Уже многие годы я не работаю в школе, но стараюсь быть полезным родной Беларуси, белорусской школе, педагогам и учащимся, хотя и живу ныне в дальнем зарубежьи (Израиль). В августе 2017 года был в гостях в Беларуси и с необыкновенным энтузиазмом и заинтересованностью посмотрел выступление Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на республиканском педсовете. Ведь многие годы своей педагогической деятельности я небезуспешно трудился над решением тех проблем, о которых говорил президент. И мне есть чем гордиться.
Мне хочется поделиться с педагогической общественностью (и не только!) Беларуси мыслью о личной методике учителя, о современной школе и о школе завтрашнего дня. Это может решить только учитель, и не просто учитель, а учитель-творец!
На страницах “Настаўніцкай газеты”, других газет появляются мои материалы. Из последних моих работ хотел бы выделить такие: “Гордость моя — Беларусь”, “Школа и сучаснасць”, “Жизнь, отданная школе”, “Маё жыццё зроблена ў Беларусі”. Журнал “Нёман” опубликовал мой очерк “Партизаны — евреи Белоруссии в боях за Родину! (2012, № 12). А недавно (в августе) журнал получил от меня очерк “Это должен знать каждый!”. Эти материалы о событиях, мало известных в Беларуси.
Мысленно оглядываясь назад, хочу особо выделить то, чем горжусь.
За пять лет я прошел путь от учителя начальной школы до директора средней школы (Холочская средняя школа Чечерского района Гомельской обл.). И именно в те годы у меня зарождались идеи, оформившиеся в новом подходе к ученику, к самому процессу построения урока: тема, игровые моменты, цель, активная позиция ребенка на всех этапах урока — вплоть до подведения итогов (а достигли ли мы цели?). И, естественно, главный герой урока — ученик! Вот смысл гуманизации обучения. Ведь главное — готовить ребенка не к жизни, а к творчеству в жизни! Да, именно к творчеству в жизни надо готовить наших сегодняшних учеников: как творчеству в своей непосредственной сфере деятельности, так и в других. Не забудем мысль Ф.Достоевского: “Надо молитвенно желать быть лучше”.Такое желание надо систематически, настойчиво, целеустремленно, но неназойливо назидательно формировать у наших детей.
А три моих книги из серии “Педагогика в моей жизни” — “Учитель в мире детства”, “Концертный вальс Глазунова” и “Окрашено любовью” — пополнили Президентскую библиотеку Республики Беларусь. Последняя книга посвящена учителям Беларуси с пожеланием “Моим коллегам — учителям родной Беларуси посвящается… Пусть ваша жизнь и деятельность всегда будут окрашены любовью. Дарите детям радость!”.
Что я сумел сделать в своей педагогической деятельности. Это:
— изменить характер цели и методов организации учебной деятельности, поставив под сомнение постулаты советской школы. Определил приоритетное направление в работе учителя — развитие личности ребенка (качеств и способностей);
— определить личностно ориентированный подход к ребенку как важнейший в учебном процессе, а из методов воздействия — ситуативные, опосредованные. Главный герой урока — ученик;
— выделил критерий демократизма учителя и школы в целом мыслью “сколько детей в группе, классе — столько и мнений. Уважать мнение ребёнка!”;
— определил свое кредо: “Мыслить самостоятельно, мыслить вопреки, мыслить неподражательно!”;
— на всём огромном постсоветском пространстве бывшего СССР впервые появились два удивительных документа именно в нашей школе. Мои ученики (10 “А” класса) разработали “Декларацию достоинства ученика”, а я — “Декларацию достоинства учителя”. Это стало достоянием педагогической общественности Беларуси;
— мое учительское счастье состояло в том, что я не имел учебных перерывов, каникул. Я постоянно был с учениками, был в мире детства…
И должен сказать, что многое из сделанного зарождалось в те далекие военные и первые послевоенные годы моего детства. Мое поколение —это дети войны. Связь времен неразрывна!
В свое время “Гомельская праўда” опубликовала две мои большие статьи: “Я вас люблю” и “Дорогие мои мальчишки”. А как к этому относятся нынешние педагоги Беларуси? Почему самые талантливые дети не стремятся поступать в педвузы, стать учителями, а многие выпускники педвузов не стремятся отдать свою жизнь школе, детям?
Моим ученикам я посвятил статьи в “Настаўніцкай газеце” “Не нашкодзь”, “І я шчаслівы”, “Ты мая радасць”.
Один из моих материалов назывался “Свет далекой звезды”. В нем ничего не говорилось о ребенке, вдохновившем меня на написание этого материала, о романтике, любви и вдохновении в школьной жизни. Этот ребенок — удивительно романтичная, увлеченная натура. И благодаря ему в моей душе возникло столь много поэзии и света. А несколькими годами раньше другой ребенок вдохновил меня на написание поэмы в прозе “Слово о возвращении” (о возвращении в прекрасную пору молодости).
Я принимал самое деятельное участие в разработке концепций реформирования белорусской школы, исторического и обществоведческого образования, по приглашению Министерства образования и Академии последипломного образования часто бывал в Минске, выступал на совещаниях по проблемам реформирования белорусской школы.
