Нынешние учащиеся — это будущие избиратели. Безусловно, учителей волнует готовность молодого поколения к проявлению правовой культуры, к конструктивному диалогу с обществом и государством.
Эта готовность, с моей точки зрения, имеет несколько составляющих: сформированный в сознании каждого будущего избирателя правдивый образ нашего исторического прошлого и уважение к героическим подвигам предков; ценностное отношение к нашему настоящему, гордость за страну; работа на будущее. Сам процесс формирования правовой культуры через цепочки “права — обязанности”, “свобода — ответственность” предполагает правовое просвещение, которое непременно надо строить через погружение взрослеющей личности в деятельность.
Согласитесь, что для правового просвещения мы имеем и хорошую нормативную базу, и информационное обеспечение этой работы. Широкие возможности нам предоставляет богатая социокультурная среда. А вот как этим воспользоваться, как организовать этот процесс — все в руках педагога. Именно педагог в наше время выступает главным проводником идеологии государства как системы ценностей и смыслов, на которых строится жизнь в стране и обществе.
В последние годы мы реально уделили историческому образованию серьезное внимание. К преподаванию курса по истории ВОВ привлекаем и руководителя по военно-патриотическому воспитанию, используем материалы пособия “Геноцид белорусского народа в годы ВОВ”. Ведь важно не просто изложить факты и цифры, а тронуть душу и сердце юного поколения, в том числе на примерах героев, выполнявших долг перед Родиной.
Убеждена, что будущий избиратель не сможет сделать осознанный выбор, если у него не сформированы знания о генезисе белорусской государственности, ходе государственного строительства, государственных символах. В нашей гимназии, например, есть кабинет истории белорусской государственности. Совсем недавно наши школьники с большим интересом смотрели фильм “Культурный код”. В рамках ученического самоуправления в учреждениях создаются школьные СМИ. В нашей гимназии это “Гимназический вестник” в Telegram-канале, в котором появилась рубрика “Выборы-2025”.
Формирование ценностного отношения к достижениям современной Беларуси не менее значимо для развития правовой культуры будущего избирателя. И неслучайно старт новому учебному году дал урок “Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь”. Много лет в гимназии работает дискуссионный клуб старшеклассников. Тематика заседаний клуба самая разная. Например, “Многодетная семья: прошлое или будущее?”, “Перекличка поколений”, “Свобода и ответственность”, “Сила народа в его единстве”. Вообще, клубная деятельность — это действенная форма наращивания будущими избирателями социального опыта, формирования баланса личных потребностей и общественных интересов. Учащиеся самостоятельно готовят информацию по теме заседания, проводят социологические опросы среди сверстников, педагогов, родителей, предлагают ситуации выбора, включаются в обсуждение важных для них, для их сверстников, да и для всей страны вопросов.
Волонтерское движение — та форма активности, которая позволяет учащимся не просто нарастить свои знания о государственной политике, но и приобрести социальный опыт. Волонтерство — это помощь, это новые знания, но это и диалог поколений о наших ценностях, о правах и социальной ответственности. Так, в преддверии референдума наши старшеклассники обсуждали с ветеранами социального пансионата “Исток” изменения в Конституцию, особый интерес вызвала новелла о социальной ответственности. Такие встречи дают колоссальный опыт правового воспитания, который невозможно почерпнуть ни в одной книге.
Безусловно, важно и конкурсное движение правовой направленности. Но мое глубокое убеждение состоит в том, что актуальными формами активности учащихся, направленной на формирование правовой культуры, выступают не единоличные конкурсы, а такие, которые требуют коллективных усилий. Сегодня стоит задача охватить такими формами и родителей учащихся. Сплоченность, единство, социальная ответственность — не менее, а, возможно, даже более важный результат, чем сам продукт коллективного творческого дела.
Наш гимназический проект “Литературно-исторические гостиные: диалог поколений” объединяет людей разного возраста. В нем участвуют учащиеся с 1 по 11 класс, педагоги, родители, представители общественности.
Кстати, не одно такое яркое событие мы провели в сотрудничестве с БРСМ, а также с общественными организациями БСЖ и “Белая Русь”. Особенность таких (очень массовых!) встреч состоит в том, что диалог строится средствами прозы, поэзии и музыки. И каждый раз я убеждаюсь, что такие формы активности очень востребованы современной молодежью. Меняем темы встреч, меняем состав участников, но неизменным остается слоган “Мы вместе”. Мы — это педагоги, учащиеся, их родители, то есть все мы, наше общество и государство. Потому что понимаем: правовая культура будущих избирателей — это серьезный фактор нашего единства и суверенитета.