Какой быть инклюзии: инклюзивное образование — территория толерантности

Работа секции “Инклюзивное образование — территория толерантности” проходила в средней школе № 111 Минска. Участников конференции приветствовали начальник управления образования, спорта и туризма администрации Ленинского района Минска Е.В.Цыпылова, заместитель директора средней школы № 111 Минска В.И.Пашкевич. Гости смогли ознакомиться с адаптивной образовательной средой, созданной в учреждении образования, опытом организации интегрированного обучения и воспитания, проводимой педагогическим коллективом работой по формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. 

Были рассмотрены пути формирования толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования, отмечено, что важнейшей линией в осознании возможности инклюзивного образования является опора на социально-психологические факторы развития детей с особенностями психофизического развития.

Директор Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Т.В.Жук показала роль центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в формировании толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Г.А.Брилькова представила модель взаимодействия учреждений дополнительного и специального образования, показала возможность успешного установления взаимоотношений детей друг с другом, что особенно важно в продвижении инклюзивных процессов.

Эмоциональностью отличалось выступление педагога дополнительного образования гимназии № 32 Минска Т.Л.Волчек, в ходе которого раскрыты возможности кружковой деятельности художественно-эстетической направленности в формировании толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития.

Учитель-дефектолог Кадинской средней школы О.И.Луговская поделилась опытом перехода от интегрированного обучения и воспитания к реализации аспектов инклюзивного образования.

Вопросы включения в инклюзивную образовательную среду детей с нарушением слуха освещены в выступлении доцента кафедры сурдопедагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кандидата педагогических наук, доцента А.В.Киселевой. Отмечено, что важнейшим шагом на пути к инклюзии в этом случает также является использование возможностей дополнительного образования, организация досуговой деятельности учащихся с нарушением слуха.

В ходе обсуждения докладов научный сотрудник Центра социологических и политических исследований Белорусского государственного университета, кандидат социологических наук В.Л.Ананьев поднял вопрос о научных методах изучения успешности формирования толерантного отношения.

Итогами работы секции стал вывод о постепенном формировании толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития, о важности научного обоснования инклюзивных процессов в обществе и мониторинга успешности формирования толерантного отношения, поиска специальных способов работы с детьми разных категорий.

Министерство образования Республики Беларусь.