В первых числах ноября в российском Ярославле прошло заседание постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России. Как его непосредственная участница хочу поделиться впечатлениями об обсуждении актуальных проблем совершенствования и сближения систем образования наших стран и прежде всего школьного образования.
Более тридцати лет каждая из наших стран осуществляет свою национальную образовательную политику. Безусловно, за эти годы мы нарастили различия, но ведь корни остаются теми же. А корни — это традиции и ценности. Наши национальные системы образования выросли из советской системы, о которой мы сегодня безо всякого смущения и стеснения говорим, что она была лучшей в мире. Как далеко мы отошли друг от друга и как синхронизировать методические системы образования наших стран? Какой опыт мы можем заимствовать друг у друга? Эти вопросы как раз и составили проблемное поле семинара.
Все выступающие были единодушны во мнении, что образование — это основа государственности, базис формирования национальной идентичности, воспитания нравственности и патриотизма. В наших странах образование трактуется как обучение и воспитание. Оба процесса взаимосвязаны: обучая, мы воспитываем, а воспитывая — обучаем. Но сегодня воспитательная составляющая выходит на передний план. Смыслы закладываются в школе — это отмечали все выступающие.
Первый урок каждой новой недели в российских школах проходит под названием “Разговор о важном”. А в белорусских школах такой разговор уже давно ведется еженедельно на классных и информационных часах.
Мы не отказались от этой советской традиции, только наполнили ее современным содержанием. Замечу, что россиянам был очень интересен представленный начальником Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Виктором Довнаром опыт реализации уже хорошо зарекомендовавшего себя информационно-образовательного проекта “ШАГ”. Интересна участникам семинара была и презентация работы белорусских учреждений общего среднего образования с родительской общественностью. Цель нашего уникального проекта “Родительский университет” — повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Обсуждалось и качество учебников. С удивлением узнала, что в Российской Федерации не все школьные учебники государственные, хотя перед системой образования уже стоит задача перехода на государственные. В этом отношении мы однозначно опередили российских коллег. В Беларуси в школе используются лишь те учебные пособия, которые имеют гриф Министерства образования. Тем не менее полемика по качеству учебников ведется как в России, так и в нашей стране — по качеству исторического образования в том числе. Кстати, мы рассказали российским коллегам, как в 2020 году очень быстро поправили ситуацию, обнаружив, что на изучение истории Великой Отечественной отводится незначительное число часов. Мы показали, как используем материалы, подготовленные учеными-историками, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в рамках уголовного дела о геноциде белорусского народа, в качестве важного инструмента патриотического воспитания, уважения к исторической памяти. Следует отметить, что музейная педагогика является хорошей традицией российских школ. А мы представили музеи или музейные экспозиции, посвященные геноциду белорусского народа, которые сегодня действуют в каждой белорусской школе.
Реальным шагом к формированию духовной культуры и нравственности взрослеющей личности является введение в образовательную практику белорусских школ факультативного занятия “Основы духовной нравственности и патриотизма” (авторы Г.И.Николаенко, Ф.П.Повный и др.). Об этом с глубоким уважением к нашей образовательной политике в своем приветственном слове говорил народный артист России Николай Бурляев, модератор встречи. Это пособие действительно выступает мощным методическим инструментом воспитания. Его содержание строится на концептах красоты, гармонии мира и значимого в православии понятия добродетели, которые рассматриваются через призму красоты природы, человека и его души, красоты слова, мыслей, творчества, человеческих поступков и отношений. А добродетель как добро, вошедшее в привычку, раскрывается через такие важные личностные качества, как вера, надежда, любовь, благоразумие, воздержанность, трудолюбие.
Фото БелТА
Кстати, о трудолюбии и трудовом воспитании также шла речь. Николай Бурляев резко высказался по поводу отсутствия общественно полезного труда в российских школах. А вот в белорусских школах не отказались от этой формы общественно и социально значимой активности учащихся. Почитайте Telegram-канал любого учебного заведения и увидите, как активно и дружно коллективы классов трудятся на территориях школ в шестой школьный день.
Вспоминая все яркие, емкие и при этом разные по содержанию выступления белорусских и российских коллег, осознаешь, как много общих вопросов удалось обсудить. И все же красной нитью всех выступлений проходила тема сохранения и развития наших общих традиций и духовных ценностей. Глубокая мысль Президента Беларуси о том, что воспитать патриота может лишь тот, кто сам является патриотом, звучала на семинаре не один раз.