Личным примером: как в Добрушском районе детей учат любить Родину и гордиться своей страной

- 15:32Персона

Учитель начальных классов Мария Ушанок лишь на вид кажется хрупкой — все меняется, когда понаблюдаешь, как сильная и волевая блондинка руководит военно-­патриотическим отрядом “Амичи”. Подробнее об этом узнала корреспондент “Настаўніцкай газеты”.

Кстати, педагог Нивской базовой школы Добрушского района не только владеет навыками строевой подготовки и стрельбы из пневматической винтовки, но и разбирает-собирает автомат Калашникова за рекордное время.

Сегодня в пограничном отряде 10 учащихся, среди которых 4 девочки. Воспитанники сильны в строевой подготовке, умеют ориентироваться на местности, могут быстро развести огонь и поставить палатку, оказать первую помощь. Ребята виртуозно осуществляют разборку-сборку автомата Калашникова, им это удается за рекордные 22 секунды. Закалку, сноровку, знания, физическую силу, умение работать в команде учащиеся прекрасно демонстрируют во время военно-патриотических игр.

Знакомство с руководителем отряда и юнармейцами прошло более чем оригинально. Буквально с порога сельской школы участники отряда показали мне свое мастерство в строевой подготовке: синхронно, четко, слаженно.

— Многие не верят, что занимаюсь подготовкой детей, которые заявляют о себе на военно-патриотических стартах района, области, республики. Правда, сомнения — лишь до тех пор, пока в моих руках не оказывается оружие, и когда из 10 выстрелов точно в цель попадаю 9—10 раз, вопрос о моих навыках, умениях, как и о том, чему могу научить детей, снимается, — рассказывает педагог. — Мы нацелены на воспитание подрастающего поколения в патриотическом направлении.

Ребятам нравится участвовать в различных соревнованиях, тематических играх и акциях. Так, в этом году участники отряда продемонстрировали свои навыки и умения на областном этапе спортивно-патриотической игры “Зарница”, где стали обладателями “бронзы”, а Денис Леоненко был отмечен нагрудным орденом миротворца как лучший командир в военно-патриотической игре. Потенциал в творчестве, выдумке, смекалке и физической подготовке показали, участвуя в слете военно-патриотических клубов “Юная граница” в Гомельской пограничной группе. Слет сориентировал ребят на формирование морально-психологической и физической готовности к защите Родины, повышение уровня знаний, развитие навыков и умений по основам пограничной службы. В этом году будем представлять Гомельскую пограничную группу на республиканском этапе данного конкурса.

Ученики Нивской школы не раз становились серебряными призерами областного этапа спортивно-патриотической игры “Зарница”. В 2023 году — долгожданное “золото” на областных и “бронза” на республиканских соревнованиях.

В обучении строевой и огневой подготовке педагогу помогают военнослужащие Гомельской пограничной группы, которые проводят занятия и являются личным примером для юнармейцев. Учащиеся посещают пограничников близлежащих застав — “Круговец-Калинино” и “Усохская Буда”, ребятам разрешается осмот­реть военную технику, отчеканить строевую, подтянуться физически. Самая зрелищная часть — демонстрация выступления кинологической службы.

— У нас есть прекрасная традиция — юнармейцы торжественным маршем проходят по Добрушу в дни государственных праздников и памятных дат. Поздравляем и наших пограничников, — отметила собеседница.

Удалось пообщаться с мальчишками и девчонками, кому действительно нравится носить зеленые береты, — в строгой форме ребята чувствуют себя более комфортно и уверенно. В разговоре не скрывали, что искренне рады возможности проявить себя. Многие хотят связать свою будущую профессию с пограничной службой, планируют поступать в ведомственные вузы. Некоторые из школьников уже сейчас задумываются над тем, как попасть именно на заставу, а после срочной службы остаться служить по контракту. И совсем неудивительно, что Алина, Женя и Настя Ларчиковы, воспитывающиеся в многодетной семье, мечтают пойти по стопам старшей сестры Анны, которая проходила обучение в погранотряде, а потом окончила с отличием Гомельский государственный колледж транспорта и транспортных коммуникаций и выбрала профессию контролера, одну из самых важных в пограничной службе. Ведь требует профессионализма, оперативности и ответственности — для безопасности каждого из нас.

