Чтобы вырастить олимпиадника, должно совпасть немало факторов — в чем секрет успехов Глубокской гимназии

- 9:00Главная, Знак качества, Образование

Учащиеся Глубокской гимназии из года в год побеждают на областном этапе Республиканской  олимпиады по учебным предметам. Тенденция сохраняется на протяжении последних лет. В чем секрет успеха? Об этом и шла речь в ходе общения  корреспондента “Настаўніцкай газеты” с представителями образовательного сообщества Глубокского района.

Особый склад характера

— Особых секретов нашей олимпиад­ной успешности нет, — поясняет На­талья Коц, заведующая районным учебно-методическим кабинетом. — Есть система подходов к организации этой работы, которая и дает результаты. Отмечу, что мы не рассматриваем олимпиадную деятельность в качестве абсолютного приоритета. Основная задача учреждений образования — обеспечить качественное усвоение учебных программ всеми учащимися и удовлетворение повышенных образовательных потребностей у части из них.

Н.З. Коц, Т.А. Поляк, В.И. Аниськович с учащимися — победителями областной олимпиады: Елизаветой Юргель, Анной Куриленок, Марией Зеленкевич, Валерией Грибко

По мнению Натальи Зигфридовны, для этого нужны не однотипные, а разнообразные форматы образовательной работы. Участие в олимпиадах является одним из таких форматов. Его эффективное использование подразумевает необходимость системного методического сопровождения учителей-предметников и учителей-тренеров при их работе с одаренными учащимися.

— Чтобы вырастить из ребенка олимпиадника, должно совпасть немалое количество факторов. И прежде всего должна состояться встреча увлеченного учителя, который не будет считаться с собственным временем, и способного ученика, который захочет и сможет упорно трудиться, — убеждена Татьяна Поляк, заместитель директора по учебной работе Глубокской гимназии.

На первый взгляд, выявить потенциальных олимпиадников проще всего по уровню успеваемости. Но, к сожалению, не каждый отличник в перспективе способен достичь высоких результатов в олимпиадной деятельности.

— Олимпиадник должен иметь подходящий для этого занятия склад характера, мышления, личности, — подчеркивает Татья­на Арсеньевна и добавляет: — Особое внимание следует обращать на способность ученика находить нестандартные решения, готовность не бояться трудностей и много работать.

Найти, заинтересовать, развить

— Ориентиры по определению способностей детей нам известны, что сразу же сужает зону поиска будущих олимпиад­ников, — говорит заместитель директора.

Но мало найти, нужно еще и заинтересовать ребенка предлагаемой ему формой образовательного развития.

— И начинать это делать как можно раньше, желательно в начальных классах, — уточняет педагог. — Кроме того, ученика (и его родителей!) нужно еще и убедить в том, что необходимые способности у него есть, могут в рамках учреждения быть развиты, реализованы и, что очень важно, в его взрослой жизни востребованы. А затем приступать к формированию у школьника интереса к конкретному предмету, и прежде всего путем создания ситуаций успеха и мотивирования ребенка на упорный труд.

При составлении индивидуальной траектории нужно дать ученику возможность соизмерить свои запросы и потенциал, осознать усилия и временные затраты, которые ему потребуются для достижения запланированного результата. Важнейшим условием успеха является системность и непрерывность данной работы, участие во всех видах олимпиад на всех уровнях.

Как считает Татьяна Арсеньевна, основной движущей силой системы работы с олимпиадниками являются педагоги гимназии — талантливые, творческие, эмоционально стабильные, умеющие находить подход к конкретному ребенку и принимать взвешенные психолого-педагогические решения.

Заместитель директора убеждена, что даже самый результативный учитель-предметник не всегда может быть тренером по подготовке гимназистов к олимпиаде. Например, кто-то из учителей-филологов наиболее силен в лингвистическом аспекте, а другой — в подготовке учащихся к такому творческому виду олимпиадных заданий, как отзыв.

— И мы предлагаем нашим подопечным работать с разными учителями, — подчеркивает Татьяна Арсеньевна.

Этот опыт особенно хорош тем, что каждый педагог чувствует себя причастным к общему успеху.

За рамками программы

— Главное — увлечь ученика предметом, — убеждена Наталья Адамович, учитель биологии. — Удивить фактом, привести ситуацию из жизни.

