Заседание секции “Инклюзивное образование в школе” состоялось в средней школе № 23 Минска.
В работе секции приняли участие 34 специалиста из Республики Беларусь и Российской Федерации.
В рамках секционного заседания был заслушан и обсужден опыт работы учреждений образования Республики Беларусь и Российской Федерации, реализующих инклюзивное образование.
Участники конференции отметили, что на текущем этапе развития инклюзивной практики основные акценты сделаны на решении организационных вопросов и обеспечении факторов развития толерантных отношений между участниками образовательного процесса. Была констатирована достаточная информированность специалистов об особенностях организации образовательной среды в инклюзивной школе: имеется необходимое техническое обеспечение, активно используют разнообразные организационные ресурсы.
Участниками секции был представлен интересный опыт работы по созданию благоприятного социально-психологического климата в учреждении образования, формированию адекватной мотивации у учащихся и специалистов в процессе учебного и внеучебного взаимодействия. Вместе с тем была отмечена потребность учреждений образования в системном анализе и обобщении опыта инклюзивного обучения и воспитания с целью его активного внедрения в массовую практику, а также выявления “западающих” аспектов и определения точек дальнейшего роста.
Особое внимание участники секции уделили вопросам методического обеспечения образовательного процесса в инклюзивной школе: мониторинг достижений учащихся, разработка индивидуальных учебных планов, адаптация содержания общеобразовательных программ, интеграция профессиональных компетенций специалистов и др. Отметили, что в данной сфере остается ряд дискуссионных вопросов, которые требуют углубленного изучения и серьезной научной проработки.
В рамках работы секции были обсуждены вопросы деятельности ресурсных центров методического обеспечения интегрированного и инклюзивного образования. Представленный опыт работы специальных школ и центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации показал четкое понимание задач, стоящих перед данными структурами, направлений и особенностей организации их работы с учреждениями-заказчиками. Накоплен интересный разнообразный методический опыт, созданы оригинальные методические ресурсы, в том числе на основе информационных технологий, которые могут быть использованы не только в рамках отдельных регионов, но и за их пределами.
Участники секции проявили высокую заинтересованность к вопросам организации инклюзивного образования в школе, к обмену опытом, поддержали предложения о проведении исследовательской работы на базах учреждений образования, реализующих инклюзивную практику силами студентов, магистрантов, аспирантов и др.
Министерство образования Республики Беларусь.