекта в плане населенного пункта, культурно-историческая ценность объекта.
4 этап. Описание объекта (работа в группах).
Дети собирают пазлы, получают картинку, на которой изображен объект для исследования: дворец Радзивиллов, здание МЧС — синагога, мемориальный комплекс «Дети лихолетья».
Работа в группах (10—15 мин) осуществляется с использованием различных источников:
– книга «Память» о Дятловском районе;
– материалы из архива гимназического музея;
– исследовательские работы учащихся гимназии;
– интернет по предложенным ссылкам:
http://diatlovonews.by/2015/09/obelisk-slavyi-g-dyatlovo/
http://planetabelarus.by/sights/
http://planetabelarus.by/sights/965-dyatlovo-city/.
5 этап. Презентация работы (до 4 минут).
6 этап. Определение вектора для дальнейшего исследования.
Участникам групп предлагается ответить на поставленные вопросы:
Какая взаимосвязь между дворцом Радзивиллов и костелом Успения Богородицы?
Почему мемориальный комплекс «Дети лихолетья» возник только в 1988 г.?
Почему на здании бывшей синагоги нет таблички «Историко-архитектурная ценность»?
Учащиеся приходят к выводу, что ответ на поставленные вопросы требует дополнительный исследований.
7 этап. Подведение итогов.
С помощью наводящих вопросов учитель подводит учащихся к определенным выводам:
- Исследование объекта возможно на основе литературы, документальных, архивных, интернет-источников, а также в результате работы на местности.
- Исследование исторических объектов позволяет более детально узнать историю своего населенного пункта.
- Это важно для воспитания гражданских качеств.
- Исследование исторического объекта порождает новые векторы исследования.
Елена РАДОМСКАЯ,
учитель истории и обществоведения гимназии № 1 г. Дятлово.