Например, при изучении темы “Моллюски” Наталья Афетовна приносит на урок сифон или терку и спрашивает у ребят, что общего у моллюсков с этими предметами. Такой подход “от жизни” вызывает у ребят желание узнать по теме как можно больше. По мнению педагога, важно не бояться показать ученикам, что ты сам чего-то не знаешь. Ребята должны понять, что можно чего-то не знать, но нужно продолжать узнавать и изучать новое.

Вероника Аниськович, учитель истории и обществоведения, считает необходимым приобщать ребят к поиску решений на стыке межпредметных знаний. Чтобы подготовить ученика к олимпиаде, важно постоянно повышать не только его общекультурную эрудированность, но и собственную. Необходимо стимулировать в детях желание развиваться по принципу “выше гор могут быть только горы, на которых ты не бывал”.

— Объясняю ребятам, что задания олимпиады зачастую выходят за рамки школьной программы и что всегда нужно быть готовыми к вопросу, которого в учебнике нет, — добавляет педагог. — Нацеливаю искать информацию на правовых порталах, в законодательных документах и главных событиях страны.

Мария Ботяновская, учитель математики, трудится в образовании 40 лет:

— За это время у меня накопилось много дополнительных материалов, собраны олимпиадные задания за все годы и всех уровней, большая библиотека книг “Математические кружки”.

Мария Ивановна считает, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет позволяет активно применять накопленный запас знаний и постоянно расширять его с учетом предыдущего и настоящего опыта. Домашние задания ее олимпиадники выполняют не по учебнику. У них для этого есть три тетради: для олимпиадных задач, по алгебре и геометрии. На каждой наклеено условие задачи. Ученики приносят решения, чередуя тетради.

— Учу ребят, что сравнивать себя нужно только с самими собой и стараться получить максимальный для себя результат, — подчеркивает Мария Ивановна. — Охотно делюсь материалами с коллегами, в том числе из других школ. Радуюсь их успехам.

Умение побеждать

Интересно было пообщаться и с учащимися-олимпиадниками, которых, признаться, было весьма непросто выхватить из круговорота их дел. В гимназии шел концерт, и многие из победителей-интеллектуалов были его активными участниками.

Учащаяся 11 класса Мария Зеленкевич, призер третьего этапа Республиканской олимпиады по биологии, считает, что секрет ее успешности — в интересе к предмету и трудолюбии.

— Я много трудилась и чувствовала постоянную поддержку в школе и дома, и это одна из главных причин моих успехов. Сосредоточенность у меня на генетическом уровне, — шутит Маша.

Сегодня у нее на руках приглашения во ВГМУ и БГУ — на факультет биотехнологий.

Учащаяся 9 класса Анна Куриленок, обладатель диплома ІІ степени областного этапа республиканской олимпиады, убеждена в важности умения распределять время, желания развиваться в любимой дисциплине и умения преодолевать волнение. В последнем ей помогли психологические тренинги и консультации по формированию стрессоустойчивости, тайм-менеджменту, умению работать в команде.

…Подведены итоги третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам. В копилке гимназистов — 5 дипломов. И это результат системной и упорной работы всего коллектива, учащихся и их родителей.

Можно ли установить некий план по увеличению численности участников и стремиться к его выполнению? Как считает Татьяна Поляк, это возможно, но гарантировать его обязательное выполнение сложно.

Например, сейчас в ранней профилизации по математике задействованы 28 учащихся, из которых решение участвовать в олимпиадах приняли только двое. Учитель, работающий с ребенком, может рекомендовать ему этот вид деятельности, но решение, участвовать в подготовке к олимпиаде или нет, принимают ученики и их родители самостоятельно. Все должно опираться на осознанный выбор. А для успеха нужна долгая и усердная работа. Что означает — работать и не останавливаться.

***

Все педагоги Глубокской гимназии отмечают созданные здесь условия для успешной работы, отдавая должное управленческим решениям. Это и ранняя профилизация, и выделение часов на факультативные и стимулирующие занятия, и укрепление материальной базы, и профильный гимназический лагерь, и формирование команд на каждый олимпиадный цикл (под командой понимается не только группа учащихся, но и группа учителей-предметников, которые занимаются подготовкой учащихся), и организация просвещения родителей учащихся по вопросам развития одаренности. И, конечно же, моральное и материальное поощрение победителей предметных олимпиад и их наставников.

Людмила КУРИЛЬЧИК