— Границу гостеприимной Беларуси пересекают миллионы людей, и первыми их встречают сотрудники пограничного контроля, — присоединяется к нашей беседе выпускница отряда Анна Ларчикова. — Специалисты “открывают границы” для новых путешествий, предстоящих событий, добрых встреч. В следующем году планирую поступать в Институт пограничной службы Республики Беларусь. А ведь когда-то мой путь начался именно с отряда “Амичи”, и во многом благодаря примеру руководителя и пограничников я поняла, как важно защищать Родину.

— Наш выпускник Александр Белоножко поступил в Институт пограничной службы по направлению “Пограничная безопасность” (идеологическая работа), и его брат Артем задумывается последовать за братом, а пока успешно занимается в отряде, — продолжает рассказывать о мотивированных воспитанниках Мария Александровна. — Гордость берет, когда знаю, что учащийся даже не сомневается в своем выборе. Рада, когда дети достигают высот. Когда поступала Анечка, тоже очень переживала, она прошла серьезный отбор и психологическое тестирование. Доказала, что обладает упорством, ставит перед собой цель и уверенно к ней идет. Уверена, что в будущем мои дети отдадут предпочтение военным направлениям, и совершенно точно знаю, что они будут достойными курсантами и солдатами.

По маминым стопам

На пришкольной территории разговор с Марией Александровной продолжился. Оказалось, педагог работает под руководством мамы, директора школы Валентины Ушанок, и выбрала педагогику неслучайно. Вернулась в родную школу, чтобы воспитывать в детях то, чему научили ее учителя: человечности, любви к Родине, ответственности.

Еще в младенчестве мама приносила меня в Нивскую школу и пеленала на учительском столе, — рассказывает собеседница. — Когда я и брат подросли, мы с удовольствием наблюдали за тем, как мама ведет уроки математики. Смотрели не только на учителя у доски, но и на деток, которые внимательно слушали, старательно тянули ручки, чтобы ответить… Глядя на маму, мечтала поскорее стать ее ученицей. Когда переступила порог школы в качестве учащейся, искренне полюбила сам процесс обучения. В родной школе получила свидетельство с отличием и после 9 класса продолжила обучение в Новозыбковском профессионально-педагогическом колледже, окончила его с красным дип­ломом. И, не сом­неваясь, пришла работать в свою родную школу. В День знаний с замиранием сердца встречала уже своих нарядных первоклашек. Помню, очень переживала перед проведением первого урока, вспоминала свой “первый раз в первый класс”. Моя первая учительница Людмила Пет­ровна Андрейчик во многом стала для меня примером в педагогике. К слову, я заочно окончила Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины и теперь специализируюсь не только как учитель начальных классов, но и как психолог. Провожу психологические тренинги на пограничных заставах.

— Психология помогает?

— Стала не столько больше понимать детей, сколько лучше чувствовать их. Буквально по шагам определяю настроение своих учащихся. Как руководителю пограничного отряда психология дает возможность работать с военно­служащими на заставах, именно с теми, кто проходит срочную службу. А вообще, считаю, что психология — фундамент в любой работе.

В педагогической копилке Марии Ушанок — дипломы I и III степеней областного фестиваля “Педагогические надежды — 2024”.

На вопрос о том, как педагог проводит время вне школьных стен, не задумываясь, ответила:

— Не перестаю благодарить судьбу за возможность обучать и воспитывать новое поколение детей. В этом году с нетерпением жду своих третьеклассников… Считаю, работа в школе — лучший подарок, который мне преподнесла жизнь.

Елена КАСЬЯН-ПАВЛЕНКОВА
Фото автора