Регулярно делился своим опытом работы со слушателями курсов в Институте усовершенствования учителей (позже — Институте развития образования) Гомеля, в Академии последипломного образования (Минск). Во время приездов в Беларусь несколько раз выступал с лекциями на тему “Гуманизация и демократизация современной школы” перед слушателями курсов ИУУ (Институт развития образования), на которых присутствовали руководители и свободные преподаватели института (Гомель). Получил благодарственное письмо института. Большое место в моей педагогической деятельности занимала туристско-краеведческая работа. В Красненской средней школе Гомельского района был создан историко-краеведческий клуб “Радимичи (1980). Я был создателем и руководителем этого детского разновозрастного творческого объединения. 446 учащихся школы прошли через этот клуб, создали школьный краеведческий музей с девизом “От отцов к сыновьям переходит эта поколений бессмертная эстафета”. О работе этого уникального клуба знали во всех республиках СССР. Этому была посвящена моя статья в журнале “Народная асвета” “Мы гэтай памяці верныя” (2000 г., № 1).
Наш отряд видели во всех областях Беларуси, в 13 республиках бывшего СССР (кроме Туркмении и Таджикистана), в 10 городах-героях. А с какими людьми во всех уголках огромной страны встречались белорусские краеведы! От Прибалтики до озера Байкал, от северного Архангельска до южных Ташкента, Самарканда, Бухары, Алматы, Еревана, Тбилиси, Баку…
Долгие годы моей творческой деятельности в школе я был тесно связан с замечательными педагогами Беларуси — академиком Николаем Васильевичем Кухаревым, докторами педагогических наук Михаилом Афанасьевичем Дмитриевым (Гомель) и Юрием Андреевичем Хариным (Минск). Я постоянно чувствовал их поддержку, они вдохновляли меня, с радостью приветствовали появление каждой новой моей статьи по проблемам гуманизации и демократизации современной школы в педагогических журналах и газетах Москвы и Минска.
20 моих журнальных работ опубликованы в моей первой книге “Учитель в мире детства”. По материалам этой книги (страницы указаны) слово о творчестве:
— Кто он — счастливый учитель? (стр. 42—44);
— Далеко не каждому учителю доверяют разбираться в подобной ситуации… (стр. 66—72);
— Учитель — не просто урокодатель (“не сотвори себе кумира”) (стр. 78—85);
— Прикосновение к чувствам (стр. 86—92);
— “Мне нравится, когда я вижу улыбку на лице ребенка” (стр. 93—99);
— Актуальность гуманистических идей белорусского просвещения (стр. 110—126);
— Технология успеха (каждый ребенок — неповторимая индивидуальность; школы без неудачников; уважать мнение ребенка, гуманизировать весь дух школы) (стр. 127—133);
— Для чего идем на урок? (стр. 137—144);
— Гуманистический потенциал педагогического творчества (стр. 148—152);
У истоков детского творчества (особо тематика сочинений для учащихся 8—11 классов. Да, у меня ученики этих классов — и это у историка и обществоведа — писали сочинения (выражая свои мысли), чтобы получить высокую оценку по предмету (стр. 156—167);
— Технология альтернативных решений (стр.168—174).
А когда я приезжал в учебное время, то непременно в школах Гомельского района и области проводил поэтические уроки для старшеклассников и учителей под названием “Страна любви”.
Пожелание Министерству образования: не забывать ныне действующих учителей-творцов в школах страны. Учитель-творец хочет быть востребованным обществом, школой.
Он буквально призывает: “Я хочу. Позовите меня!” Это его свободное волеизъявление. Но зов учителя надо услышать!
Счастливый учитель. Кто он?
— это прежде всего профессионал, специалист как предметник, воспитатель;
— Педагог (с большой буквы!), который никогда не забудет, что воспитать одного трудного ребенка в тысячу раз труднее, чем дать отличный открытый урок;
— психолог, который может многое прочитать в детских глазах, близко к сердцу принять чувства, переживания, эмоции, желания ребенка;
— врач, желающий того, чтобы ребенок был раскрепощен в своих отношениях со сверстниками и взрослыми, умеющими вовремя заметить физическую и духовную перегрузку, усталость ребенка; целесообразно меняющий ритм и формы деятельности ребенка на уроке и вне его; всегда трепетно и нежно относится к симптомам недомогания ребенка;
— артист, умеющий предстать перед детьми в самом неожиданном образе (и забыть, что он учитель!).
И видеть глаза ребенка, его милое лицо, не бояться быть ласковым!
Школа и органы образования не могут забыть Дейла Карнеги, когда он приводил слова психолога Уильяма Джеймса: “Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству”. И далее Д.Карнеги развивает эту мысль: “Стремление к собственной значимости является одной из главных черт, отличающих человека от животного, определяет сущность цивилизации. Без него мы недалеко ушли бы от животных”.
Вот какими мыслями мне хотелось поделиться, увидев выступление Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на республиканском педсовете 24 августа 2017 года.
Михаил КАН,
ветеран педагогического труда,
учитель истории высшей категории.