Татьяна Николаевна Карпеченко, классный руководитель, у которого учился Президент Беларуси, — на пороге красивой даты, 99-летия.
Она родилась в Волгоградской области РСФСР в семье рабочих. Во время Великой Отечественной войны на территории области было введено военное положение, где юная Татьяна трудилась на одном из оборонных предприятий. Большая часть заработанных средств шла на создание танков и самолетов, на формирование известной в войну танковой колонны “Волгоградский колхозник”, часть направлялась на помощь блокадному Ленинграду.
Татьяна стала на предприятии секретарем комсомольской организации. После основной работы заводчане помогали колхозникам убирать зерно, молотить урожай. Готовили и отправляли посылки на фронт. Для подготовки посылок ходили и собирали продукты, вещи по домам, сами вязали носки, рукавицы, шапки. “Мы жили с лозунгом, — вспоминает Татьяна Николаевна, — “Все для фронта, все для Победы!”.
После войны окончила математический факультет Архангельского педагогического института, преподавала математику в одной из школ Архангельска. Не раз награждалась грамотами райкома комсомола за педагогический труд.
Татьяна Николаевна убеждена, что у каждого человека есть своя судьба, и именно случай стал началом ее новой жизненной страницы:
— В военное время я вела переписку с родственником из Беларуси, маминым двоюродным братом. Родом моя мама из Шкловского района, деревня Черное, 12 км от города. После войны мамин двоюродный брат пригласил в гости, мама была этому рада — ей хотелось, чтобы я посмотрела, как живут наши родственники после войны, чтобы я познакомилась с ее родными местами.
Я собрала маленький чемоданчик. Думала, что съезжу на пару недель в отпуск. Все родные были очень рады моему визиту, встретили приветливо. В выходные дядя предложил съездить в Шклов на экскурсию, а мне, молодой, все интересно, да и дома, думала, будет что рассказать. И мы отправились в путь. Первым посетили парк, далее отправились в центр, дядя мне все рассказывает, все показывает, и тут навстречу — мужчина, дядин однокурсник. Присели на скамеечку для беседы, воспоминаний. Оказалось, однокурсник теперь — инспектор в районо.
Татьяна Николаевна Карпеченко награждена медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”. За педагогический труд награждалась Почетной грамотой управления народного образования Могилевского облисполкома; почетными грамотами отдела образования Шкловского райсполкома, Почетной грамотой колхоза имени Дзержинского за добросовестный труд.
— А вам математики не нужны? — спросил дядя. И указал на меня…
Вот так незапланированная встреча двух друзей повлияла на мою судьбу.
С 1946 года я начала работать в Александрийской школе. Целый 41 год. Учителей здесь уважали. Бывало, иду утром на работу, так каждый идущий навстречу поздоровается, пожелает доброго утра, улыбнется, а пожилой так и вовсе поклонится. Так приятно на душе становится!..
Здесь я вышла замуж, муж работал учителем истории. Построили с ним дом, вырастили четверых детей.
Александрийская школа была большая, были параллели, в классе — по 24 учащихся. В школе работало 3 математика. Хороший, дружный коллектив. 50% — мужчины, бывшие фронтовики, грамотные, самостоятельные, все добросовестно работали. Равняться можно было на каждого. Но был в нашем коллективе и заслуженный учитель Республики Беларусь — Николай Николаевич Астрахович. Мы все смотрели на него, хотели быть достойными педагогами.
Случались, конечно, ученики, кому не интересна была математика, но я и с такими по-особому работала, после уроков оставляла, занималась. Несколько раз останутся, потом задумываются и начинают стараться. Хочется отметить особую тогда связь с родителями: они нас понимали, мы их. Часто беседовали о том, что мы должны сделать в школе, а родители дома, чтобы поставить ребят на путь исправления.
В 60-х годах была классным руководителем класса, в котором учился будущий Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. Был он обыкновенный, трудолюбивый деревенский мальчишка, как многие его одноклассники.
На педсоветах коллеги часто беседовали о своих учащихся. Фамилия Лукашенко звучала часто. Языковеды выделяли его как грамотного учащегося, он очень хорошо писал изложения, отмечала Нина Алексеевна. Мой муж выделял много ребят, но самым достойным считал Александра. Мария Владимировна, учитель физической культуры, также отмечала Лукашенко, который регулярно выигрывал внутришкольные соревнования. И он всегда достойно выступал на районных соревнованиях за Александрийскую школу. А мне всегда было приятно, что это мой Александр.
После окончания Могилевского педагогического института Саша, уже Александр Григорьевич, стал работать в родной школе учителем истории. Запомнилось мне одно родительское собрание, которое необходимо было провести по деревням. Потому как если организовывать его в Александрии, то с дальних деревень родители могли не прийти. Вот и были у нас пешие родительские собрания, которые собирали почти всех. А мы ведь были не просто учителя, а еще и агитаторы. На родительских собраниях обязательно должны были сделать общий доклад, потом уже обсуждать школьные дела. Всех, помню, смутил вопрос о международном положении. Вот и пришлось обратиться к молодому коллеге Александру Григорьевичу за помощью.
Проходило то собрание вечером после работы в деревне Богушовка. Собралось много родителей, в основном мужчины. Вот я объявляю:
— Заслушайте доклад на тему “О международном положении”.
И не представила, кто его зачитывает. Александр Григорьевич начал свое выступление, речь хорошая, словарный запас большой, слушать его было одно удовольствие. По завершении собрания все начали спрашивать друг у друга:
— Что за молодой учитель, откуда он?
— Так это наш, александрийский, сын Екатерины Трофимовны Лукашенко.
Мужчины, уходя, жали ему руку и благодарили.
А когда Александр Григорьевич Лукашенко стал Президентом Республики Беларусь, весь педагогический коллектив испытал чувство гордости и радости за выпускника нашей школы.
Татьяна Николаевна Карпеченко и сегодня, в свои 98 с хвостиком, убеждена, что дать знания своим ученикам — важно, но еще важнее — воспитать детей в патриотическом духе, чтобы росли они трудолюбивыми, любили Родину. А еще — ценили и любили те места, где родились и выросли, были достойными гражданами своей страны.
Екатерина СТОЯКОВА,
заместитель директора по воспитательной работе Александрийской школы.