Какой быть инклюзии: непрерывное инклюзивное образование

- 15:50Рознае

Работа секции была посвящена вопросам непрерывного инклюзивного образования. Активное участие в обсуждении приняли и сотрудники Республиканского институт профессионального образования, на базе которого состоялось заседание данной секции, сотрудники Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Национального института образования, Научно-исследовательского института труда (Министерство труда и социальной защиты), руководители не только учреждений специального образования, но и домов-интернатов для детей с особенностями психофизического развития (далее — ОПФР), учителя-практики.

Отличительной особенностью работы данной секции явилось ее межведомственность, участие представителя компании “Элита Групп”, занимающейся разработкой и производством технических средств для лиц с нарушениями зрения из Российской Федерации, практико-ориентированная направленность.

Участниками секции обсуждались вопросы получения профессионального образования лицами с ОПФР в Республике Беларусь, организация образовательного процесса, трудоустройства, а затем адаптации рабочего места, профориентационная работа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, формирование социальной компетентности в выборе профессии у учащихся с нарушениями зрения с позиции человека, педагога, имеющего нарушения зрения, межведомственное взаимодействие при реализации непрерывного образования людей с инвалидностью, сопровождение проживания детей и молодых инвалидов, проживающих в психоневрологических домах-интернатах, обучение людей старше 18 лет с интеллектуальными нарушениями, проживающих  в психоневрологических домах-интернатах, готовность педагогов учреждений профессионального образования к инклюзивному обучению.

По результатам обсуждения участники секции пришли к выводу, что для обеспечения непрерывного инклюзивного образования необходима согласованность и преемственность в действиях различных структур: государственных, общественных, родителей. Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны — удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

По-прежнему актуальными являются вопросы создания и совершенствования уже имеющихся специальных условий для обучения инвалидов, в том числе и создания безбарьерной среды; обеспечения поддержки непосредственно учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в котором участвуют инвалиды; формирования профессиональной и личностной готовности педагогов к работе с данной категорией обучающихся.

Во время дискуссии участниками секции были обозначены проблемы, требующие решения.

1. Создание межведомственного (Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения) реестра (банка данных), с целью не выпадения детей (подростков и взрослых) из базы Министерства образования, независимо от места их учебы (проживания) — в образовательных учреждениях Министерства образования или учреждениях социальной защиты.

2. Проведение серии межведомственных круглых столов с представителями трех профильных министерств, родительской общественности, общественных организаций для того, чтобы разработать общий алгоритм и общее понимание маршрутизации человека с ОПФР на различных этапах непрерывного образования, а также порядок межведомственного взаимодействия в интересах этих людей.

3. Рассмотрение вопросов поддерживаемого и сопровождаемого трудоустройства людей с интеллектуальной недостаточностью с различной степенью тяжести, с нарушениями психического развития. Анализ, обобщение и распространение положительного опыта Молотковичской вспомогательной школы-интерната по профессиональной ориентации и обучению профессии учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

4. Рассмотрение вопроса о частичной дееспособности (определение данного понятия и введение в нормативные документы) лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми множественными нарушениями развития.

5. Обеспечение развития профессиональной карьеры студентов с инвалидностью. С этой целью необходимо создать специальные службы (или ввести дополнительные штатные единицы) при каждом государственном учреждении высшего образования, в обязанности которых входили бы обеспечение архитектурной доступности учебного заведения, доступности информации для инвалидов по зрению и слуху, а также индивидуальная поддержка студентов с инвалидностью в процессе обучения.

6. Решение вопросов соблюдения прав на развитие и непрерывное образование людей с инвалидностью, находящихся в специальных учреждениях стационарного типа (психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов).

Министерство образования Республики Беларусь.